Проблема экологии в стране постепенно выходит на первый план. Об этом в своем сентябрьском Послании «Казахстан в новой реальности: время действий» говорил президент Касым-Жомарт Токаев, поручая профильным ведомствам кардинально пересмотреть механизм экологического регулирования и контроля в сторону ужесточения и приведения законодательства в соответствии с лучшим международным опытом.
В целом поручения главы государства касались трех направлений: активизации работы по улучшению экологической ситуации в Казахстане, расширения использования возобновляемых источников энергии и культивирование бережного отношения к природе. Для их скорейшей реализации он в частности попросил парламент принять до конца 2020 года новый Экологический кодекс, а правительство в сотрудничестве с научным сообществом и частным сектором разработать пакет предложений по «зеленому» росту.
При этом Касым-Жомарт Токаев заверил, что в течение ближайших пяти лет в Казахстане будут высажены более двух миллиардов деревьев и тем самым запущена программа масштабного озеленения населенных пунктов. Кроме того, он пообещал законодательно и нормативно защитить национальные парки и другие природные богатства путем ужесточения уголовного и административного преследования граждан, совершающих правонарушения в этой сфере.
Как считают эксперты, все эти меры являются весьма актуальными на фоне ухудшающейся экологической ситуации в стране. Тем более что она уже негативно влияет не только на политическую, социальную и культурную сферы, но и тормозит экономическое развития государства...
Так, согласно рейтингу Центра экологической политики и права Йельского университета США, Казахстан сейчас находится на 101 месте в числе 180 стран по уровню экологической эффективности (комбинированный показатель состояния охраны окружающей среды и эффективности управления природными ресурсами), хотя еще три года назад занимал 69-ю позицию... В Международном центре зеленых технологий и инвестиционных проектов такое резкое падение объясняют несколькими причинами: нестыковкой спроса и предложения на зеленые технологии; слабой связью между участниками рынка; несовершенным законодательством; недоступностью мер государственной финансовой поддержки; отсутствием инфраструктуры поддержки коммерциализации технологий и технологических компетенций в отрасли экологии и охраны окружающей среды.
Сегодня у нас в гостях заместитель председателя правления Ассоциации экологических организаций Казахстана Елдос Абаканов, с которым мы попытаемся заглянуть вглубь этих проблем, понять, как можно эффективнее и быстрее реализовать задачи, поставленные президентом, а также поменять экологическое поведение и экологическую культуру наших граждан.
- Елдос Нурболович, как вы в целом оцениваете экологическую ситуацию, сложившуюся к настоящему времени в Казахстане? Что, по-вашему, наносит наибольший вред окружающей среде?
- Экологическая ситуация в Казахстане достигла того критического уровня, когда необходимо принимать срочные меры, поскольку она серьезно угрожает здоровью людей. Согласно официальной статистике, ежегодный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников составляет порядка 2,5 миллиона тонн. По большей части это результат работы промышленных предприятий, в особенности черной и цветной металлургии, а также химические производства.
Причем негативные последствия их недобросовестного отношения к окружающей среде мы уже давно наблюдаем воочию. К примеру, в феврале 2018 года видели, как в Темиртау выпал «черный» снег. А в Атырау в прошлом году была зафиксирована массовая гибель рыбы после сброса грязной воды местными предприятиями в реку Урал. И таких фактов немало. Причем большинство из них придаются широкой огласке и получают общественный резонанс именно благодаря бдительности самих граждан.
Причинами высокого загрязнения воздуха также является большая транспортная нагрузка и низкая проветриваемость городов. Наиболее неблагополучными в этом плане считаются Усть-Каменогорск, Павлодар, Алматы и Нур-Султан. К примеру, по данным РГП «Казгидромет» в период с 2016 по 2019 гг. основными загрязнителями атмосферного воздуха в Алматы стали диоксид азота, диоксид серы, оксид углерода и взвешенные вещества, которые поражают органы дыхания. В структуре заболеваемости населения страны доля болезней органов дыхания составляет 43,5 процентов.
Плюс в стране ежегодно образуется около 5 миллионов тонн твердых бытовых отходов, из которых перерабатывается достаточно малая часть. И это огромная проблема, которая уже в недалеком будущем грозит экологическим коллапсом. Ее решение требует не только четких и согласованных действий на государственном уровне, но и личной ответственности каждого человека.
Кроме того, отечественные экологи обеспокоены так называемыми историческими источниками загрязнения. Это, как правило, бесхозные нефтегазовые и гидрогеологические скважины, шахты, рудники с радиоактивными отходами, хвостохранилища и накопители сточных вод, которые являются не менее серьезной угрозой экологической безопасности. Самое печальное, что такие объекты есть почти в каждом регионе страны...
Еще хотелось бы обратить внимание на вопрос эффективности использования водных ресурсов. Особенно остро их дефицит испытывают южные и западные регионы страны. К примеру, в городе Актау уже не хватает воды для полива зеленых насаждений. Мы сейчас внимательно изучаем эту проблему и считаем, что ее можно решить, повысив эффективность очистки и увеличения производительности очистных сооружений.
- В последнем Послании народу Казахстана президент призвал парламент до конца года принять новый Экологический кодекс, который в том числе должен решить системные проблемы, которые вы перечислили. Чем, по-вашему, этот документ отличается от старой версии? Какие бы вы назвали его плюсы и минусы?
- Как известно, в старый кодекс за десять лет более 70 раз вносились изменения, тем не менее он не соответствовал реалиям сегодняшнего дня. А именно - не были созданы необходимые условия для достижения поставленных целей по регулированию качества окружающей среды и установлению допустимого воздействия на нее, обеспечивающих экологическую безопасность, сохранение экологических систем и биологического разнообразия. Поэтому разработку нового Экологического кодекса мы считаем весьма своевременной. Она началась в 2018 году после Послания Нурсултана Назарбаева народу Казахстана (от 10 января 2018 года), в котором он поручил актуализировать соответствующее законодательство.
Новый Экологический кодекс подразумевает внедрение различных механизмов и подходов в соответствии со стандартами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). К примеру, в документ включено такое понятие как «загрязнитель платит». Этот древнейший принцип сегодня широко распространен во всем мире, особенно в странах ОЭСР, и подразумевает ответственность природопользователей за причиненный ущерб окружающей среде, в том числе путем внедрения высоких плат.
Так, если факт экологического ущерба будет установлен, уполномоченный орган в области охраны окружающей среды направит в адрес нарушителя извещение о необходимости разработки и согласования с программой ремедиации. Последняя представляет собой комплекс мероприятий по устранению экологического ущерба посредством восстановления, воспроизводства соответствующего компонента природной среды. Если же он является полностью или частично непоправимым, то нарушитель в любом случае обязан будет привести его до базового состояния, сколько бы денег это ему ни стоило.
Отдельно хотел бы затронуть вопрос тотального регулирования крупных предприятий, так как основной объем выбросов идет с их стороны. Сейчас кардинально пересматривается процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Ранее она была частью проектно-сметной документации и являлась достаточно формальной. Новые же подходы подразумевают то, что ОВОС станет тем документом, без которого невозможно будет реализовать никакие крупные проекты. Пока предприятие или намечаемая деятельность полностью не докажет соответствие всем нормам, свою экологическую эффективность и минимальное воздействие на окружающую среду, оно попросту не получит экологическое разрешение и даже не сможет оформить земельный участок.
К слову, в процессе оценки воздействия на окружающую среду подлежат учету следующие виды: прямые воздействия; косвенные и кумулятивные воздействия, возникающие в результате постоянно возрастающих негативных изменений в окружающей среде, вызываемых в совокупности прошлыми и существующими воздействиями антропогенного или природного характера, а также обоснованно предсказуемыми будущими воздействиями, сопровождающими осуществление намечаемой деятельности.
Но самое важное новшество - это то, что оценка воздействия на окружающую среду в соответствии с новым Экологическим кодексом теперь будет невозможна без участия заинтересованной общественности и экспертных кругов. Причем последние будут присутствовать при каждом этапе оценки воздействия. Без их согласования не будет принято ни одно решение.
- Как это будет выглядеть на практике?
- Будут проводиться общественные слушания и экспертные заседания. Все стадии оценки воздействия на окружающую среду, начиная от подачи заявления и завершением процедуры, будут освещаться в средствах массовой информации и на сайтах уполномоченного министерства, а также местных исполнительных органов, к которым относится территория намечаемой деятельности. Согласно кодексу, с момента подачи заявления на ОВОС у общественности будет 30 календарных дней для внесения замечаний и рекомендаций. Думаю, этого срока достаточно для того, чтобы изучить бизнес-проект и не допустить проведение некачественной ОВОС, тем самым остановить негативное воздействие на окружающую среду.
Отдельно хотел бы остановиться на внедрении в рамках кодекса автоматической системы экологического мониторинга на крупных объектах. Во-первых, эта система позволит предприятиям более ответственно подходить к повышению качества производственного экологического контроля. А, во-вторых, общественность будет получать адекватную и своевременную экологическую информацию.
Вместе с тем в кодексе есть спорные моменты. Один из них связан с модернизацией предприятия за счет внедрения комплексного экологического разрешения (КЭР) с использованием наилучших доступных технологий. По этому поводу сейчас идут большие дебаты. Предприятия говорят, что для них это достаточно сложное и затратное мероприятие.
В свою очередь государство склоняется к внедрению системы стимулов в виде снижения или отмены платежей за эмиссии в окружающую среду. На данный момент эти платежи составляют по республике более 70 миллиардов тенге. Но они не имеют целевого характера, и только часть из них идет на экологию (10-20 процентов). Тогда как новый кодекс предполагает, что 100 процентов всех экологических платежей будут направляться на природоохранные мероприятия в регионах согласно определенного перечня, в частности пойдут на решение проблем скопления мусора, на реконструкцию и ремонт очистных сооружений, на озеленение и так далее.
- По мнению президента, необходимо уделить должное внимание экологическому воспитанию подрастающего поколения в школах и вузах, в том числе через эко-акцию Birge – taza Qazaqstan. А какие бы вы предложили методы формирования экологической культуры у нашей молодежи?
- Данный челлендж был запущен в прошлом году. Он направлен на развитие экологической культуры населения, привлечение внимания общества к проблеме сохранения флоры и фауны Казахстана. В его рамках по всей стране проведен ряд мероприятий по улучшению экологической ситуации с достаточно большим охватом людей.
Так, одним из национальных проектов, объявленных президентом в рамках Года волонтера, выступает национальный проект Birgemiz -Taza Alem. Основными его задачами являются защита окружающей среды, очистка рек и лесов, посадка деревьев, обучение сортировке мусора. Ожидается, что к концу года будут функционировать три центра поддержки волонтеров в этой сфере - в Талдыкоргане, Уральске и Костанае. К настоящему времени обучены и вовлечены в соответствующую деятельность более тысячи привлеченных волонтеров.
Но этих усилий, конечно, недостаточно. Экологическая культура должна начинаться с детства. Считаю, было бы весьма полезным вывозить школьников на природу, показывать красивые места - благо их в каждом регионе предостаточно, привлекать к уборке территорий, объяснять, почему так важно бережно относиться к флоре и фауне. Думаю, из этого можно было сформировать даже некую традицию, каковой когда-то были субботники.
Не менее важно приучать молодежь к уборке мусора в городах и населенных пунктах. К примеру, создавать системы раздельного его сбора в школах, организовывать экскурсии на мусороперерабатывающие заводы, всячески доносить, что природные ресурсы исчерпаемы. Только тогда мы будем уверены в том, что будущее поколение будет знать о вреде неразумного производства и потребления, которые могут иметь весьма плачевные последствия для окружающей среды и здоровья человека.
К примеру, в этом году Ассоциация экологических организаций запустила социальный проект под названием «StopMusor», который поддержали Министерство экологии, геологии и природных ресурсов, а также акиматы городов Нур-Султана и Алматы. Он направлен на повышение грамотности и социальной ответственности жителей городов, воспитание культуры утилизации бытовых отходов среди населения для снижения уровня замусоривания. Ведь пока мы не научимся выбрасывать мусор в специальные урны и контейнера, тяжело будет развивать отрасль переработки. В этой связи было проведено социальное исследование, которое показало, что около 60 процентов респондентов замечают мелкий мусор в общественных местах (окурки, стаканчики, бутылки, пакеты).
В рамках проекта «StopMusor» мы проводили множество различных акций. Одна из них - картина известной художницы Сауле Сулейменовой «Небо над Астаной» размером 3 на 5 метров. При ее создании использовались полиэтиленовые пакеты, собранные у населения. Сначала картина была выставлена в одном из парков столицы, а после мы ее отправили в Алматы, жители которой также смогли полюбоваться данной работой. Таким образом, мы хотели привлечь внимание людей к проблеме пластиковых пакетов.
- Не менее важная задача – стимулировать экологическую осознанность у природопользователей, причиняющих вред окружающей среде. Частично вы об этом рассказали в рамках вопроса о новом Экологическом кодексе. Какие меры вы бы еще в него добавили?
- Надо признать, что не все природопользователи нарушают законодательство. Более-менее крупные предприятия специально создают экологические службы и активно работают над улучшением процессов, направленных на снижение вредного воздействия на окружающую среду
Ассоциация экологических организаций с прошлого года ведет карту экологического мониторинга ecokarta.kz, куда люди могут обращаться со своими жалобами. К примеру, в период пандемии большая часть этих жалоб касалась тех предприятий, которые, используя процедуру моратория, работали без экологического разрешения. Мы моментально реагировали на эти сигналы, проводили расследование и наказывали нарушителей в соответствии с требованиями законодательства.
Стоит отметить, что в рамках этой работы высветилась одна весьма существенная проблема. Увлекшись защитой и поддержкой предпринимательства в Казахстане, мы забыли о требованиях экологических норм. В этом направлении идет заметное послабление, причем повсеместно. В Актобе, к примеру, по ночам сжигали медицинские отходы, а близ столицы сбрасывали сточные воды без биологической очистки.
Тут должен быть разумный баланс. Понятно, что деятельность предприятий – это технологический процесс, в котором могут происходить какие-то сбои. Но здесь необходима предельная прозрачность и открытость, особенно перед обществом. Предприятия должны рассказывать о своих природоохранных мероприятиях, проводить дни открытых дверей, ставить автоматизированные пункты, чтобы люди понимали, где нарушение, а где действительно произошли технические сбои.
Кроме того, считаем необходимым внедрить систему механического стимулирования, за счет которого активизировать предприятия на более экологическую политику.
- Как отметил президент, в среднесрочной перспективе рост экономики должен становиться все более «зеленым», поэтому уже сейчас следует заложить основу для глубокой декарбонизации. Он поручил правительству в сотрудничестве с научным сообществом и частным сектором разработать пакет предложений по «зеленому росту». Как известно, курс на зеленую экономику Казахстан взял несколько лет назад. Каковы результаты этой политики? Что мешает ей полноценно развиваться?
- Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» была принята в 2013 году. В ней было семь ключевых направлений: внедрение возобновляемых источников энергии, энергоэффективность в жилищно–коммунальном хозяйстве, органическое земледелие в сельском хозяйстве, совершенствование системы управления отходами, совершенствование системы управления водными ресурсами, развитие «чистого» транспорта, сохранение и эффективное управление экосистемами. К примеру, важнейшей задачей было к 2030 году перерабатывать 40 процентов твердых бытовых отходов, к 2050 – 50 процентов. Однако официальные данные говорят лишь о 15 процентах переработки отходов.
На мой взгляд, проблемой концепции является слабое отражение механизмов финансирования и экономические инструменты. Поэтому считаю, что после принятия Экологического кодекса, первое, что необходимо сделать, это пересмотреть или заново разработать концепцию зеленой экономики. Во-первых, она должна содержать четкий план по «зеленому» росту. Во-вторых, включать еще и региональные индикаторы, а не только общереспубликанские, как в нынешнем документе.