2091 21-06-2019, 16:20

Новые горизонты системы технического и профессионального образования

В Казахстане на протяжении нескольких последних лет проводится целенаправленная политика по совершенствованию системы технического и профессионального образования. Основная цель этого процесса – своевременное обеспечение экономики страны необходимыми специалистами технического профиля и рабочих профессий.

С целью усиления качества контроля проводимой на данном направлении работы в конце мая состоялось специальное заседание правительства РК. На нем были рассмотрены перспективы и проведен комплексный анализ подходов по дальнейшему совершенствованию системы технического и профессионального образования (ТиПО) в Казахстане.

По состоянию на сегодняшний день в стране действует 821 колледж, из них 479 – государственных, 342 – частных. Всего же в колледжах обучается 488 тысячи человек. При этом по проекту «Бесплатное ТиПО для всех» охвачено почти 200 тысяч учащихся.

Премьер-министр Аскар Мамин акцентировал внимание на необходимости создания на рассматриваемом направлении всех требуемых условия для того, чтобы учащиеся получали не только качественные знания, но и востребованные впоследствии профессии, а также гарантии по трудоустройству. Эти требования продиктованы временем и его вызовами, поскольку происходит неизбежный процесс трансформации мирового рынка труда. Новые вызовы на этом направлении порождают и новые тренды по подготовке качественных трудовых ресурсов. Последнее обстоятельство особенно важно в контексте подготовки качественно иных кадров для новых отраслей экономики, особенно с учетом нарастающей цифровизации экономики.

При этом принципиальное значение имеет то, что подготовка кадров должна соответствовать реалиям времени. Аскар Мамин подчеркнул, что процесс модернизации системы ТиПО должен идти строго в ногу с прогрессом. А поэтому важно учитывать все сопутствующие факторы социально-экономического характера. Техническое и профессиональное образование должны быть территориально доступны, колледжи должны носить многопрофильный характер, обучение должно быть качественным и эффективным, а их выпускники востребованы.

С этой целью он дал поручение создать проектный офис и приступить к выработке четких механизмов партнерства с бизнес-сообществом и вузами, которые готовы проявить заинтересованность в обеспечении доверительного управления колледжами. Тем более, что на сегодняшний день для этого уже имеются возможности. К примеру, крупные компании- лидеры казахстанской экономики в состоянии взять под управление порядка 150 колледжей, а еще 50 колледжей могут встать под крыло отечественных университетов.

В некоторых регионах Казахстана уже аккумулирован необходимый опыт сотрудничества в таком формате. К примеру, в г. Алматы, в целях непосредственного участия бизнеса в совершенствовании стратегии развития представители палаты предпринимателей г. Алматы, отраслевых ассоциаций, предприятий принимают участие в наблюдательных, попечительских советах вузов и колледжей. Так, в рамках работы попечительского совета Алматинского технологического университета Палатой предпринимателей города Алматы и Ассоциацией предприятий легкой промышленности РК предложен проект «Создание системы подготовки инженерных кадров через внедрение дуального обучения и сертификацию специалистов».

С целью выравнивания разрыва между потребностями рынка труда и деятельностью вузов, подготовки квалифицированных выпускников высших учебных заведений страны второй год проводится рейтинг образовательных программ вузов РК. Рейтингом образовательных программ были охвачены 37 вузов г. Алматы по 92 специальностям.
Результаты рейтинга образовательных программ вузов города Алматы показали, что 26,2 % ( 128 образовательных программ ) заняли с 1 по 5 место, 17,4 % (85 образовательных программ) - с 6 по 10 место, 22,9 % (112 образовательные программы) - 11-20 место, 14,3 % (70 образовательных программ) - 21-30 место, 19,2 % ( 94 образовательные программы) - 31 и более место.
По результатам рейтинга образовательных программ вузов, лидерами среди вузов Казахстана являются Университет «Нархоз», Алматинский университет менеджмента, Казахстанско-Британский Технический университет.

Премьер-министр А. Мамин рекомендовал усилить работу по внедрению и расширению дуального обучения. Одним из направлений в этом плане предприятиям можно было бы создавать центры подготовки на базе колледжей. Такой подход мог решить двуединую задачу. Во-первых, приблизить работу колледжей к потребностям рынка труда. А во-вторых, гарантировать последующее трудоустройство выпускников. При этом он предложил шире использовать накопленный в этом направлении успешный опыт корпорации «Казахмыс», которая создала эффективные центры обучения в технологическом колледже горного дела в г. Сатпаев и политехническом колледже г. Балхаш.
Также премьер-министр обратил внимание на важность скорейшей реализации поручения Н. Назарбаева по модернизации 180 колледжей и 20 вузов по 100 наиболее востребованным профессиям и внедрению международного опыта подготовки специалистов. С целью быстрейшей реализации этой задачи, до конца текущего года дано поручение завершить разработку профстандартов и внести соответствующие предложения по законодательному регулированию процесса профессиональных квалификаций.

А. Мамин предложил акимам областей сконцентрировать внимание на необходимости создания в регионах условий для развития рабочих компетенций и участия в международном проекте WorldSkills. Дополнительным инструментом в этом плане могут стать внешкольные организации, где детям могут прививать навыки работы, учитывающие современные требования, к примеру, в программировании, создании мобильных приложений и ведения собственных проектов.

В рамках проведения профориентационных мероприятий 15 апреля 2019 года во Дворце школьников г. Алматы прошел городской профориентационный форум «Открываем мир профессий», целью которого была активизация творческого подхода к изучению профессий обучающимися для удачного выбора будущей специальностти, востребованной и необходимой рынку труда.
На городской форум были приглашены более двух тысяч учащихся 9 и 11-х классов, которые проявили желание продолжить обучение в колледжах города, и заместители директоров школ по воспитательной работе. Кроме того, с начала года для школьников были организованы дни открытых дверей в колледжах и вузах (411) и ознакомительные лекции (1136). В этих же целях были организованы экскурсии на предприятия (56). Старшеклассники посетили Автономный Кластерный Фонд «Парк Инновационных Технологий TechGarden.kz, ТОО «Global», пятизвездочный отель «Intercontinental», ресторан здорового питания «PittaGrin», дизайн компания «GooD» и другие мероприятия. На базе 124 (из 204) общеобразовательных школ функционируют профориентационные кабинеты. Палатой предпринимателей города Алматы для организации профориентационной работы в школах разработаны электронные альбомы «Колледжи г. Алматы», «Вузы г. Алматы».

С 15 по 19 апреля текущего года в г. Алматы был проведен региональный чемпионат «WorldSkills» по 39 компетенциям. Победителям по компетенциям были вручены грамоты «Золотой сертификат» от Палаты предпринимателей г. Алматы.

Подводя итоги совещания, премьер-министр Аскар Мамин поручил разработать комплекс мер по прогнозированию потребности в кадрах, модернизации колледжей и образовательных программ, совершенствованию формирования государственного образовательного заказа.

«Каждый выпускник должен быть уверен в получении востребованной рабочей профессии и последующем трудоустройстве», - отметил в заключении Аскар Мамин.