«Потери воды по стране достигают 40 процентов. Для вододефицитного Казахстана такие показатели недопустимы!», - заявил в своем сентябрьском Послании глава государства Касым-Жомарт Токаев. Напомним, что еще в начале года на встрече с представителями президентского кадрового резерва он поручил Министерству экологии, геологии и природных ресурсов проработать вопросы рационального использования трансграничных рек с сопредельными государствами, а также внедрения новых технологий по экономии воды. О ходе реализации этих поручений мы попросили рассказать вице-министра Сергея Громова.
- Сергей Николаевич, расскажите, пожалуйста, что сделано в данном направлении и что предстоит сделать?
- Министерство экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан осуществляет сотрудничество с сопредельными государствами (Российской Федерацией, Китайской Народной Республикой, Кыргызской Республикой, а также со странами Центральной Азии: Республикой Кыргызстан, Республикой Узбекистан, Республикой Таджикистан и Туркменистаном) по вопросам использования и охраны трансграничных рек на основе межправительственных соглашений. Предлагаю отдельно остановиться на каждом направлении.
С Китайской Народной Республикой
Водные отношения между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой регулируются Соглашением между правительствами двух стран о сотрудничестве в сфере использования и охраны трансграничных рек (12.09.2001 года, г. Астана). В целях реализации данного документа создана казахстанско-китайская Совместная комиссия по использованию и охране трансграничных рек, а также рабочая группа экспертов. За период с 2003 по 2020 гг. проведено 17 заседаний Совместной комиссии и 16 заседаний Рабочей группы экспертов.
В рамках Совместной комиссии рассматриваются вопросы реализаций Плана основных направлений технических работ по вододелению на трансграничных реках между РК и КНР, по оценке водных ресурсов по всему бассейну казахстанско-китайских трансграничных рек Ертис, Иле и Емель, реконструкции гидротехнического сооружения на реке Сумбе, строительству совместного водораспределительного сооружения на реке Улкен Уласты. Кроме того, с 2015 года действует Специальная рабочая группа по изучению и согласованию проекта Соглашения о вододелении на трансграничных реках между РК и КНР.
В соответствии с Соглашением между правительствами двух стран о сотрудничестве в строительстве совместного объединенного гидроузла «Достык» на реке Хоргос (7 июня 2010 года) был построен гидроузел, который с 2013 года успешно эксплуатируется сторонами на основании Соглашения об управлении и эксплуатации совместного объединенного гидроузла «Достык» на реке Хоргос (7 сентября 2013 года).
Также согласно достигнутых договоренностей в рамках Совместной комиссии в 2018 году завершены работы по реконструкции казахстанско-китайского совместного водозаборного сооружения на реке Сумбе. На сегодняшний день проект между правительствами РК и КНР об управлении и эксплуатации казахстанско-китайского совместного водозаборного сооружения на реке Сумбе на стадий согласования сторон.
С Российской Федерацией
С Российской Федерацией водные отношения регулируются Соглашением «О совместном использовании и охране трансграничных водных объектов» от 7 сентября 2010 года. В целях реализации Соглашения создана и функционирует казахстанско-российская комиссия по совместному использованию и охране трансграничных водных объектов и шесть рабочих групп по охране и использованию водных ресурсов трансграничных бассейнов рек: Жайык, Ертис, Есиль, Тобыл, Кигач, Караозен (Большой Узень) и Сарыозен (Малый Узень). Заседания комиссии проводятся не реже одного раза, а рабочих групп не реже двух раз в год поочередно на территориях сторон.
В текущем году в связи с ситуацией КОВИД-19 заседания рабочих групп по рекам Тобол, Есиль, Ертис, Жайык, Кигач, Караозен и Сарыозен с российской стороной проведены в режиме видеоконференцсвязи. В IV квартале 2020 года планируется провести заседание казахстанско-российской комиссии по совместному использованию и охране трансграничных водных объектов. На заседаниях комиссии и рабочих групп осуществляется сотрудничество путем обмена информацией о гидрологическом и гидрохимическом режиме трансграничных водных объектов, предотвращении загрязнений трансграничных водных объектов.
Кроме того, в целях выработки мер по смягчению последствий маловодья в бассейне реки Жайык (Урал) уполномоченные органы сторон приступили к совместным исследованиям, результаты которых позволят выработать действенные меры по улучшению гидрологического режима реки.
С Кыргызской Республикой
С Кыргызской Республикой отношения по трансграничным рекам регулируются на основе Соглашения между правительствами об использовании водохозяйственных сооружений межгосударственного пользования на реках Чу и Талас от 21 января 2000 года. В рамках данного документа действует Комиссия Республики Казахстан и Кыргызской Республики по использованию водохозяйственных сооружений межгосударственного пользования на реках Чу и Талас.
На заседаниях комиссии обсуждаются вопросы совершенствования урегулирования вопросов в области совместного пользования водными ресурсами бассейна рек Чу и Талас и распределения эксплуатационных расходов водохозяйственных сооружений межгосударственного пользования, что в целом должно обеспечить поступление гарантированного объема воды в РК.
По двустороннему сотрудничеству с кыргызской стороной 21 мая 2020 года в режиме видеоконференцсвязи проведено 27-ое заседание комиссии. Были утверждены графики подачи воды по каналам межгосударственного пользования и согласованы режимы работ водохранилищ. Также были утверждены объемы необходимых затрат на их эксплуатацию и техническое обслуживание и затраты на ремонтно-восстановительные работы в водохозяйственных сооружениях межгосударственного пользования.
Со странами Центральной Азии
Водные отношения с сопредельными государствами бассейна рек Амударья и Сырдарья регулируются Соглашением между Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Узбекистан, Республикой Таджикистан и Туркменистаном «О сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников» от 18 февраля 1992 года. В соответствии с нормами данного соглашения в регионе работают Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия Центральной Азии и ее исполнительные органы - бассейновые водохозяйственные объединения «Сырдарья» и «Амударья».
Относительно сотрудничества по водному сотрудничеству со странами Центральной Азии в режиме видеоконференцсвязи 10 апреля 2020 года состоялось 78-ое заседание Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии. В его рамках были утверждены лимиты водозабора на вегетационный период и согласован прогнозный график режима работы Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ.
Что касается двустороннего сотрудничества с Республикой Узбекистан, то подписана Дорожная карта по вопросам сотрудничества в сфере водных отношений между РК и РУ и достигнуты договоренности по проведению совместного технического изучения и мониторинга водных объектов в бассейне реки Сырдарья, построенных и реконструированных с 1991 года. Также ведется работа по согласованию межправительственного двустороннего соглашения по управлению и охране трансграничных водных объектов. В рамках данного соглашения будет урегулированы водохозяйственные вопросы между сторонами. Документ планируется заключить в текущем году.
В условиях обострения водных проблем в мире существенно изменяются функции государств, принципы, приоритеты и механизмы управления водными ресурсами. Новая водная парадигма в экономически развитых странах наряду с «управлением ресурсом» предполагает «управление спросом» на воду, а именно использование меньшего количества воды для удовлетворения одних и тех же нужд путем водосбережения и повышения эффективности водопользования. Практика управления спросом включает материальные стимулы водосбережения, передовые технологии, обучение, что побуждает к инновациям, приводящим к повышению эффективности, водосбережению и повторному использованию воды.
- Какие новые государственные программы по управлению водными ресурсами сейчас готовятся? В чем их отличие от старых? На чем делается акцент?
- Качество и количество водных ресурсов являются основными критериями развития для любого государства, от которых напрямую зависит здоровье и благополучие его граждан. В связи с этим Министерство во исполнение поручения президента, данного на расширенном заседании правительства 24 января 2020 года, приступило к разработке проекта государственной программы управления водными ресурсами Казахстана на 2020-2030 годы.
В концепции госпрограммы было определено, что ее целью является гарантированное обеспечение водными ресурсами для устойчивого развития страны, сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия для населения и экономики. Данная цель была принята за основу госпрограммы в следующей лаконичной формулировке: «Устойчивое и гарантированное обеспечение водой населения и отраслей экономики для достижения стратегических целей и реализации приоритетных задач социально-экономического развития страны».
Концепцией были определены следующие 10 основных направлений:
1.Международное сотрудничество.
2.Обновление правовой базы.
3.Институциональное реформирование.
4.Модернизация и реконструкция водохозяйственной инфраструктуры.
5.Изучение международного передового опыта по созданию рынка воды.
6.Цифровизация, «Smart Water», водосбережение.
7.Экологически оптимальное использование водных ресурсов.
8.Подготовка специалистов водной отрасли с современными навыками и научное обеспечение.
9.Развитие государственно-частного партнерства.
10.Реализация глобальных национальных проектов.
В госпрограмме данные направления также нашли свое отражение. Так, в части международного опыта в документе предусмотрены такие мероприятия как «организация международного сотрудничества по вопросам управления и качества водными ресурсами, в том числе по вопросам антропогенного загрязнения трансграничных бассейнов», «разработка и внедрение единых для трансграничных бассейнов унифицированных систем учета воды и их использования, а также региональных систем мониторинга в режиме онлайн», «разработка концептуальных основ региональных водных стратегий по трансграничным бассейнам на принципах интеграции с подготовкой при необходимости проектов соответствующих межгосударственных правовых и нормативных актов». В части обновления правовой базы предусмотрена разработка нового Водного кодекса и Закона Республики Казахстан «О безопасности гидротехнических сооружений».
В госпрограмме отмечено, что несовершенная система тарифной политики провоцирует отсутствие существенных мер по стимулированию водосбережения в сельском и коммунальном хозяйстве, промышленности, что является причиной низкой эффективности водопотребления. В том числе не обеспечиваются необходимые эксплуатационные затраты и амортизационные отчисления. В этой связи предусмотрено проведение научно-исследовательской работы по разработке тарифов для восстановления и детального развития инфраструктуры водохозяйственных ирригационных систем для создания стимула у сельскохозяйственных товаропроизводителей по экономии воды. В свою очередь разработка новой тарифной политики позволит увеличить процент реализации проектов в водной отрасли посредством государственно-частного партнерства, а также улучшить финансовое состояние РГП «Казводхоз».
В целом научный блок госпрограммы представлен такими мероприятиями как «научные исследования тенденций формирования и прогнозирования изменения водных ресурсов по водохозяйственным бассейнам Казахстана», «разработка отечественных и адаптация зарубежных технологий воздействия на влагозапасы атмосферы», «обоснование объемов речного стока допустимого к изъятию из водного объекта без ущерба для экосистемы», «научно-методическое обоснование внедрения современных водосберегающих технологий орошения при увеличении орошаемых площадей в условиях нарастающего дефицита водных ресурсов», «исследование экологических проблем и разработка инновационных технологий для защиты орошаемых экосистем от загрязнения минерализованными водами», «разработка и внедрение отечественных и адаптация зарубежных технологий опреснения соленых и солоноватых вод и очистки сточных и возвратных вод», «разработка принципиально новых безводных технологических процессов и водооборотных циклов».
В части коренного улучшения подготовки кадров для всех уровней водной отрасли и укрепления научного потенциала планируется обновление образовательных программ с включением инновационных дисциплин совместно с работодателями, создание института по подготовке специалистов водной отрасли при Таразском региональном университете им. Х.Дулати, а также направление граждан на обучение в передовые учебные заведения мира по программе «Болашак» по специальностям, входящим в перечень приоритетных.
Вопросы цифровизации водной отрасли представлены мероприятиями по созданию и внедрению информационной системы оценки ресурсов речного стока с применением технологии компьютерного моделирования, а также по разработке информационной системы управления водными режимами на водоемах с внедрением 3D представления.
Для увеличения водных ресурсов в вододефицитных бассейнах рек в госпрограмме предусмотрена разработка перспективных вариантов территориального перераспределения водных ресурсов. Полученные результаты станут основой для реализации глобальных национальных проектов.
В целом запланированные мероприятия направлены на достижение следующих целевых показателей госпрограммы:
- Увеличение регулирующих емкостей поверхностного стока рек к 2030 году.
- Снижение доли стратегических гидротехнических сооружений, не соответствующих современным требованиям технической безопасности.
- Площадь водообеспеченных орошаемых земель.
- Рост общей площади земель, охваченных водосберегающими технологиями орошения к 2030 году.
- Снижение объема потерь в магистральных и распределительных каналах при регулярном орошении.
- Как известно, в Казахстане планируется строительство новых водохранилищ. Чем интересны эти проекты?
- С целью приведения стратегических гидротехнических сооружений к современным требованиям технической безопасности, а также снижения объема потерь в магистральных и распределительных каналах при регулярном орошении в вышеуказанной госпрограмме предусмотрены мероприятия по реконструкции и капитальному ремонту гидротехнических сооружений. Для обеспечения исполнения поручения главы государства по увеличению к 2030 году площади орошаемых земель до 3 млн.га планируется строительство 38 новых водохранилищ с соответствующими ирригационными сооружениями.
По гидрографическому принципу на территории Республики Казахстан выделены восемь речных водохозяйственных бассейнов: Арало-Сырдарьинский, Балкаш-Алакольский, Ертисский, Есильский, Жайык-Каспийский, Нура-Сарысуский, Тобол-Торгайский и Шу-Таласский. Фактические среднемноголетние показатели ресурсов речного стока за последние двадцать лет составили 90,0 км3/год, из которых 54,5 км3/год – местный сток, 50,8 км3/год поступили из сопредельных государств (из них 3,70 возвратные ресурсы).
Экологические требования природно-хозяйственных систем республики на водные ресурсы включают природоохранные и санитарно-эпидемиологические попуски в низовья, трансграничные попуски, а также непроизводительные потери как ограничение производственного использования водных ресурсов. Экологический спрос на воду составляют 64,2 км3/год. Таким образом, объем гарантированных водных ресурсов в настоящее время составляет 25,8 км3 в год. На сегодняшний день в Казахстане из водных объектов в среднем забирается 24 км3/год воды.
- Какова в целом ситуация по дефициту водных ресурсов в Казахстане? Ваши прогнозы на среднесрочную перспективу
- Ситуация с обеспеченностью ресурсами поверхностных вод по отдельным регионам республики существенно различна. Наиболее обеспечены собственными ресурсами поверхностных вод юго-восточный и восточный регионы страны (Ертисский и Балкаш-Алакольский водохозяйственные бассейны). Наименее обеспечен – центральный Казахстан (Нура-Сарысуский водохозяйственный бассейн).
Наиболее зависимыми от притока воды с сопредельных территорий являются южный, юго-восточный и западный регионы страны (Арало-Сырдариинский, Балкаш-Алакольский и Жайык-Каспийский водохозяйственные бассейны).
В настоящее время Казахстан начинает испытывать нехватку водных ресурсов. По прогнозам, к 2040 году страна может столкнуться с существенным дефицитом водных ресурсов в объеме 50 процентов от потребности.