Развитие дружественных отношений с государствами по региону для Казахстана с первых дней независимости стало первостепенной внешнеполитической задачей. Уже на Ашхабадской встрече в декабре 1991 года лидеры пяти азиатских республик продемонстрировали коллективную позицию касательно будущего постсоветского пространства. Первый президент нашей страны Нурсултан Назарбаев при этом сыграл историческую роль в мирном разрешении политического кризиса той эпохи.
Последующие конференции на высшем уровне только усилили геополитическую субъектность Центральной Азии. Даже несмотря на то, что попытки создать институциональные основы для тесной интеграции пока не увенчались успехом, желание и воля народов и политических элит центрально-азиатских стран жить в едином регионе остается сильной и долгосрочной.
Такое стремление к единению определяется множественными факторами, среди которых общая историческая судьба, совместное использование ряда природных ареалов и хозяйственных комплексов. Центрально-азиатские республики также взаимозависимы от транспортных и энергетических коммуникаций, множество трансграничных рек питают их сельскохозяйственные угодья, снабжают промышленное производство и социальную инфраструктуру.
Прежние попытки найти формат взаимоотношений в целом для региона не являются тщетными. В разные годы между странами достигались договоренности о создании единого экономического пространства и сообщества, а также организации центрально-азиатского сотрудничества. Но на практике создание глубоко интегрированных региональных экономических связей довольно сложный и длительный путь развития.
Республики Центральной Азии переживают внутриполитическую и социальную трансформацию. В них отражается особенность модернизации и свой уникальный путь формирования современной государственности и национальной идентичности. Эти процессы естественным образом не могут быть единообразными и совпадающими. Но стремление снимать барьеры между странами для углубления сотрудничества внутри региона становятся все более актуальными. Необходимость сохранять наработанные за много лет отношения добрососедства, а также развивать региональные взаимосвязи на основе равенства, уважения и взаимовыгодного торгового и культурного обмена стало велением времени.
Во-первых, все более явственней обнаруживаются вызовы для совместной региональной безопасности. Традиционно считается, что наибольшая опасность исходит с территории Афганистана. Сейчас это направление остается не только наиболее уязвимым из-за масштабного наркобизнеса и множества вооруженных радиальных формирований, но и усугубляется ввиду разрастающегося внутриполитического кризиса.
Кроме того, вновь разгорается очаг военной активности на Южном Кавказе. Сохраняется напряженность в американо-иранских и американо-китайских отношениях. Не урегулированы дипломатические разногласия между Россией и Украиной. Таким образом, над Центральной Азией сжимается кольцо геополитических угроз, в том числе и военно-политического характера.
Во-вторых, тесная экономическая кооперация в рамках региона сулит каждой стране немало выгод. Исторически так сложилось, что в целом климатические и географические особенности республик заметно различаются и с этим связана основная специализация их хозяйственной деятельности. Данное обстоятельство является до сих пор недостаточно использованной возможностью взаимовыгодного обмена товаров разных отраслевых направлений, в первую очередь аграрного, водного и энергетического сектора. Вместе с этим большие перспективы имеются и в развитии совместного туризма как по рекреационным зонам отдыха, так и по историческим местам Великого Шелкового пути.
В-третьих, возникают вызовы нового типа, к отражению которых не было готово в целом все мировое сообщество. В этой связи пандемия Covid-19 и связанные с ней международные и внутренние ограничения имеют серьезные последствия, отражающиеся на экономике и социальном благополучии стран региона. Снизились темпы производства, закрылись целые отрасли, возникла непредвиденно высокая нагрузка на государственный бюджет ввиду чрезвычайных финансовых затрат, резкого сокращения источников его пополнения и падения доходов населения. Вместе с этим трансграничные техногенные опасности по-прежнему актуализируют региональную экологическую, водную и энергетическую проблематику.
В правительствах республик растет осознание, что возникающие обстоятельства вынуждают сформировать определенный интегрированный подход, который позволит в дальнейшем в рамках Центрально-Азиатского региона оперативно реагировать на форс-мажорные явления и купировать их последствия. Необходимо отметить, что в этом направлении уже предпринимались определенные шаги.
Так, уже 2018 году в Казахстане и 2019 году в Узбекистане были проведены консультативные встречи глав государств Центральной Азии. Центрально-Азиатские форумы на высшем политическом уровне в Нур-Султане и Ташкенте вновь определили тенденцию к тесному взаимодействию между республиками. В их рамках были озвучены основные актуальные направления развития сотрудничества.
Необходимо признать, что при всей надвигающей угрозе мирового кризиса добиться консенсуса в формате консультативных встреч будет непросто. Большая разница в ресурсах между пятью республиками влияет на мобилизационный потенциал каждой из них. К тому же третью встречу на высшем уровне планировали провести осенью этого года в Бишкеке. Однако из-за сложной политической ситуации в соседней республике организация такого мероприятия сейчас вряд ли будет возможной, следовательно, общий региональный диалог наверняка будет отодвинут на неопределенную перспективу.
Тем не менее, в казахстанском внешнеполитическом курсе идея тесной политической, экономической и культурной кооперации стран Центральной Азии остается в приоритете. Так, на общеполитических дебатах 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 23 сентября казахстанский лидер Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что «в центре нашего внимания неизменно находится региональное сотрудничество». Отметив ключевые направления Казахстана в укреплении отношений между странами региона, президент Токаев выразил уверенность, что «процветающая, сильная и сплоченная Центральная Азия отвечает интересам как местных, так и глобальных заинтересованных сторон».