ПЯТНИЦА, 5 ИЮНЯ 2020 ГОДА
2497 7-02-2020, 14:15

Сезон отчетов открыт: начнут ли акимы по-настоящему слышать население?


Прошлогодние скандалы, имевшие место в ходе отчетных встреч глав областей, городов и районов с населением, казалось, окончательно дискредитировали этот формат диалога власти и общества. Но с тех пор Казахстан пережил серьезные политические изменения, а новый президент выступил с рядом инициатив («слышащее государство», оценка гражданами работы акимов), жизнеспособность которых может быть проверена как раз таки во время начавшейся очередной кампании. Впрочем, одной только политической  воли может оказаться недостаточно – вероятно, нужно полностью менять подходы, механизмы и даже сам формат подобных встреч. Каким именно образом? Об этом мы попросили порассуждать наших экспертов.

Андрей Чеботарев, политолог: «Все зависит от индивидуального подхода того или иного акима»

- Сам по себе формат организации и проведения данных мероприятий, установленный Указом Президента РК «О проведении отчетных встреч с населением руководителей центральных исполнительных органов, акимов, ректоров национальных высших учебных заведений» от 5 февраля 2016 года, особых нареканий не вызывает. Все заключается в индивидуальном подходе, который обусловлен отношением того или иного акима к согражданам и к выполнению своих служебных обязанностей, уровнем его открытости и т.п. В результате одни подходят к проведению встреч с населением ответственно, другие – чисто формально, а третьи – в целях собственного пиара.  

Возможно, в этом году большинство акимов областей и городов республиканского значения внесут определенные изменения в свои подходы к отчетным встречам и в стиль общения с их участниками. Прежде всего, потому, что эти встречи будут проходить уже при новом президенте, задавшем тренд на серьезные перемены в отношениях между государством и обществом. К тому же часть этих акимов – назначенцы уже Касым-Жомарта Токаева. Да и остальные, скорее всего, жаждут сохранить свои позиции в системе власти. Своевременным было и январское совещание президента с соответствующими акимами. Поэтому практически каждый из них заинтересован в том, чтобы лучшим образом проявить себя в данном случае. 

А вот  многие нижестоящие акимы могут на предстоящих встречах действовать по привычным шаблонам. И здесь все будет зависеть именно от глав регионов и трех городов (Нур-Султан, Алматы, Шымкент), от того, насколько они готовы и способны повлиять на своих подчиненных. С другой стороны, немалое влияние на ход и результаты отчетных встреч должна оказать и позиция их участников из числа местных жителей. 

Что касается совершенствования практики проведения отчетных встреч акимов с жителями вверенных им регионов и населенных пунктов, то, прежде всего, можно предложить обязательную организацию на местных телеканалах прямых трансляций с этих мероприятий или онлайн-трансляций на сайтах соответствующих акиматов. Также обязательным должно быть приглашение на эти встречи представителей оппозиционных партий и движений, НПО, отдельных гражданских активистов. Остальных горожан или сельчан следует привлекать к участию в этих встречах, исходя из их заинтересованности. Для этого необходимо заранее организовать запись желающих и тем самым уйти от практики сбора «статистов» административным путем. 

И пусть акимам на этих встречах задают любые жесткие и неприятные вопросы – тогда они будут знать все слабые стороны своей деятельности и деятельности подчиненных им органов, а потом смогут принять меры по их устранению. 

Замир Каражанов, политолог: «На изменение механизма отчетности акимов может повлиять президент»

- То, что формат отчетных встреч пора менять, уже очевидно для всех – сегодня они носят формальный характер. Акимы «отчитываются перед населением», как правило, лишь для своей отчетности. Хотя изначально эта процедура вводилась с целью повышения эффективности работы местных органов власти. 

Будут ли подвижки уже в этом году, сказать трудно. Но стоит отметить, что в Казахстане в последние месяцы произошли заметные перемены: руководство страны стало толерантно относиться к митингам, был образован НСОД, чьи рекомендации должны изменить работу общественных и политических институтов, и т.д. Возможно, данная тенденция затронет и встречи акимов с населением.

Думаю, на изменение механизма отчетности акимов в данный момент может повлиять только президент. Участие остальных политических институтов ограничено. Да и вряд ли выйдет что-то путное, если этим займутся чиновники… Существующий сегодня механизм отчетности перед населением, к слову, является их продуктом. Потому-то он никого ни к чему не обязывает... Считаю, что при реформировании механизма отчетности целесообразно подключать более широкую аудиторию заинтересованных лиц: экспертов, юристов, представителей партий, общественных организаций и т.д. Иначе будет как в известном крылатом выражении: «хотели как лучше, а получилось как всегда».

При этом нет нужды изобретать велосипед. Различные механизмы повышения эффективности работы чиновников на местах существуют во многих странах. В тех же демократических государствах население слушает чиновников, но свое решение выносит в ходе голосования. В Казахстане, увы, не так много выборных должностей, поэтому и участие населения ограничено - оно не влияет на политическую судьбу местного руководства. Отсюда вывод: необходимо увеличивать количество должностей, которые могут занимать только те, кого избрал электорат.  

Кстати, в КНР население тоже не оказывает влияния на карьеру чиновников. Но там за него все решает Компартия, которую в свое время серьезно реформировали. Думаю, что и в Казахстане таким же образом можно было бы повысить работоспособность чиновников, проведя реформу партийной системы. 

Во всех этих механизмах «краеугольным камнем» является ответственность чиновников за результаты своей работы. Если она предусмотрена, то эффект будет, а если нет, то все ограничится несущественными замечаниями и громкими словами. Скажем, у нас судьбу того или иного местного руководителя определяет не население, являющееся конечным потребителем политических услуг, а вышестоящее начальство, которое при этом, как выясняется,  само не несет ответственности за деяния подчиненных. Поэтому на деле ситуация напоминает картину из басни Крылова «Кот и повар»: «А Васька слушает, да ест»... По сути, чиновники отчитываются об «успехах», хотя положение дел в регионах остается стабильно неутешительным. 

Удивительно, что даже критика из столицы не сильно влияет на работу нерадивых чиновников, поскольку за ней не следуют оргвыводы, отставки и конкретные кадровые решения с нехорошими последствиями. В такой ситуации остается только процитировать поучительный фрагмент из той же басни: «А я бы повару иному велел на стенке зарубить: чтоб там речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить».

Комментарии