Волна недовольства, прокатившаяся в социальных сетях после ухода Елбасы с президентского поста и первых заявлений нового главы государства, постепенно переросла в хайп. Поначалу казалось, что таким образом люди хотят выразить свое отношение к политическому процессу. Но чем больше нарастало напряжение, тем отчетливее становилось то, что судьбоносному для нашей страны решению кто-то пытается придать вид эволюции в обратную сторону. Проанализировать вылившийся в виртуальное пространство негатив мы попросили политолога Айгуль Омарову.
Кто пытается поднять бурю в стакане воды?
- Айгуль, что, на ваш взгляд, случилось с социальными сетями после 19 марта?
- Меня удивляет и даже поражает поднявшаяся в «Фейсбуке» и других соцсетях волна негатива. Причем больше всего над ситуацией изгаляются те, кто ранее не был замечен в проявлении гражданской позиции. Их обычно не видно 16 декабря возле монумента Независимости, их не было на площадях во время прокатившихся по всей стране «земельных» митингов. Они никогда не требовали расследования таких громких и резонансных преступлений, как убийства Ержана Татишева, Алтынбека Сарсенбаева, Заманбека Нуркадилова. Они даже после убийства Дениса Тена отмолчались.
Конечно, людям свойственно мимикрировать и персонализировать власть. Удобно обвинять во всех бедах руководство страны и делать вид, что от нас ничего не зависело и не зависит. Но не нужно забывать: власть всегда была и остается зеркальным отражением общества, и в том, что она сейчас именно такая, есть и наша вина.
Мы все прекрасно помним, как в 1990-е нараспашку были открыты двери правительства и парламента. И министры, и депутаты постоянно встречались с представителями СМИ, гражданского общества. И не просто встречались, а вели конструктивный диалог. Что произошло потом, мы тоже помним. Но вот вопрос: не произошло ли это с помощью тех, кто сегодня громче всех кричит о просчётах, нарушениях? Годами они предпочитали не замечать ничего вокруг, держать язык за зубами и именно своим молчанием легитимизировали то положение, которое сегодня же и подвергают критике. Никакая это не гражданская позиция, а, простите за выражение, банальное «тявканье мосек».
Не удивлюсь, если спустя некоторое время выяснится, что сегодняшняя волна так называемой критики была кем-то спровоцирована и срежиссирована. Посмотрите на биографии тех, кто поднимает бучу, и сразу станет ясно, что они принадлежат к одной и той же клановой группе. Эти люди, наверное, думают, что они самые умные и что никто не поймет, откуда растут ноги у их активности. Но тем, кто следит за политической жизнью, после прочтения всего парочки постов за их авторством многое станет очевидным как белый день.
Судя по некоторым публикациям, кто-то сильно хочет внушить населению, что лучше уж «майданизация» Казахстана, чем цивилизованная смена власти. Однако аргументы, к которым прибегают приверженцы этой идеи, не выдерживают никакой критики. Видимо, они просто растерялись, поскольку не ожидали, что Нурсултан Назарбаев вот так «безболезненно» для всех сложит с себя президентские полномочия, и не подготовились как следует к часу Х. А теперь в поисках повода для раскачивания ситуации прибегают к любым, даже самым абсурдным формулировкам.
Я всей душой за перемены. Но зачем же стулья ломать и ломиться в открытые двери?
Сейчас эти люди пытаются взбудоражить массы темой грядущих президентских выборов, хотя все прекрасно понимают, что никто не сможет предугадать, как все будет на самом деле. Своим шагом первый президент Казахстана продемонстрировал, что он не только крупный политик, но и великий политтехнолог. Так что, сколько ни гадай, как ни пытайся внести смуту, вряд ли из этого выйдет толк.
- Кто же конкретно пытается разжечь из искры пламя, и поддерживает ли их в этом стремлении население?
- Если говорить о социальных сетях и СМИ, то можно увидеть, что это некоторые журналисты, ряд политологов и даже олигархов. Последние, видимо, не хотят терять статус-кво. А потому пускаются во все тяжкие, пытаясь завладеть симпатиями населения. Впрочем, надо признать, что подобные методы вполне действенны, ведь в соцсетях даже запустили месседж о том, что одного из этих олигархов нужно избрать следующим президентом страны. Мол, при нем мы, наконец-то, заживем как в европах и эмиратах. Он такой молодец, организует даже экологические программы. И мало кого волнует, а платят ли эти олигархи вовремя зарплату своим работникам, выполняют ли социальные обязательства перед ними. Что же касается экологии, то, прежде чем осыпать бурными овациями, неплохо было бы поинтересоваться, как организуются эти программы и как в их рамках осуществляются поездки по стране, а, главное, кто в них участвует. Уверяю: у многих, как минимум, появится повод для размышлений.
Поражают легковерие и наивность тех наших сограждан, которые готовы после прочтения постов в «Фейсбуке» двигать человека в президенты. Хотя, если судить по ситуации в целом, то трезвомыслящих людей у нас больше, и население все же адекватно отреагировало на происходящие в стране изменения. Тем более что для простого народа самое главное - чтобы не было войны, чтобы не скакал курс доллара, чтобы были крыша над головой и достойная зарплата. По большому счету, граждан не должно волновать, кто занимает пост президента, кто возглавляет правительство или сенат. Для них важнее, чтобы в стране действовали законы и перед этими законами все были равны, чтобы был достойный уровень жизни, чтобы можно было с уверенностью смотреть в будущее.
Клановые группы лишены идей и вожаков
- Но почему этим людям так легко удалось разыграть свою карту именно на ситуации с переименованиями?
- Знаете, я – сторонник того, чтобы памятники возводили при жизни и при жизни отдавали должное людям, которые делают многое для общества, страны. Но в той массовой истерии с переименованиями, которая охватила всех в первые дни после принятия присяги новым президентом, на самом деле была некоторая неловкость. Возможно, я ошибаюсь, однако поспешность, с которой произошла смена названий и столицы, и центральных улиц больших городов, наводит на мысль о наличии в этом процессе некоторого провокационного момента.
- То есть речь может идти о попытке подставить первых лиц государства?
- Вполне вероятно. Своей услужливостью, своей сервильностью некоторые из их окружения, возможно, неумышленно, не со зла, но оказывают им медвежью услугу. Хотя не исключаю и того, что это могла быть «домашняя заготовка» с четко просчитанным сценарием негативной реакции общества.
- Но пока складывается ощущение, что волна недовольства все-таки поднимается снизу, а не спускается сверху…
- Думаю, это обманчивое ощущение. У нас «исторически» сложилось, что в роли барометра настроений «низов» выступают таксисты. Но они не транслируют ничего из того, чем сегодня в социальных сетях пытаются взбудоражить массы.
- Но если дровишки в костер подбрасывают представители элиты, то получается, что угроза клановых войн все-таки продолжает висеть дамокловым мечом?
- Уверена, что Нурсултан Назарбаев не случайно выбрал именно этот момент для своей отставки. Он очень хорошо знает ситуацию в стране и прекрасно понимает, что клановые группы сегодня лишены главного – идей, которые бы их объединяли, и лидеров – фигур, за которыми эти кланы моги бы пойти. Возьмем для примера ту самую группу, о которой я уже упоминала в связи с принадлежностью к ней зачинщиков раздора в соцсетях. У представителей этого клана нет своей партии, которая бы защищала их интересы и которую бы они двигали. Нет даже признаков наличия хоть какой-то платформы, на которую они могли бы опереться. Они хватаются буквально за все. Стало модным выступать в защиту яблоневых садов – они тут как тут. Стали актуальными проблемы экологии – они шумят уже здесь. Какой-то системы, четкой логики в их действиях и взглядах не наблюдается. И так обстоит во всех клановых группах. В одночасье превратиться из бесформенной массы в жесткую конструкцию у них не получится, а, следовательно, они не представляют угрозы сегодняшнему политическому режиму.
По-настоящему буйных у нас нет
- И все-таки насколько сильна поднявшаяся в социальных сетях волна недовольства? Способна ли она повлиять на текущий политический процесс?
- На данный момент неспособна. И с этой точки зрения момент для передачи власти выбран практически идеально.
Если же говорить о том, что будет дальше, то, скорее всего, нас ожидают сначала президентские выборы, а затем и парламентские. В электоральной гонке, возможно, примут участие Касым-Жомарт Токаев и еще ряд лиц, но не факт, что в ней будет задействована Дарига Назарбаева. Кандидатов в президенты страны выдвинут политические партии. Возможно, появятся и самовыдвиженцы. Но элиты не смогут выставить какого-то единого претендента, поскольку на сегодня их не устраивает ни одна из имеющихся кандидатур. И вряд ли они сумеют выразить громкий протест самой выборной кампании. Для этого, повторюсь, нужна собственная политическая программа, необходимы лидеры, а всё это у них отсутствует. Это как у Высоцкого:
- Мы не сделали скандала:
Нам вождя недоставало.
Настоящих буйных мало -
Вот и нету вожаков.
Конечно, если не помогут заграничные политтехнологи.
- А они помогут?
- Лозунг «Сначала экономика, потом политика», наверное, был правильным. Но последствия этого в виде зажима свободы слова и неразвитости партийной системы могут быть использованы против нас. При всем моем уважении к отдельным лицам, например, в КНПК я не могу сказать, что эта партия отражает настроения в обществе и заслуживает права находиться в парламенте. Своеобразный откат назад произошел и у «Нур Отана».
Нельзя сбрасывать со счетов и другой фактор - дезорганизацию населения. Большинство граждан, скорее всего, так и не появятся у урн в день выборов. Нет сегодня и авторитетов, за которыми бы пошли массы.
С другой стороны, против политтехнологов играет временной фактор. Даже если они включатся в «игру», все равно будут безнадежно опаздывать. К тому же надо учитывать, что далеко не все граждане страны являются пользователями социальных сетей, не все подписаны на информационные каналы господ, транслирующих негатив, а даже если и подписаны, не все верят тому, что им пытаются внушить.
- А представители «старой» оппозиции? Способны ли они стряхнуть с себя пыль и повернуть культивируемое недовольство казахстанцев себе в плюс?
- К сожалению, они уже в том возрасте, когда больше мучают собственные болячки, чем думы о будущем страны. Они не в состоянии консолидировать протестные настроения. Да и если на то пошло, давайте говорить откровенно – какие у нас протестные настроения? Их нет, и не надо выдавать желаемое за действительное. Да, люди многим недовольны: и общественным транспортом, и работой медиков, и школьным образованием... Но то, что сделал Нурсултан Назарбаев перед уходом в отставку (имею в виду блок его социальных инициатив), смикшировало имеющееся недовольство. И если президент Токаев, соблюдая преемственность, будет реализовывать эти установки в социальной сфере, то протестные настроения будут микшироваться и дальше. Властям же нужно держать руку на пульсе и своевременно снимать градус напряженности.
- И пока это, похоже, удается. Недавно новый президент попытался снять напряжение в языковой сфере, сделав «реверанс» в сторону русскоговорящего населения и дав понять, что сначала казахский и русский языки, потом все остальное. На какие еще социальные группы нужно обратить внимание, чтобы предотвратить потенциальную конфликтность в их среде?
- На сельскую молодежь, которая устремляется из аулов в большие города. С ней тоже нужно работать. Например, вернуть квоты при поступлении в вузы, чтобы у нее появился какой-то просвет, какая-то надежда. Предоставлять жильё хотя бы на условиях аренды, выдавать кредиты с низкими процентными ставками для решения проблем с жильём.
Что же касается заявления господина Токаева о языках, то я бы не назвала это реверансом. Он как раз таки исходит из наших реалий, и неслучайно первый его зарубежный визит состоялся в Россию. Но, с другой стороны, не могу не обратить внимания на то, что, заявив о важности двух языков, новый глава государства взял на работу человека, который совсем недавно сказал, что нет ничего трагического в массовом отъезде казахстанцев за рубеж. Мол, уезжают-то не казахи. Хотя цифры официальной статистики говорят об обратном.
- Следует ли ожидать того, что поднятая волна недовольства сойдет сама собой, не найдя поддержки?
- Повторюсь: протестные настроения в наших реалиях – это миф. Они есть, но они не носят такого массового характера, чтобы их бояться. Главное сейчас – чтобы власть не начала делать необдуманные заявления и совершать непросчитанные ходы, задерживать людей, пытающихся выразить своё недовольство, судить их по надуманным предлогам и т.д. Именно подобные действия, а вовсе не посты в социальных сетях, как раз и порождают протесты. Поэтому нужно пытаться найти точки соприкосновения. Диалог всегда конструктивнее, чем полицейская дубинка.