ВТОРНИК, 20 ОКТЯБРЯ 2020 ГОДА
1733 16-10-2020, 10:34

Казахстан взял курс на повышение технологичности своей экономики


«Создание по-настоящему диверсифицированной, технологичной экономики для нас не просто необходимость – этот путь уже безальтернативен». Эти слова президента Касым-Жомарта Токаева, сказанные им в последнем Послании, очень ярко иллюстрируют современные вызовы, стоящие перед Казахстаном, и более чем однозначно указывают путь, по которому предстоит пройти нашей стране, чтобы не только сохранить свои экономические преимущества, но и значительно их преумножить.

Именем закона, или Масштабное переформатирование

Говоря о том, что «длительный нефтяной суперцикл» завершился и что мировой рынок ждет совершенно новая конъюнктура, глава государства очертил горизонты нового экономического курса Казахстана на ближайшую перспективу. Важное, если не сказать ключевое, значение в нем, наряду с повышением производительности труда, должно играть усиление степени сложности и технологичности отечественной экономики.

Вопрос этот для нас достаточно неоднозначный. Да, за годы реализации двух государственных программ индустриально-инновационного развития республика добилась хороших результатов – в строй были введены сотни новых, в том числе даже уникальных, предприятий, благодаря чему обрабатывающая промышленность пережила возрождение, став одним из тех самых драйверов роста, на создание которых были ориентированы реформы последнего времени. Тем не менее, говорить об устойчивом переформатировании экономики и полноценном курсе на ее диверсификацию, пока рано. «Нам не хватает системности, целостного подхода, из-за этого мы распыляем ресурсы на слишком большое количество проектов», - отметил глава государства. По его словам, пора уже «наполнить конкретным содержанием меры по поддержке промышленности», чтобы, наконец, приблизиться к искомому результату. 

Работы на этой ниве непочатый край. Касым-Жомарт Токаев, хоть и высказывает довольно жесткие оценки, но все же трезво смотрит на ситуацию и требует от своих подчиненных аналогичного подхода. Именно это демонстрируемое руководством страны здравомыслие может придать положительный импульс кардинальному прорыву в продолжающемся процессе индустриализации.    

Первостепенное значение для достижения поставленной задачи, конечно же, имеет устранение как законодательных, так и административных барьеров. И в этих вопросах президент опять же держит руку на пульсе, говоря о том, что «развитие качественно новой национальной индустрии требует обновленной законодательной базы». А значит, предстоит серьезный пересмотр юридических аспектов, касающихся регулирования сферы промышленности. Вот что сказал на сей счет в своем Послании народу Касым-Жомарт Токаев: «Вопросы регулирования и поддержки промышленности содержатся во множестве разрозненных законодательных актов. Однако там не определены сквозные цели, отсутствует взаимоувязка политик и мер. Существует также большое количество законов, регулирующих отдельные сектора или отрасли. Например, Закон «Об электроэнергетике», Закон «О транспорте».

По поручению президента до конца нынешнего года разрозненные законодательные акты в сфере индустрии будут унифицированы, систематизированы и объединены в одном законе – «О промышленной политике». Он, по словам главы государства, «определит основные принципы, цели и задачи развития обрабатывающей промышленности».

Максимально задействовать потенциал, или Дорогу осилит идущий

Должны быть подвергнуты ревизии и существующие сегодня меры государственной помощи промышленному сектору. «Конечно, мы сохраним широкие «горизонтальные» меры поддержки», - сказал президент, но при этом уточнил: «Вместе с тем, правительству предстоит определить стратегически важные производства, ключевые экспортные приоритеты, а также существенно расширить инструментарий мер поддержки».

С такой позицией трудно не согласиться. Ведь существующая ныне система помощи со стороны государства, несмотря на масштабность и широкий охват, далеко не идеальна и зачастую не учитывает в полной мере истинные нужды бизнеса, задействованного в национальной индустрии. Это, в частности, видно по озвученному президентом в Послании комплексу проблем, с которыми сталкиваются производители после запуска новых предприятий. В первую очередь, речь идет о недостатке сырья для загрузки мощностей, его высокой стоимости, что нередко делает продукт казахстанского производства неконкурентоспособным на мировых рынках, а также о проблемах со сбытом и реализацией готовой продукции. Касым-Жомарт Токаев поставил перед правительством задачу снять остроту с этих вопросов.

В первых двух случаях будут включены регуляторные механизмы. В качестве одной из мер решения проблемы сбыта планируется усовершенствовать систему государственных закупок. «Прямой эффект на развитие промышленности оказывают регулируемые закупки. Их объем составляет около 15 триллионов тенге, или пятую часть ВВП. Задача правительства и акимов – максимально задействовать этот потенциал», - уточнил в своем Послании президент. И упор, конечно же, будет сделан на усовершенствование системы госзакупок национальных компаний, других представителей квазигосударственного сектора, доступ к которым для рядовых предпринимателей, несмотря на регулярное изменение законодательства в этой сфере, по-прежнему остается ограниченным.

С целью ликвидации таких перекосов уже к концу года будет разработан новый закон. «Все регулируемые закупки должны осуществляться максимально прозрачно и исключительно через Единое окно закупок», - резюмировал президент. Кроме того, более пристальное внимание государство отныне будет уделять вопросам, касающимся допуска к госзакупкам недобросовестных производителей и предпринимателей. Касым-Жомарт Токаев с сожалением констатировал, что все еще нередки случаи, когда дешевые и некачественные импортные товары выдаются за отечественные и получают предпочтение при проведении закупочных конкурсов. «Реестр отечественных производителей и индустриальные сертификаты пока не стали реальным барьером для лжепроизводителей», - заключил он. Отныне такие фокусы не пройдут. Заградительные барьеры уже разрабатываются правительством с участием Национальной палаты предпринимателей «Атемекен».

Комплексный подход, или За строкой Послания

Новый экономический курс, предусматривающий создание сложных технологических производств, потребует внесения корректив в государственные программы, нацеленные на стимулирование национальной индустрии. В первую очередь, речь идет о стартовавшей в этом году третьей пятилетке программы индустриально-инновационного развития, цель которой - создание конкурентоспособного (как внутри страны, так и на внешних рынках) пласта отечественной обрабатывающей промышленности. Одним из целевых индикаторов программы является улучшение позиций Казахстана в Индексе экономической сложности с 78-й до 55-й.

Сегодня на ход реализации программы индустриально-инновационного развития напрямую влияют карантинные ограничения и общемировая рецессия. Но в то же время ее операторы сумели вовремя  сориентироваться и предложили бизнесу адекватные текущей ситуации меры помощи. Это и соответствующие финансовые механизмы, и стимулирование развития экспортного потенциала, и юридическое сопровождение, и снижение технических барьеров, и другие составляющие комплексной поддержки. Что же касается непосредственно тех мер, которые направлены на повышение сложности и технологичности казахстанской экономики, то можно выделить следующие аспекты.

Во-первых, в ходе третьей пятилетки индустриализации государство на системной основе стало заниматься технологическим прогнозированием. За этим негромким понятием кроется огромный пласт работы, в результате чего выработана единая страновая научно-техническая и инновационная политика, которая будет регулярно актуализироваться.

Во-вторых, разработано научно-методическое обеспечение цифровизации и информационно-технологического развития предприятий горно-металлургической и обрабатывающей отраслей. Реализуется соответствующая государственная программа. Базируется она на создании высокоуровневых информационно-технологических платформ на основе интеграции зарубежных и отечественных IT-продуктов.

В-третьих, как отмечают в АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта «QazIndustry», «преодоление значительного технологического отставания отечественных предприятий сопровождается реализацией ряда мероприятий по локализации импортируемой продукции: созданием контрактных производств; созданием совместных производств; локализацией продукции средних и верхних переделов для развития научно-технологической базы, трансферта технологий и становления собственного конструкторского бюро».

Также расчет делается на создание центров технологий. Предполагается, что партнерами в реализации таких проектов выступят транснациональные компании. Основная задача, возлагаемая на эти центры, заключается в проведении технологической экспертизы сервисных решений, в организации обучения и развитии компетенций казахстанских разработчиков и специалистов предприятий, в продвижение совместного продукта на внешние рынки.

Если говорить о мерах административного характера, то, прежде всего, стоит сделать акцент на внедрении системы встречных обязательств. Суть ее заключается в том, что государство оказывает тому или иному предприятию меры поддержки только при условии, что оно  принимает встречное обязательство – выпускать конкурентоспособный, востребованный, экспортоориентированный продукт с высокой добавленной стоимостью. Такой подход приведет к расширению номенклатуры товаров, увеличению объемов производства, а также, что немаловажно, снизит риски недобросовестного использования государственной поддержки. Наряду со встречными обязательствами, предусмотрено использование предприятием индивидуальной комплексной государственной поддержки путем заключения соглашения между ним и уполномоченным органом о повышении конкурентоспособности.

Кроме того, в скором времени этот пакет мер будет существенно дополнен. Как пояснили в «QazIndustry», появится такой инструмент, как «промышленный грант». Он может быть направлен исключительно на модернизацию технологического оборудования и производство экспортоориентированной продукции с высокой добавленной стоимостью. Это может быть автоматизация технологических процессов на производстве, приобретение нового оборудования или новой технологии. Еще одним новшеством станет появление «инновационного ваучера», за счет которого будет финансироваться либо весь проект в целом, либо компенсироваться часть затрат на его реализацию, а также оказываться инженерно-консультационные и проектные услуги.

Все эти меры логично ложатся в канву Послания президента, озвученного 1 сентября текущего года, и призваны стать своего рода фундаментом нового экономического курса, объявленного Касым-Жомартом Токаевым.

Комментарии