ВОСКРЕСЕНЬЕ, 18 АВГУСТА 2019 ГОДА
1139 30-07-2019, 15:37

Воспитание антикоррупционного сознания


Коррупция представляет серьезную угрозу основам национальной безопасности любой государственности и оказывает дестабилизирующее воздействие на все сферы жизни общества и отдельно взятого гражданина.

Одним из залогов успешного противодействия проявлениям коррупции является эффективная деятельность соответствующих государственных органов. Однако, как показывает практика, только усилий со стороны государства явно недостаточно. Не менее важно воспитание такого общественного сознания, в котором не было бы даже элементов терпимого отношения к проявлениям коррупции в любой их форме.

В этом плане в Казахстане придается большое значение просвещению и воспитательной работе по формированию в обществе антикоррупционного сознания. Усилия государства в этом направлении являются частью общей политики государства по искоренению причинно-следственных связей, способствующих возникновению условий, порождающих и питающих коррупцию в самых различных сегментах нашего общества.    

С точки зрения необходимости искоренения этого социального зла важнейшим направлением образования должно стать создание образовательной среды неприятия коррупционных проявлений, воспитание нравственно совершенных граждан, с высоким уровнем морали, не подверженных коррупции.

С позиций дня сегодняшнего необходим качественно иной подход к теории и практике образовательной и воспитательной работы молодежи. Необходимость укрепления и развития институтов гражданского общества, повышение уровня правовой культуры, распространение в обществе необходимых знаний о своих гражданских правах и обязанностях, выработка навыков по применению этих знаний в повседневной жизни, восприятие коррупционных проявлений как нарушение своих гражданских прав и способность эти права защищать, становятся актуальной задачей для всей системы образования Казахстана. Для этого, прежде всего, необходимо педагогическое осмысление цели, особенностей содержания, форм, методов и средств антикоррупционного образования и воспитания детей и молодежи разных возрастных групп.

Анализ коррупции как социального явления показывает, что многие исследователи не уделяют должного внимания духовно-нравственным факторам и поэтому зачастую редко кто связывает их с причинами возникновения коррупции. Как известно, нарушения равновесия в социально-экономической системе и эмерджентные флуктуации в ней возникают не только из-за присущего человеку иррационального экономического поведения, но и из-за низкого уровня морального сознания. Необходимо отметить, что моральное сознание - одна из форм общественного сознания и включает в себя ценности, идеалы, нормы и принципы поведения, целевые установки, эмоции, чувства, переживания, убеждения, волевые акты и другие идеальные факторы.

Оно является отражением жизненно-практического и исторического опыта людей в форме индивидуальных и коллективных представлений, выполняет функции механизма социальной преемственности, регулирования и организации жизнедеятельности, обеспечивает оценку результатов поведения личности.

Следует отметить, что одной из причин роста коррупционных проявлений является не в малой степени безудержная пропаганда вещизма и потребительства в медийной среде и, прежде всего, на телевидении. В частности, этому во многом способствуют прямые и косвенные рекламные кампании, в которых звезды шоу-бизнеса демонстрируют и проповедуют так называемый гламурный образ жизни. Несмотря на то, что эти рекламные продукты и телепередачи, представляющие собой ту же самую скрытую рекламу, многократно осуждались общественным мнением, они по-прежнему не уходят с экранов.

Поэтому сущность антикоррупционного образования и воспитания должны быть направлены к интериоризации, то есть переводу антикоррупционных требований общества во внутренние ценностные установки и убеждения каждого гражданина. Став таковыми однажды, они станут базовым вектором внутренних установок в его последующей жизни. В этом смысле об антикоррупционном образовании и воспитании можно говорить как о двуедином процессе. С одной стороны, предполагается формирование у обучающихся необходимых знаний и представлений о соответствующем моральном идеале, о нравственном и безнравственном поведении, моральных принципах и нормах. С другой стороны, антикоррупционное воспитание заключается в создании у человека глубокой внутренней потребности поступать и действовать в соответствии с воспринятыми и усвоенными им элементами нравственного сознания.

Именно поэтому к числу первоочередных задач социальной политики государства относится нравственное воспитание. Психологам давно известно, что поведение человека в социуме в значительной степени складывается под влиянием подражания, психического заражения, внушения и убеждения. Поэтому, чтобы снизить уровень коррупции, ученые рекомендуют воспользоваться различными сочетаниями таких методов, приемов и средств воспитания, как:

- убеждение, путем прямого психолого-педагогического вмешательства в процессы формирования направленности личности с целью воспитания соответствующего морального сознания и нравственных качеств, противостоящих коррупции;

- подражание известным и авторитетным личностям, обладающим высоким моральным авторитетом для людей и способным служить эталоном безупречного нравственного поведения;

- формирование ценностных ориентаций, морально-нравственных установок, навыков и привычек морально-нравственного поведения в экономических отношениях, несовместимых с коррупцией;

- организация гармоничной системы стимулирования, главное назначение которой - это усиление синергетического взаимодействия первых трех основных методов.

Усиление антикоррупционной составляющей при преподавании учебных дисциплин, предусматривающих изучение правовых и морально-этических аспектов управленческой деятельности в государственных образовательных учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования, указывается в качестве одной из первоочередных задач в Программе противодействия коррупции на 2015–2025 годы в разделе «Меры противодействия коррупции. Формирование антикоррупционной культуры, образования и воспитания». Антикоррупционная составляющая образовательных программ предполагает создание специальной системы обучения, разъясняющей политический, общественный вред коррупции, возможные последствия участия в ней и направленной на формирование у молодежи антикоррупционного мировоззрения, повышение уровня их правосознания и правовой культуры.

Коррупция оказывает пагубное влияние на экономику страны, подрывая эффективность решений, принимаемых органами государственной власти, наносит ущерб состоянию морали, расшатывает доверие граждан к государству и разрушает принцип справедливого и беспристрастного правосудия. Коррупция, безусловно, снижает эффективность государственного управления, инвестиционную привлекательность страны, сдерживает поступательное социально-экономическое развитие.

Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» возводит коррупцию в ранг прямой угрозы национальной безопасности и нацеливает государство и общество на объединение усилий в борьбе с этим негативным явлением.

Специфичность борьбы с коррупцией заключается в том, что коррупция имеет не только криминальные корни, эта проблема также связана с политической, социальной, экономической составляющей государства.

С самого начала суверенной истории Казахстан в числе первых на постсоветском пространстве развернул широкомасштабную работу по формированию антикоррупционного законодательства, которая на протяжении всего этого времени прошла ряд знаковых этапов своего развития, безусловно, напрямую связанных с государственной политикой, проводимой Елбасы по искоренению коррупции.

Разумеется, борьба с коррупционными проявлениями – это долговременный и непростой процесс. Но не вызывает сомнений и то, что методичные и целенаправленные усилия по формированию в казахстанском социуме антикоррупционного сознания, так или иначе, но приведут к тому, что большинство наших граждан будут владеть необходимым комплексом знаний об опасности коррупции как социального зла и вытекающих из этого последствий для будущего государства и общества. И это будет залогом того, что в перспективе ни общество в целом, ни отдельно взятая личность не захотят мириться с любыми формами ее проявления.

Комментарии