Вот и подошел к концу очередной сезон отчетных встреч акимов с населением. Продуктивным его назвать сложно, а вот резонансным – вполне. Все дело в скандалах, которые устроили жители ЮКО, а затем и столицы, требуя внимания местных властей к своим проблемам.
Для руководителей акиматов отчетная кампания имеет важное значение, поскольку это хорошая возможность показать результаты своей работы и доказать тем самым свою профпригодность. Правда, не столько населению, сколько центру. Соответственно готовятся такие встречи с особой тщательностью: мобилизуются все имеющиеся в наличии работники местных госорганов, тщательно проводится отбор участников, фильтруются выступления и вопросы, для предотвращения нежелательных инцидентов обеспечивается повышенный уровень безопасности. То есть создаются все условия, чтобы продемонстрировать якобы конструктивный диалог между властью и обществом.
Однако для реального диалога нынешний формат отчетных встреч оставляет мало шансов. Во-первых, потому, что он подразумевает охват лишь небольшой части населения (вместимость залов в лучшем случае составляет пару тысяч человек). Во-вторых, налицо слабая работа по информированию граждан – как следствие, многие узнают о встрече из выпусков новостей, а не заранее.
В-третьих, продолжительность подобного рода мероприятий явно недостаточна для того, чтобы хотя бы небольшая часть желающих могла задать вопросы или высказать свои мнения.
К слову, последнее обстоятельство стало главным поводом для недовольства граждан во время отчетной встречи акима ЮКО Жансеита Туймебаева. Мало того, что присутствующие около часа терпеливо ждали, пока глава региона закончит свой доклад, так еще до многих так и не дошла очередь задать ему вопрос. Самые активные стали требовать микрофон, но модератор упорно игнорировал их, отдавая предпочтение явно подготовленным участникам. Неудивительно, что граждане стали возмущаться и даже перешли на крик...
По похожему сценарию, но в еще более напряженной атмосфере, проходила отчетная встреча Асета Исекешева. Аким Астаны смог разрядить обстановку, лишь пообещав недовольным гражданам выслушать каждого из них лично. Только в тот день к нему на прием записались 170 человек. Чем закончилась эта история – пока неизвестно.
Но давайте подсчитаем. Предположим, что каждому из этого списка градоначальник уделит хотя бы 10 минут. Значит, в общей сложности он потратит 28 часов, или три с половиной рабочих дня. Для чиновника такого уровня это, конечно же, непозволительная роскошь. А ведь желающих поделиться с местным руководством своими проблемами на самом деле гораздо больше. Соответственно тех двух часов, которые акимы раз в год посвящают общению с населением, явно недостаточно.
Стоит ли после этого удивляться тому, что у подавляющего большинства граждан отчетные встречи уже давно не пользуются популярностью? А многие сознательно игнорируют их. Каждое из этих мероприятий напоминает, скорее, бенефис акима, на который как на праздник приходят представители местной элиты, интеллигенции, госорганов и ангажированных НПО. Они дружно дают высокую оценку работе акима, не жалеют аплодисментов в его адрес, после чего с чувством исполненного долга расходятся по своим делам. До того, как и чем живут рядовые граждане, что их беспокоит, по сути, никому нет дела.
В этой связи возникает ряд резонных вопросов. Есть ли необходимость в таких встречах? Дают ли они хоть какой-то эффект? Быть может, стоит изменить формат их проведения, поскольку ныне существующий уже давно изжил себя? К примеру, группы неравнодушных граждан (объединенных самим фактом проживания на территории одной области, города или района) в соцсетях порой устраивают такие обсуждения деятельности своих акимов, какие участникам отчетных встреч даже не снились.
Талгат Калиев, политолог: «Они заставляют акимов отвлекаться на частные проблемы»
– В условиях, когда акимы назначаются, а не избираются, отчетные встречи призваны хоть как-то дисциплинировать их. Однако очень часто такого рода мероприятия превращаются в профанацию. Мы, к примеру, видим, как в регионах фильтруют участников: выбирают исключительно подконтрольных, зависимых, послушных. Они, как правило, не поднимают острые вопросы, их выступления заранее готовятся, весь процесс отрепетирован. В результате дискредитируется сама идея отчетных встреч. А значит, об их эффективности говорить не приходится.
Что касается встречи
в Астане, то была попытка сделать ее открытой, прозрачной. А в итоге собралась неконтролируемая аудитория. Каждый пытался решить свой шкурный вопрос, а не какие-то важные для всех социальные проблемы. Ведь у нас много обиженных… Поэтому желаемого эффекта достичь не удалось. Выходит, что и в таком виде отчетные встречи бесполезны, поскольку они вынуждают акимов отвлекаться на частные проблемы граждан, заниматься дешевым популизмом, а не решать действительно серьезные общественно-значимые вопросы.
Я бы не стал зацикливаться на формате таких встреч. Проблема не в этом. Гораздо важнее сделать бюджет прозрачным, чтобы каждому было видно, куда и зачем тратятся средства, чтобы каждый руководитель департамента или управления мог в любой момент за них спокойно отчитаться. Вот это на самом деле дало бы эффект.
Определенные надежды мы связывали с общественными советами, которые как раз и создавались для выстраивания диалога между исполнительными органами власти и населением. Но из этой затеи тоже ничего не вышло. Мало того, что эти структуры в основном были сформированы из «удобных» людей, так они еще и начали дублировать парламент и маслихаты...
Если бы общественные советы действительно состояли из авторитетных, принципиальных и независимых лидеров общественного мнения, имеющих влияние на аудиторию, осознающих высокую гражданскую ответственность и способных поднимать серьезные вопросы, то, конечно, они способствовали бы развитию гражданского общества в стране. Но в том виде, в каком они сейчас существуют, рассматривать их как панацею нельзя.
Чингиз Лепсибаев, президент ОФ Eurasian Expert Council: «Мы еще долго будем ходить на встречи и отчеты»
– Думаю, нынешний формат встреч руководителей с населением в нашей стране еще не скоро потеряет свою актуальность. И тому есть целый ряд причин. Начнем с того, что юридически закрепленного формата обратной связи нет, кроме общественной приемной, но это несколько иная модель. Брифинги для прессы и прес-сконференции у нас тоже не пользуются популярностью, равно как и общественные слушания. Иначе говоря, в существующих условиях приходится довольствоваться тем, что есть.
Конечно, самый простой и доступный способ обеспечить обратную связь – это создание и ведение страниц в социальных сетях. Но он требует крайне много времени и ресурсов, тем более что далеко не все компетентны в этих вопросах. Брифинги тоже не всем по зубам – их надо уметь проводить.
Отсюда следует, что мы еще долго будем ходить на встречи разного рода управленцев с населением. Возможно, когда-нибудь им на смену придут видеоконференции по скайпу или чтото подобное. Но пока в Казахстане это практикует только президент.
И все же полагаю, что быстрорастущее влияние социальных сетей будет стимулировать акимов к тому, чтобы более серьезно и ответственно относиться к своим отчетным встречам.
Впрочем, у подобных мероприятий есть и свои плюсы. По крайней мере, они заставляют многих акимов, что называется, подтягиваться, а гражданам дают понимание того, что любой государственный чиновник – это не более чем наемный менеджер, обязанность которого заключается в честном и эффективном управлении вверенным ему участком работы. Как мы видели по последним инцидентам, хоть какую-то возможность донести до власти острые вопросы эти отчеты дают…
Справка:
Изначально отчетные встречи акимов всех уровней с населением были инициированы указом президента от 2005 года. Но спустя восемь лет этот документ утратил силу, и вместо него был принят обновленный и несколько расширенный вариант указа. Однако в целом проведение встреч с населением попрежнему является одной из важных функций глав местных органов исполнительной власти.
Так, в ныне действующем указе содержится следующее требование: обеспечение участия членов правительства, руководителей центральных государственных органов, национальных холдингов и компаний в отчетных встречах акимов областей, городов республиканского значения и столицы. А правительству поручено обеспечить принятие мер для решения проблем, поднятых населением, по согласованию с администрацией президента РК.
Нет комментариев
Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!