6210 15-07-2020, 13:35

Водная отрасль: как Казахстан отвечает на вызовы и угрозы

Вода с каждым годом становится одним из наиболее дефицитных ресурсов на планете. По оценкам ООН, ее нехватку сегодня испытывает каждый пятый житель Земли. Согласно прогнозам экспертов, проблема отсутствия доступа к пресной воде в ближайшем будущем будет только усугубляться, и уже через пять лет ее дефицит будут ощущать 5,5 миллиарда человек в разных точках земного шара. Поэтому неудивительно, что сегодня практически все страны мира разрабатывают собственные стратегии эффективного управления водными ресурсами, справедливо считая, что такая работа является одним из важных направлений обеспечения национальной безопасности. И Казахстан в этом плане не сал исключением. 

Водный стресс

В отличие от целого ряда других стран, наша республика пока не стоит на краю острого водного кризиса. Тем не менее, в силу своего географического положения, ограниченности водных ресурсов и неравномерности их распределения, а также зависимости от трансграничных рек, непростой экологической обстановки Казахстан вынужден все время держать руку, что называется, на пульсе.  

Как считают специалисты из Института географии и водной безопасности, для нашей страны характерен полный спектр гидрологических угроз, связанных с истощением и загрязнением водных ресурсов. Эти угрозы, утверждают они, чреваты такими последствиями, как обострение межгосударственных противоречий, появление новых очагов экологической нестабильности, срыв программ социально-экономического развития.

Сенаторы в ходе парламентских слушаний тоже выразили обеспокоенность возможностью безводного будущего в Казахстане. Они акцентировали внимание на таких проблемах, как недостаточное обеспечение питьевой водой, износ водной инфраструктуры, а также на возникновении разного рода чрезвычайных ситуаций, несовершенстве управления водными ресурсами и нехватке кадров для отрасли. 

Не внушают оптимизма и результаты международных исследований. Например, американские ученые из World Resources Institute в прошлом году включили Казахстан в число стран, испытывающих водный стресс. Под этим понятием подразумеваются уменьшение запасов пресной воды и ухудшение их качества. Наша республика вошла в группу стран с уровнем стресса, определяемого как средневысокий, с годовым уровнем ежегодного забора воды на необходимые нужды в пределах 20-40 процентов от имеющихся запасов. Положение усугубляется тем, что, по самым скромным оценкам, с учетом роста населения, развития промышленного и сельскохозяйственного потенциала, к 2040 году у нас ожидается существенный рост потребления водных ресурсов – на 56 процентов, Как считают специалисты, это может привести к дефициту воды в шести из восьми водных бассейнов республики. Нагнетает страсти и Всемирный банк. По его прогнозам, к 2050 году Казахстан из-за дефицита воды может столкнуться с падением ВВП на 6 процентов.  

О том, что угроза дефицита воды, наряду с неэффективным управлением водными ресурсами, может стать основным препятствием для устойчивого экономического роста и социального развития, говорится и в принятой в 2013 году концепции перехода Казахстана к «зеленой» экономике. «При увеличении дефицита издержки, связанные с потенциальным недостатком водных ресурсов, будут расти. Экономические убытки оцениваются в сумму около 6-7миллиардов долларов в год к 2030 году», - отмечается в тексте документа. 

Ситуация более чем серьезная. Но государство пытается минимизировать существующие риски. 

На острие проблемы

В целях предотвращения угрозы оказаться в оковах водного кризиса, Казахстан, адекватно реагируя на новые вызовы, регулярно обновляет и корректирует свои шаги, предпринимаемые с целью сохранения водной независимости, в том числе и с привлечением потенциала Совета безопасности. В частности, весной прошлого года вопросы рационального использования водных ресурсов и обеспечения населения питьевой водой получили в рамках Совбеза серьезную экспертную оценку. А летом под председательством первого президента Казахстана – Елбасы прошло заседание самого совета, в ходе которого были озвучены соответствующие рекомендации. Они легли в основу утвержденной правительством в начале нынешнего года концепции программы управления водными ресурсами республики, рассчитанной на ближайшее десятилетие – на период с 2020-го по 2030-й.  

Этот документ логично вписался не только в Цели устойчивого развития ООН, достижение которых активно поддерживает Казахстан, но и стал своего рода продолжением действовавшей с 2014-го по 2020-й годы аналогичной государственной программы. Правда, нынешняя стратегия, в отличие от предыдущей, в значительной степени смещает акценты. Основываясь на уже достигнутых положительных результатах, она ставит глобальную задачу – «вывести водную отрасль страны на новый уровень, который позволит не только закрепить позиции Казахстана в вопросах трансграничного сотрудничества, но и улучшить практику интегрированного управления водными ресурсами». 

Для выработки максимально эффективных решений разработчики концепции самым серьезным образом изучили международный опыт решения аналогичных проблем. Ввиду специфичности ситуации в различных регионах мира универсальной модели, конечно же, не существует. Но кое-какие из уже внедренных решений авторы документа посчитали возможным попытаться применить у нас в Казахстане. Например, по опыту Турции повысить лесистость водосборных площадей для увеличения, стабилизации и очистки водного стока, а также начать регулировать и улучшать поверхность стока в наземных экосистемах для сохранения и поддержания баланса. Или, скажем, магазинировать и восполнять водные ресурсы в недрах, как это делается в США и Европейском Союзе. 

Впрочем, не будем перечислять все находки разработчиков программы. Главное – все они направлены как на точечное решение конкретных проблем, так и на создание нового, более концептуального видения выхода из возможного кризиса. 

Step by step

Во-первых, решено сделать ставку на международное сотрудничество, что закономерно и логично, поскольку семь из восьми водных бассейной Казахстана формируются вне территории республики, а 15 гидрогеологических бассейнов подземных вод относятся к трансграничным. «В этой связи будет вестись работа по таким направлениям, как разработка и заключение новых межправительственных документов; улучшение переговорных позиций в отношениях со странами Центральной Азии; формирование профессиональных переговорных групп; совершенствование механизма водно-энергетического сотрудничества», - говорится в тексте концепции. 

Данное направление выглядит более чем перспективным, учитывая эффективность последних соглашений. В частности, в конце прошлого года в ходе XVI форума сотрудничества России и Казахстана была достигнута принципиальная договоренность о совместном взаимодействии двух стран для защиты экосистем бассейнов таких трансграничных рек, как Иртыш и Урал. А в начале минувшего месяца после длительных переговоров наконец-то было подписана «дорожная карта» по вопросам сотрудничества в сфере водных отношений между Казахстаном и Узбекистаном. Как сообщил министр экологии, геологии и природных ресурсов Магзум Мирзагалиев, данный документ предполагает проведение совместного технического изучения и мониторинга водных объектов, построенных и реконструированных после обретения странами независимости, а также предусматривает принятие совместных мер по обеспечению дополнительных сбросов из верхних водохранилищ и обеспечение прозрачности в распределении водных ресурсов. Это более чем актуально в свете недавнего прорыва дамбы на Сардобинском водохранилище, который нанес серьезный урон югу Казахстана. 

В-вторых, предусмотрено проведение институциональных реформ. В этом плане разработчики программы считают необходимой реорганизацию «Казводхоза» в национальную компанию «КазахСу» с приданием ей статуса национального оператора. Также в планах создание двух национальных центров - экспертизы и лабораторного анализа водохозяйственной инфраструктуры и надзора за техническим состоянием гидротехнических сооружений, а также независимой республиканской гидрологической службы на базе предприятия «Су Метрология».

В-третьих, концепция акцентирует внимание на необходимости подготовки специалистов для отрасли. Планы большие – вплоть до открытия специализированного вуза. Кроме того, реформа предполагает пересмотр образовательных стандартов, стимулирование научного потенциала, создание конструкторско-проектного бюро и, конечно же, выделение международных грантов на обучение. 

Еще одно важное направление – развитие государственно-частного партнерства. На фоне повышения инвестиционной привлекательности отрасли ожидается, что бизнесу будет интересно участие в строительстве и модернизации гидротехнических сооружений, получение в доверительное управление государственного имущества. 

Ставка делается и на реализацию крупных международных проектов с участием мировых финансовых институтов. Таких, например, как модернизация ирригационной инфраструктуры орошаемых земель, что для Казахстана является делом первостепенной важности, поскольку именно орошение сельхозугодий ежегодно «съедает» почти 70 процентов от общего объема водопотребления. 

С целью восстановления и повышения водообеспеченности почти полумиллиона гектаров орошаемых земель в пяти регионах (Алматинской, Жамбылской, Туркестанской, Кызылординской и Актюбинской областях)  в течение ближайших трех лет будет реконструировано более 10 тысяч километров каналов, 4 водохранилища, 4 гидроузла, порядка 500 скважин вертикального дренажа, почти  500 километров оросительных каналов и около 50 тысяч иных водохозяйственных сооружений. Также планируется построить 47 насосных станций и провести 91 километр трубопроводов. 

 Общая стоимость проекта оценивается в 274 миллиарда тенге. Реализуется он в партнерстве со Всемирным банком, Азиатским банком развития, Европейским и Исламским банками реконструкции и развития. Как ожидается, проект будет иметь значительный мультипликативный эффект. В частности, для проведения строительных и монтажных работ, а также активизации смежных отраслей будет создано порядка 100 тысяч рабочих мест, причем большая часть из них (почти 90 процентов) – постоянных, и, что особенно важно, в сельской местности.  

Эффективное будущее 

Конечно же, по-прежнему серьезное внимание будет уделяться реконструкции и модернизации существующей инфраструктуры, обновлению действующего в водохозяйственной отрасли законодательства, обеспечению экологической безопасности. Что же касается предлагаемых новшеств, то стоит отметить перспективы, связанные с созданием в Казахстане рынка воды. Такие рынки успешно функционируют во многих странах мира. Например, в США, Австралии, Франции. Вода там выступает в качестве товара, и на основе этого выстраиваются торговые цепочки между городами, предприятиями. Как показывает практика, данный подход не только способствует росту эффективности распределения воды, но и стимулирует принятие мер по ее рациональному использованию, внедрению водосберегающих технологий абсолютно на всех уровнях. Кроме того, как считает ряд зарубежных экспертов, «торговля водой может быть инструментом решения геополитических проблем и предотвращения водных конфликтов». 

Также в концепцию заложена цифровизация отрасли – автоматизация гидротехнических сооружений, автоматизированное управление и мониторинг водных ресурсов, внедрение проекта Smart Water. На последнем направлении стоит заострить внимание. Концепция «умного водоснабжения» подразумевает установку и интеграцию в единую систему интеллектуальных счетчиков воды и систем контроля за утечками. Цель – повышение качества водоснабжения, снижение потерь, оптимизация использования водных ресурсов. 

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии