Отчеты акимов перед населением вошли в казахстанскую практику двенадцать лет назад. Но с каждым годом они все больше напоминают имитацию несуществующей связи власти с населением. Акимы играют выученную раз и навсегда роль, «зрительный зал» набивается преимущественно обожателями подобного рода сценического искусства, сценаристы же, если и вносят коррективы в текст пьесы, то только затем, чтобы подчеркнуть положительные характеристики главных героев. Заканчивается действо тоже традиционно – бурными овациями и резолюцией «добро», поставленной членами худсовета из президентской администрации. Все, занавес. До следующей отчетной кампании. Впрочем, как считают некоторые эксперты, это лучше, чем ничего.
Марат Толибаев, блогер:
- Отчет акима перед населением, которое его не избирало, - это игра в сломанный телефон. Единственным источником власти и «назначателем» акимов сегодня является президент страны. Только ему они подотчетны и только ему они должны нравиться. Хорошо, что глава государства заставляет акимов нравиться народу, поэтому они идут на отчетные встречи и заигрывают с народом. Опять-таки только ради того, чтобы понравиться президенту.
С учетом этих вводных становится понятно, что акимы не заинтересованы в реальной обратной связи с народом: главное для них - провести отчетные встречи без эксцессов и благополучно отчитаться наверх. Поэтому на таких встречах присутствуют в основном их подчиненные - сотрудники государственных структур, а также зависимые от акимов люди. Лишь редкие акимы решаются открыть двери для реальных оппонентов и обсудить с ними насущные проблемы региона.
Вместе с тем хочу отметить, что и такие бутафорские встречи, безусловно, лучше, чем ничего. Народ должен постепенно привыкать к тому, что акимы отчитываются перед ним. Завтра, когда мы придем к выборности акимов, такой инструмент взаимодействия станет реальным. Мы должны быть к этому готовы.
Даурен Сакенулы, социолог:
- Во-первых, ежегодно проводимые отчеты акимов всех уровней являются важным звеном демократизации общественно-политической жизни и формирования современной и эффективной системы госуправления. Во-вторых, отчетные встречи - это своеобразная площадка взаимодействия представителей власти с населением для совместного решения всех жизненно важных проблем села, района, города, области. В-третьих, это одна из превентивных мер, направленная на то, чтобы не допустить возникновения очагов социальной напряженности. И в- четвертых, отчетные встречи подчинены одной цели – повышению благосостояния населения и улучшению качества его жизни.
Практика таких отчетов оправдывает себя. Понятно, что ими все вопросы не решить. Но есть хорошая динамика, и об этом нужно говорить. Ведь отчетные встречи реально отражают положение дел в области (городе, районе, селе). Благодаря им чиновники стали более доступными для народа. Некоторые акимы вместе с руководителями местных исполнительных, надзорных и правоохранительных органов после итоговых отчетов начали проводить приемы граждан, и, судя по количеству обращений, этот метод полностью оправдывает себя.
Организация отчетных встреч с каждым годом совершенствуется, то есть налицо отказ от наработанного годами сценария. К примеру, они уже проводятся в режиме онлайн. Пока это касается акимов областей и городов республиканского значения. Уверен: придет время – и мы увидим в режиме онлайн отчеты районных и сельских акимов. Также применяются практика обращения к руководителям областей по видеоконференции и организация колл-центров.
Чтобы отчеты не проводились ради пиара и очередной галочки для отчета «наверх», на этих встречах должны присутствовать активные представители социума, которые могут и должны поднимать насущные проблемы, предлагать пути их решения. В зале не должна царить атмосфера полного и безоговорочного «одобрямса». Чтобы получить от общественности объективную оценку своей работы, акимы не должны допускать на такие мероприятия квакеров. Все-таки отчетные встречи - это конструктивный диалог с обществом, а не монолог власти.
В целях обеспечения прозрачности, открытости и прямой подотчетности всех органов государственной власти перед народом необходимо официально обязать исполнительные структуры, финансируемые из местного бюджета, и территориальные подразделения центральных госорганов, финансируемые из республиканского бюджета, публично отчитываться перед населением о проделанной за год работе.
Амиржан Косанов, общественный деятель:
- На мой взгляд, это самая настоящая показуха и профанация благородной идеи прямого общения с народом! В зале собираются чиновники и бюджетники, которые создают необходимую массовку, и они апрори не могут критиковать акима: он же их прямой начальник! Самое страшное – все знают об этом, но делают вид, что вот оно, торжество демократии! Кто кого обманывает? В результате страдает имидж не только конкретного акима, который побоялся откровенного разговора с населением, но и всей системы власти: он же является ее непосредственным представителем.
Что можно сказать за два отведенных часа о работе за целый год? Причем возможность высказаться и задать вопросы получают максимум 10-20 человек, тогда как в зале сидят 500-700 приглашенных. И это на всю область, где проживают от 700 тысяч до двух миллионов граждан! Полная туфта!
Предлагаю следующее. Акимы областей должны в течение года регулярно отчитываться перед населением: должен быть постоянный график их встреч в аулах и районных центрах. Людей необходимо заранее об этом уведомить, чтобы они подготовили свои вопросы. Только так можно этот бюрократический фарс превратить в демократический и действенный механизм отчетности акимов всех уровней!
Ерлан Саиров, политолог:
- Отчеты превратились в торжественные шествия самих акимов. Они сегодня используются для саморекламы и приобретения политического капитала, хотя задумывались как механизм обратной связи с населением.
Акимам нужно решать насущные проблемы местного сообщества и конкретных граждан. Но если проанализировать отчеты, то можно сделать вывод, что они затрагивают только общую социально-экономическую картину в регионе. С учетом минимального влияния государства на экономическую сферу можно сделать вывод, что отчитываются они за действия общества, а не за внесенный ими самими вклад в решение социальных проблем, проблем в сфере духовности, культуры, строительства, благоустройства. По сути, отчеты акимов превратились в формальность. Очевидно, что механизм отчетности местной власти перед населением требует трансформации.
Сегодня принимается много хороших решений, направленных на это. Но их исполнение тоже страдает излишним формализмом. Например, во всех регионах созданы общественные советы. Однако нигде, за исключением Алматы, их работы не видно. В большинстве акиматов, в министерствах они, можно сказать, выполняют роль нотариальных контор, которые только штампуют решения.
Влияние общественности должно быть реальным. К примеру, на днях был создан общественный совет при ЕНПФ. В его состав вошли представители гражданского общества, председателем избран Досым Сатпаев. И буквально в течение недели этот совет развернул активную работу в СМИ, социальных сетях. В регионах тоже нужно создавать такие условия, чтобы общество могло контролировать работу акимов. Еще одним шагом должно стать оживление работы маслихатов. Сегодня они не пользуются своими полномочиями и предпочитают не выходить за рамки отдела акимата.
Чтобы акимы работали на благосостояние народа и держали отчет за свои реальные дела, нужно создавать на местах общественные, гражданские институты. Только тогда появится механизм обратной связи, и только тогда акиматы и лично акимы будут заниматься точечным решением конкретных, насущных, проблем общества.