8222 23-01-2015, 02:30

Кому нужны отчетные встречи акимов с населением?

На днях в Казахстане откроется сезон отчетных встреч акимов всех уровней с населением. Разумеется, для самих глав местных органов исполнительной власти предстоящая кампания имеет очень большую важность, так как является индикатором того, насколько эффективна их деятельность. Правда, не в глазах граждан, а с точки зрения "Ак-Орды".

Что же касается самого населения, то оно в массе своей относится к подобным встречам абсолютно равнодушно и даже, можно сказать, пофигистски. А если быть более точным, то поначалу, когда только-только стали проводить такие отчеты, жители связывали с ними определенные надежды, полагая, что они, граждане, могут как-то влиять на оценку работы акимов и их подчиненных, однако потом поняли, что это всего лишь очередная иллюзия, видимость демократии. И потому сегодня, несмотря на то, что местные СМИ пестрят сообщениями о предстоящих отчетных встречах, население мало интересуется ими и не стремится попасть на них. Тем более что во многих областях, городах и районах существуют негласные "фильтры" - кого следует пропускать, а чье появление нежелательно. Как следствие, из года в год чести попасть на эти собрания удостаиваются одни и те же лица, обычно лояльные к местной власти.
Между тем отчетные встречи акимов изначально задумывались как эффективная форма общения власти с народом, совместного обсуждения наболевших вопросов и оперативного решения проблем. Что же получилось из этой затеи спустя 10 лет? Есть ли хоть какой-то эффект от этих встреч? Что хорошего осталось в существующей ныне практике, а в чем ее недостатки? Об этом и многом другом мы беседуем с казахстанскими политологами и социологами.

 

Ирина МЕДНИКОВА,
генеральный директор Молодежной информационной службы Казахстана:
"Акимы предлагают верить им на слово"
- Наверняка эти встречи замышлялись для обеспечения хоть какой-то прозрачности и подотчетности местной власти перед населением, но на практике ясно видна информационная диспропорция. Сайты акиматов пишут о том, как результативно проходят встречи и сколько вопросов решается прямо на местах. Но ведь у нас нет альтернативных источников информации, мы не знаем, кто посещает такие встречи в областях, районах и селах, полностью ли они открыты или же действует "система приглашений" и каков альтернативный взгляд на то, что и как там обсуждается.
Отчеты о встречах, публикуемые на государственных ресурсах, в большинстве своем положительные: бюджеты растут, малый и средний бизнес развивается, средняя заработная плата растет, все социальные программы выполнены. И лишь мельком проскальзывают досадные мелочи вроде нехватки питьевой воды, отсутствия Интернета в отдаленных селах, но при этом все они, мол, находятся на контроле. Лично я, знакомясь с подобными публикациями, не увидела серьезных проблем, которые бы обсуждались на таких встречах.
Второй момент, который выглядит странным. Отчет - это информация, которая может быть проверена, сравнена с исходными данными, с исходным планом, чтобы мы все согласились: да, малый и средний бизнес действительно развивается, и об этом свидетельствуют вот такие показатели. Но у нас нет системы общественного мониторинга за исполнением государственных программ, за распределением местных бюджетов, и акимы предлагают верить им на слово.
Посмотрим, к примеру, на отчет и планы акима Алматы в начале прошлого года: "Есимов отметил, что в 2014 году экология города улучшится, муниципальный автотранспорт станет более экологичным, вырастут инвестиции в малый и средний бизнес, увеличится рост жилищного строительства, для развития промышленности будут выделены новые территории, за счет этого появятся свыше 20 тысяч рабочих мест. Также будет открыт завод твердых бытовых отходов. На развитие малого и среднего бизнеса из бюджета будет выделен 1 триллион тенге. Есимов сделал акцент на развитии туристической отрасли, в частности, он заявил, что горнолыжный курорт "Кок Жайлау" должен быть построен. По обновлению зеленых насаждений градоначальник отметил, что вместо 35 вырубленных деревьев было посажено 100 тысяч молодых саженцев. Алматинцы даже жить стали дольше: теперь средняя продолжительность жизни в южной столице составляет 73 года. 2014-й, заявил Есимов, объявлен Годом образования".
Не хватает общественного мониторинга за исполнением этих обещаний: каким образом, например, улучшилась экология? Кто это проследил и как доказал? Куда был потрачен 1 триллион тенге, выделенный на развитие МСБ, какова эффективность? Словом, если бы у нас был доступ к информации для мониторинга эффективности работы акиматов, включая денежные потоки, то это были бы гораздо более интересные встречи. А сейчас они выглядят как инъекция позитива в начале года.
Что касается пользы от таких встреч, то, наверное, она заключается в том, что решаются мелкие социальные проблемы, которые люди озвучивают акимам на встречах, не дождавшись системных решений.
В целом я думаю, что отчеты акимов нужны, но в другом формате: необходимо спуститься на ступень ниже и обеспечить городскому сообществу доступ к информации о бюджете, к системе принятия решений. Тогда у него появились бы реальные механизмы для мониторинга и контроля, и отчеты зазвучали бы по-новому.

 

Сергей АКИМОВ,
политолог:
"Отчетные встречи акимов нужны, но не в их нынешнем виде"
- Отчетные встречи акимов - это наглядный пример того, как в Казахстане концептуально хорошие мероприятия превращаются в профанацию.
По моему мнению, такие встречи нужны, но не в их нынешнем виде. Очевидно, что в большинстве случаев они проводятся для галочки. Причина на поверхности: при оценке "Ак-Ордой" деятельности акимов их рейтинги среди населения играют едва ли не последнюю роль. Поэтому большинство акимов воспринимает эти встречи как второстепенные мероприятия.
Самый лучший способ повысить эффективность и качество таких мероприятий - ввести выборность акимов всех уровней. Тогда значимость их взаимодействия с населением многократно возрастет. Однако это по многим причинам маловероятно.
Таким образом, миссию по усовершенствованию организации отчетных встреч должна взять на себя администрация президента РК. Эффект могут дать даже простые меры. Например, введение единых правил проведения встреч и общих обязательных пунктов для освещения перед населением, широкое анонсирование мероприятия и т.д.
Ожидаемые результаты - рост уровня доверия населения к власти, повышение эффективности работы акимов, налаживание обратной связи по линии власть - народ.

 

Мадина НУРГАЛИЕВА,
руководитель представительства КИСИ при президенте в г. Алматы:
"Важно заблаговременно информировать население"
- Отчетные встречи акимов с населением - это важный канал обратной связи жителей конкретного населенного пункта и представителей исполнительной власти. Вместе с тем, я не исключаю, что имеется определенная доля скептиков на этот счет, сомневающихся в целесообразности и эффективности такого рода мероприятий.
Изначально отчетные встречи акимов всех уровней с населением были инициированы указом президента в 2005 году. Но спустя восемь лет он утратил силу, и вместо него был принят обновленный и несколько расширенный вариант указа. Однако в целом проведение встреч с населением по-прежнему являются одной из ключевых функций глав исполнительной власти на местах.
Так, в новом указе, действующем с 1 октября 2013 года, изложены новые требования - обеспечение участия членов правительства, руководителей центральных государственных органов, национальных холдингов и компаний в отчетных встречах акимов областей, городов республиканского значения и столицы. Было и еще одно существенное нововведение: правительству поручено обеспечить принятие мер для решения проблем, поднятых населением, по согласованию с администрацией президента РК. Эти изменения можно расценивать как шаги, направленные на повышение значимости и эффективности подобных встреч, как способ оптимизировать принятие и исполнение решений по вопросам, поставленным жителями тех или иных территорий.
Недостаточная работа по информированию населения о предстоящих мероприятиях зачастую провоцирует появление в Интернете и социальных сетях сообщений о том, что для встречи с акимами ведется отбор людей, вопросы фильтруются и т.д. Пробелы в организации публичных мероприятий в большей степени связаны с отсутствием плотного взаимодействия с жителями по вопросам заблаговременного информирования о предстоящей встрече, отработки механизмов коммуникации и повышения культуры публичного общения в целом.
Сама по себе инициатива проведения отчетных встреч акимов с населением, на мой взгляд, обязывает к более тщательной подготовке и проработке не только на уровне власти, но и на уровне населения. Это можно сделать с помощью использования современных инструментов коммуникации (Интернет, социальные сети и персональные блоги). Важный аспект - это сроки. Не должно быть так, что о завтрашней встрече граждане узнают сегодня. Кроме того, стоит проработать сами подходы к организации встреч акимов с жителями, а также мониторинг их результативности на основе качественных и количественных индикаторов.

 

Антон МОРОЗОВ,
Политолог:
"Цель таких встреч - демонстрация диалога между властью и обществом, а не сам диалог"
В этом году практике встреч акимов всех уровней с народом исполняется 10 лет. Чтобы понять, зачем была внедрена такая традиция, надо вспомнить исторический контекст. А события происходили достаточно яркие и интересные: состоялись парламентские (2004) и президентские (2005) выборы, больше года действовала НКВД (Национальная комиссия по вопросам демократизации и гражданского общества), обсуждались возможности внесения изменений в Конституцию в рамках Общена¬цио¬нальной программы политических реформ, оппозиционные партии работали над проектом альтернативной Конституции. Одновременно с этим по всем фронтам усилилось давление на ДВК, что обусловило жесткую риторику оппозиции. Более того, ставился вопрос о переходе от президентской формы правления к президентско-парламентской или парламентской. Короче говоря, в воздухе витало ожидание перемен и некоей политической модернизации. Кроме того, Казахстан уже выдвинул заявку на председательство в ОБСЕ, что тоже обязывало соответствовать.
В этих условиях и был принят данный указ, как в нем написано, "в целях дальнейшей демократизации казахстанского общества, информированности населения о проводимых в стране реформах, повышения ответственности и подотчетности исполнительных органов перед населением, широкого вовлечения народа в процесс государственного управления".
Также надо учесть, что в тот период еще не было такого развития Интернета: только центральные органы, да и то, по-моему, не все, имели собственные сайты, а на местном уровне ситуация была вообще печальной.
На этом фоне идея об отчетах акимов перед населением и ее исполнение выглядели достаточно свежо.
Но это история. А теперь что касается сегодняшнего дня.
Я знаю, что для акиматовских работников (по крайней мере, в двух столицах) подготовка этих встреч - очень важная задача, к которой они подходят со всей ответственностью и серьезностью. Во-первых, потому, что это поручение президента. Во-вторых, отчет об итогах и результатах этих встреч направляется в АП. В-третьих, эти встречи дают акимам возможность высказаться по актуальным для них вопросам, "послать сигналы" либо Астане, либо обществу. Например, во времена "акимства" Имангали Тасмагамбетова в Алматы его отчетные встречи были наполнены такой драматургией, что, наверное, рукоплескал бы сам Станиславский, будь он живым алматинцем, попавшим на такую встречу.
Что касается оценки "функциональности" такой формы диалога между обществом и властью, то дать однозначную оценку затруднительно. С одной стороны, коммуникация по линии общество - власть традиционно осуществляется не путем встреч с народом, а через институты гражданского общества: политические партии, общественные движения, СМИ, НПО, профсоюзы и прочие. В современных казахстанских условиях этот канал не работает. Вернее, работает по системе "ниппель" - только в одну сторону, сверху вниз. На пути информации от общества к власти стоит такое огромное количество фильтров, что она доходит до верха чрезвычайно искаженной, что не способствует принятию адекватных мер.
С другой стороны, в условиях наличия этих самых фильтров и шумов такой формат диалога между властью и обществом востребован. Конечно, далеко не все желающие приглашаются на эти встречи, но, тем не менее, возможность донести до власти какие-то вопросы эти отчеты дают. В общем-то поэтому эта метода обрастает новым функционалом. С 2013 года акимы выступают не только перед населением, но и перед функционерами "Нур Отана".
Конечно, подобные встречи - это эрзац и паллиатив. Их задача - демонстрация диалога между властью и обществом, а не сам диалог. Но, вместе с тем, поговорка про синицу в руках и журавля в небе тут уместна.

Комментарии