ПЯТНИЦА, 19 ИЮЛЯ 2019 ГОДА
489 12-07-2019, 15:58

Новые горизонты дуального обучения


В Казахстане в течение последних нескольких лет в системе технического и профессионального обучения осуществляется активный процесс внедрения дуальной формы обучения. Следует отметить, что он происходит на принципах партнерства, когда наряду с государством в нем принимает участие отечественное бизнес-сообщество.

Такое партнерство обусловлено взаимным интересом, и государства, и бизнеса. Обе стороны в данном случае решают свои задачи. Государство углубляет социальную составляющую внутренней политики, а предприниматели удовлетворяют потребность в современных квалифицированных кадрах.

За этот период в рамках реализации программ дуального обучения в республике был аккумулирован весомый позитивный опыт. Одним из его результатов стало то, что в регионах качественно изменилась ситуация с трудоустройством молодых специалистов. В частности, намного ощутимее стал приток свежих кадров в различные сегменты экономики Казахстана.

Кроме того, была выработана эффективная форма сотрудничества госорганов и бизнес-сегмента страны. Более конкретно это выглядит следующим образом. В процессе участвуют три заинтересованные стороны: региональные палаты предпринимателей, предприятия и учреждения системы ТиПО. Для координации работы сначала заключается трехсторонний меморандум о взаимодействии.

Базовая цель, которая преследуется при этом, заключается в необходимости обеспечения прозрачности трудовых отношений и создание режима максимального благоприятствования учащимся. Следует отметить, что при заключении соответствующих трудовых договоров, все время прохождения практики будет вноситься в последующий трудовой стаж. А это, ни много ни мало, два, а то и три года.

Поскольку критерием оценки может выступать только практический опыт, то можно сказать, что с этой точки зрения в Казахстане уже определены основные и второстепенные задачи дуального обучения. В этом смысле, и государство, и бизнес-сообщество осмыслили, кому и какие задачи необходимо решать в первую очередь.

Как в любом большом проекте государственного масштаба главной проблемой выступает необходимое и своевременное финансирование. Для этих целей в ближайшее пятилетие в Казахстане планируется выделить на развитие программы дуального обучения порядка 118 миллиардов тенге. Ежегодный охват будет составлять двадцать две тысячи молодых людей. Костяк этого контингента - ученики 9-11 классов, которым предоставят возможность осваивать не менее двух специальностей в различных отраслях экономики.

В качестве примера можно привести то, как поставлена работа по внедрению программ дуального обучения в самом большом городе страны – Алматы. В 2019 году в рамках реализации Дорожной карты в городе дуальной системой образования охвачено 28 колледжей, что на 11 или 65 % больше по сравнению с предыдущим годом и 101 предприятие, что на 22 или 28 % больше по сравнению с прошлым годом. В процессе внедрения дуального обучения было заключено 1191 трехсторонних договоров, что на 470 или на 65 % больше по сравнению с прошлым годом по 24 специальностям и 35 квалификациям ТИПО.

Кроме того, в 19 колледжах и 49 предприятий осуществляется внедрение элементов дуального обучения.

Процент внедрения дуального обучения и элементов дуального обучения в колледжах Алматы составил 58%.

Для эффективного делового взаимодействия, обмена идеями и развития дуальной системы образования в начале текущего года при Палате предпринимателей города Алматы был создан Клуб менеджеров по развитию дуальной системы образования. За отчетный период было проведено два заседания клуба на базе «Интеротель «Астана» и ТОО «Казлегпром».

С целью вовлечения бизнеса в развитие ТиПО и высшего образования, а также для создания системы обеспечения качества подготовки кадров на основе НСК и развития шефства, Палатой предпринимателей совместно с акиматом города Алматы с 2014 по 2018 годы были открыты девять отраслевых учебно-методические кластеров подготовки, переподготовки, повышения квалификации и сертификации кадров и один ресурсный образовательный кластер для транспортных предприятий. На настоящий момент передано в шефство отраслевым ассоциациям девять государственных организаций технического и профессионального образования.

В соответствии с соглашением о сотрудничестве между Палатой предпринимателей города Алматы и Ассоциацией консалтинговых и торговых компаний в июне месяце 2019 года был открыт отраслевой кластер в сфере торговли.

В рамках развития НСК для осуществления сертификации квалификации специалистов в Алматы создана сеть из 16 центров сертификации, включенных в реестр НПП РК. В 2018 году на базе центров сертификаций прошли оценку квалификации 12,1 тыс. человек, из них 10,7 тысяч выпускники колледжей. За первый квартал 2019 года на базе данных центров сертификации прошли оценку квалификации 1386 человек, из них 1200 выпускников колледжей и 186 выпускников учебных центров.

В целях организации наставничества в рамках реализации Дорожной карты дуального обучения ведется реестр наставников предприятий (организаций), в который включены 170 квалифицированных специалистов. В мае текущего года по инициативе Палаты предпринимателей города Алматы была утверждена программа по созданию «Школы наставников при ПП города Алматы» в рамках реализации и за счет ресурсов проекта GIZ «Профессиональное образование в Центральной Азии». В июле месяце планируется организация тренинга для обучения мультипликаторов с получением сертификата международного образца. Кроме того, в сентябре 2019 года планируется открытие «Школы наставников дуального обучения» при ПП города Алматы.

На базе предприятий (организаций) в 2019 году была организована стажировка для 117 мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин учреждений ТиПО.

В целях непосредственного участия бизнеса в совершенствовании стратегии развития представители Палаты предпринимателей, отраслевых ассоциаций, предприятий принимают участие в Наблюдательных, попечительских советах ВУЗов и колледжей. Так, в рамках работы попечительского совета Алматинского технологического университета Палатой предпринимателей города Алматы и Ассоциацией предприятий легкой промышленности РК предложен проект «Создание системы подготовки инженерных кадров через внедрение дуального обучения и сертификацию специалистов».

Предварительный анализ показывает, что система ТиПО Казахстана может стать хорошим фундаментом для дальнейшего углубленного внедрения системы дуального обучения.

Система ТиПО Казахстана, пережив этап определенных сложностей, тем не менее, накопила полезный опыт практического обучения, который может стать основой для развития дуального обучения. В последние годы в Казахстане был принят ряд экономических и институциональных реформ, а также национальных стратегий развития. Значительные ресурсы, получаемые от экспорта сырья, были направлены на реструктуризацию национальной экономики с целью достижения задачи развития – стать одной из 50 самых конкурентоспособных стран в глобальной экономике. В свою очередь, это привело к качественным изменениям на рынке рабочей силы, что нашло отражение к требованиям к профессиональному образованию и обучению (ПОО), включая компонент обучения на рабочем месте (ОРМ).

Комментарии