ВОСКРЕСЕНЬЕ, 25 АВГУСТА 2019 ГОДА
1761 27-06-2019, 18:25

Модернизация ТиПО - прорыв в будущее


Модернизация технического и профессионального образования - это новый шаг в подготовке кадров с новым технологическим укладом, с учетом международных требований и цифровых навыков.

После мониторинга потребностей в кадрах на предприятиях Северо-Казахстанской области прекращена подготовка по специальностям: «Строительство и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ и заправочных станций», «Очистные сооружения систем водоснабжения и водоотведения».

С учетом потребности рынка труда за последние два года получены приложения к лицензиям по 52 квалификациям и специальностям по новым направлениям: информационной безопасности, связи, мехатроники, газового оборудования, лифтового хозяйства, производства мяса и мясных продуктов, производство молочной продукции, туризма и другим.

Госзаказ на новый учебный год сформирован на основании потребности в кадрах, представленных профильными управлениями, Палатой предпринимателей СКО, предприятиями-партнерами.

Подготовка кадров осуществляется по программам «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех», Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек» по двухуровневой модели обучения.

Методики подушевого финансирования нацелена на принятие мер по увеличению контингента обучающихся в организациях ТиПО.

В современных условиях растет понимание того, насколько важна роль технического и профессионального образования в обеспечении отраслей экономики кадрами. Более того, предъявляются новые требования к навыкам и компетенции рабочей силы под влиянием технологических преобразований в экономике.

В свою очередь рынок труда предъявляет свои требования, и выпускники колледжей должны быть конкурентоспособными. В этой связи, возникает необходимость обратить внимание на ряд системных проблем.

Для повышения уровня квалификации молодежи в соответствии с современными требованиями необходимо, во-первых, привлекать в систему технического и профессионального образования работодателей путем развития дуального обучения и передачи в доверительное управление без права выкупа. Во-вторых, важно совершенствовать сеть колледжей путем профилизации и создания комплекса «школа-колледж».

Пока же 95% государственных колледжей не имеют финансовую гибкость и самостоятельность из-за организационно-правовой формы в виде ГУ, ГККП.

Анализ соотношения государственных и частных колледжей показывает, что подготовка востребованных технических кадров в основном ведется в госколледжах (77%), а частные колледжи готовят кадры гуманитарного профиля (65%). Только 32% колледжей имеют соответствующую материально-техническую базу.

К тому же, имеется существенный дисбаланс в финансировании колледжей. Колледжи с малым контингентом несут большие затраты. Стоимость обучения 1 студента в данных колледжах различается от 350 тысяч тенге до 1,2 миллионов тенге. Так, в области действуют шесть сельских колледжей, имеющих контингент менее 200 человек, при подушевом финансированим содержание их крайне нерентабельно. Кроме того, сельские общеобразовательные школы загружены на 40-45% от проектной мощности. В связи с этим, в области ведется работа по созданию комплексов «Школа-интернат-колледж» в Аккайынском и Тимирязевском районах.

Для эффективного управления системой технического и профессионального образования предлагаются следующие меры.

Масштабировать дуальное обучение через возмещение их расходов на производственное обучение.

В 2018-2019 учебном году дуальное обучение внедрено в 21 колледже, что составляет 84%. Заключено 548 договоров с 253 предприятиями области или 19% от общего числа обучающихся. Планируется расширить взаимодействие учебных заведений и предприятий региона и в текущем году довести данный показатель до 88% (с учетом перехода на дуальное обучение Гуманитарного колледжа им.М.Жумабаева, Колледжа СКУ).

Эти подходы позволят повысить вовлеченность студентов и предприятий в дуальное обучение и улучшить качество подготовки кадров за счет практиориентированности программ обучения.

Сегодня перед системой технического и профессионального образования стоит ряд задач, требующих незамедлительных действий. Осуществляются изменения всей системы подготовки кадров в соответствии спроса рынка труда и с учетом социальной ориентированности ТиПО.

В частности, предлагается передача колледжей в доверительное управление без права выкупа.

На сегодняшний день Петропавловский строительно-экономический колледж внесен в список объектов подлежащих передаче в доверительное управление и в настоящее время ведется работа по оформлению документации. Рассматривается вопрос по передаче в доверительное управление Кызылжарского аграрно-технического колледжа. Запланирован перевод организационно - правового статуса 10 колледжей из КГУ в КГКП.

Но при этом не должен теряться список специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров. Передача колледжей в доверительное управление предполагается только градообразующим крупным компаниям.

Поэтапный механизм передачи колледжей в доверительное управление предусматривает создание проектного офиса при НПП «Атамекен». ПРОЕКТНЫЙ ОФИС будет вести регулярный мониторинг выполнения договорных обязательств МИО и бизнеса, формировать заявки от бизнеса на участие в доверительном управлении.

Конкурс и заключение договора по передаче в доверительное управление будет осуществляться МИО.

Ведется работа по профилизации колледжей Айыртауского района.

Гуманитарный колледж им.М.Жумабаева и Есильский сельскохозяйственный колледж им. Ж.Кизатова находятся в стадии получения статуса «Высший колледж».

Проходит объединение двух однопрофильных колледжей (Новоишимского аграрно-технического колледжа и Рузаевского аграрно-технического колледжа) района Г. Мусрепова.

В Реестр центров сертификации специальностей по Северо-Казахстанской области, утвержденного Палатой предпринимателей СКО вошли девять организаций, из них четыре Центра сертификации созданы на базе организаций технического и профессионального образования.

Одним из важнейших показателей деятельности учебных заведений технического и профессионального образования является трудоустройство выпускников. В 2018 году было выпущено 3777 человек (очной, заочной, вечерней форм обучения), из них трудоустроено на рабочие места 2477 человек, или 65,6%.

В текущем году ожидается выпуск 3570 человек, что меньше уровня прошлого года на 207 человек. По госзаказу обучались - 2414 человек. По предварительным данным процесс трудоустройства несколько пробуксовывает. На рабочих местах всего 2137 человек, или 60%. Поэтому возникает необходимость усилить работу на этом направлении и достичь планового показателя трудоустройства - 66%.

Краткосрочную подготовку обучения по 24 специальностям в 2018 году прошли 1761 человек из числа безработных и самозанятых граждан.

С апреля 2019 года организовано краткосрочное профессиональное обучение на базе пяти колледжей и шести учебных центров с охватом 548 человек из числа безработных и самозанятых граждан по направлениям центров занятости. Данная работа будет продолжена.

В повышении конкурентоспособности колледжей особую роль играют учебные центры, как способ адаптации учреждений ТиПО в условиях современного рынка.

Создание Центров компетенций на базе колледжей позволит учебным заведениям стать региональными ресурсными центрами, обладающими современным оборудованием и технологиями для обучения и оценки квалификации по стандартам Worldskills.

На базе Есильского сельскохозяйственного колледжа им.Ж.Кизатова создан Центр компетенций для сельскохозяйственной отрасли. Планируется в 2019-2020 учебном году открыть Центр компетенции по информационным технологиям на базе Гуманитарного колледжа им.М.Жумабаева.

В проекте стратегического плана развития управления образования акимата Северо-Казахстанской области на 2020-2025 годы обозначены основные направления развития технического и профессионального образования:

- внедрение в систему ТиПО новых образовательных программ обучения;

- организация и проведение регионального чемпионата, участие в Национальном чемпионате «WorldSkills» по рабочим специальностям;

- создание и открытие Центров компетенций на базе колледжей;

- присвоение статуса «Высший колледж» Гуманитарному колледжу им. М.Жумабаева, Есильскому сельскохозяйственному колледжу им.Ж.Кизатова.

- участие работников технического и профессионального образования в Национальном квалификационном тестировании.

Каждый руководитель колледжа несет персональную ответственность за решение поставленных задач, за качество подготовки специалистов, оказание содействия в трудоустройстве выпускников, вовлекать молодежь к занятиям спортом, волонтерской деятельности, активной общественной работе.

Перед руководителями колледжей стоит задача принять действенные меры по реализации проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех» и Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек».

В целом предлагаемые меры позволят улучшить качество подготовки кадров с учетом требований рынка труда.

Комментарии