ЧЕТВЕРГ, 26 НОЯБРЯ 2020 ГОДА
1355 15-09-2017, 00:00

Медленно, но верно


Казахстан уделяет все более серьезное внимание экологическим проблемам. Только в нынешнем году на финансирование мероприятий по охране окружающей среды планируется выделить 63,3 млрд. тенге. Это на 13% больше, чем в 2016-м. Причем значительная часть названной суммы – 50 млрд. тенге – будет направлена на обеспечение сохранности водных, лесных ресурсов и животного мира.

Расходы же бюджета на стабилизацию и улучшение качества окружающей среды увеличились в текущем году в 90 раз, составив 2,9 млрд. тенге, о чем сообщает Energyprom.kz.

Это вызвано необходимостью значительно увеличить финансирование работ по развитию туристического потенциала Щучинско-Боровской курортной зоны. Из этой суммы 2,6 млрд. тенге выделены на очистку и санацию озера Карасу.
За первое полугодие 2017-го в бюджет поступило 41,1 млрд. тенге экологических платежей и штрафов, что на треть больше, чем за аналогичный период прошлого года. В частности, плата за использование особо охраняемых природных зон составила 162 млн. тенге (+20% к аналогичному периоду прошлого года), за лесопользование — 333 млн. тенге (-1%), за пользование водными ресурсами — 624 млн. тенге (+42%). Эти суммы затем направляются на выполнение природоохранных мероприятий.
Но не только государство участвует в их финансировании. Немалую часть расходов берут на себя предприятия. За последние десять лет их суммарные затраты на оздоровление экологической ситуации выросли в 3,5 раза, составив в прошлом году 196 млрд. тенге. Из них 83% приходятся на предприятия промышленности. В 2016-м каждое такое предприятие направило на эти цели в среднем по 5,7 млн. тенге.
Почти 70% всех расходов приходятся на охрану атмосферного воздуха и климата, водных ресурсов и почвы — 134,5 млрд. тенге за прошлый год. Еще одна важная статья затрат – управление отходами. Часть средств идет на защиту от радиации, охрану биоразнообразия и проведение различных исследований.
Понятно, что вопросы обеспечения экологической безопасности сегодня очень актуальны для Казахстана, поскольку от этого зависит благополучие и государства, и граждан. Особенно это касается предотвращения загрязнения окружающей среды, а именно воды, почвы и воздуха, и борьбы с негативными последствиями изменения климата.
Как известно, Казахстан взял на себя обязательство перед международным сообществом сократить к 2030 году выбросы парниковых газов на 15% относительно уровня 1990-го. Мало того, поставлена более амбициозная цель снизить общий, национальный, объем выбросов на 25%. В абсолютном выражении республике необходимо сократить выбросы на 73 млн. тонн CO2.
О том, как продвигается работа в этом направлении, в интервью республиканской прессе рассказал и. о. председателя Комитета экологического регулирования и контроля Министерства энергетики РК Сабит Нурлыбай. По его словам, в целях улучшения экологической обстановки была инициирована разработка целевых показателей качества окружающей среды для каждой области. Их применение позволит установить допустимый объем эмиссий загрязняющих веществ. А это, в свою очередь, обяжет промышленные предприятия реализовывать необходимые природоохранные мероприятия.
Причем научные разработки в этом направлении уже ведутся во всех областях, за исключением Акмолинской, Кызылординской и Южно-Казахстанской. Как полагает Сабит Нурлыбай, местные власти в первую очередь обязаны знать экологическую обстановку в своем регионе. В конечном итоге результаты собранных на основе научных исследований сведений должны использоваться для улучшения экологического состояния территорий.
«Надо сказать, что сегодня наблюдается положительная динамика, – говорит он. – К примеру, по итогам первого полугодия отмечено снижение выбросов (от лимитов) в Северо-Казахстанской на 25%, Кызылординской – на 23%, Западно-Казахстанской и Жамбылской областях – на 17%, Костанайской – на 7%, Мангистау­ской – на 5%. В столице этот показатель составил 19%, а в Алматы – 8%. Также отмечу, что, согласно индикаторам стратегического плана нашего ведомства, разрешенный объем эмиссий для всех источников предусматривает ежегодное их сокращение на 100 тысяч тонн. На достижение этого показателя нацелена деятельность нашего комитета и его территориальных департаментов. Работа осуществляется в тесном взаимодействии с акиматами областей, с которыми мы заключили меморандумы».
Кроме того, по словам Сабита Нурлыбая, комитет планирует в два раза сократить этапность госуслуг и в четыре раза уменьшить сроки их оказания. Это связано с тем, что в ходе получения госуслуг природопользователи сталкивались с проблемами, в частности, с длительными сроками получения разрешительных документов.
«После принятия законодательных изменений у природопользователей будет возможность в течение 45 рабочих дней устранить замечания и получить положительное заключение. Раньше, замечу, на это уходило до 180 рабочих дней. Планируется полная автоматизация разрешительных процедур с внедрением диалогового окна, что исключит «прямой контакт», обеспечит прозрачность взаимодействия между природопользователем и госслужащим, а также минимизирует коррупционные риски», – пояснил он.
Что касается административных штрафов, то комитет предлагает ввести профилактический контроль без административного воздействия. В первую очередь проверки будут переведены на систему предупреждения. Это делается в целях стимулирования выполнения природоохранных мероприятий. Если же природопользователи отказываются устранять нарушения, то региональные департаменты экологии будут вынуждены привлечь их к административной ответственности.
«Наша задача – на законодательном уровне создать такие условия, при которых природопользователю будет выгодно вкладывать в экологию, снижать эмиссии загрязняющих веществ, инвестировать в природоохранные мероприятия. Гораздо эффективнее, нежели под страхом привлечения к административной ответственности, добиваться соблюдения закона, дать предприятию возможность и стимулы не нарушать природоохранное законодательство, как это делается в ведущих странах ОЭСР», – подчеркнул Сабит Нурлыбай.
По его словам, приоритетными направлениями ведомства являются усиление работы по снижению экологической нагрузки на окружающую среду и повышение эффективности природоохранных мероприятий природопользователями. В этой связи руководитель комитета считает необходимым акцентировать внимание на экологических проблемах регионов, выявлять и пресекать нарушения в области охраны окружающей среды, а также постоянно совершенствовать экологическое законодательство.
 В целом деятельность ведомства будет направлена на улучшение состояния окружающей среды и эффективное решение экологических проблем, а также исключение коррупционных рисков путем обеспечения прозрачности функций контроля в экологической сфере и упрощения процессов оказания государственных услуг.

Комментарии