39980 20-06-2019, 12:00

Над пропастью во лжи: хватит превращать казахстанскую полицию в пугало!

Видеоролики, на которых казахстанские полицейские за руки и ноги тащат в «автозаки» истерично орущих женщин - участниц несанкционированных митингов, облетели весь мир. Соцсети ожидаемо прыснули ядом, облив помоями людей в погонах. Дровишек в разгоревшееся пламя ненависти подкинули сочувствующие протестантам доброхоты из числа как международных организаций, так и гражданских активистов, устраивавших в разных странах акции в поддержку «проснувшихся казахов». Но чем старательнее о казахстанскую полицию пытаются «вытереть ноги», тем чаще возникают подозрения, что у этого совсем не праздничного «кино» есть «режиссер». По всей видимости, не лишенный таланта, раз ему без особых усилий удалось прогнать такую откровенную туфту.

Изображая жертву, или Fake News отдыхает

Если детально препарировать все то, что творилось на улицах казахстанских городов после состоявшихся президентских выборов, а точнее, так называемые «доказательства», свидетельствующие о якобы бесчинствах полицейских (их щедро выкладывала в сеть «сторона обвинения»), то становится страшно. И сюжет тут вовсе ни при чем.

Волосы встают дыбом совсем от другого – от той роли, которая отводится в этой постановке нам, простым обывателям. А она, мягко говоря, незавидна. Мы, видимо, должны были выступить в роли того самого классического скопища идиотов, которое «схавает все». И, возможно, замысел бы удался, тем более что кое-кто из числа доверчивых и особо впечатлительных сограждан все же попался на заброшенную удочку абсурда, если бы «актеры» так явно не переигрывали.

Чем больше интернет наводняли «шокирующие видео» с «расправой полицейских над мирными гражданами», тем чаще здравомыслящие казахстанцы задавались вопросом: а не ради ли красивого кадра «мирные граждане» бросаются на баррикады?

Женщины все, как одна, при приближении людей в форме начинали визжать как резаные, а когда те пытались их успокоить, и вовсе впадали в неконтролируемую истерику со всеми вытекающими, хотя к ним и пальцем никто не прикасался. Мужчины предпочитали сразу, без лишних слов, «биться оземь», падая на асфальт, прямо под ноги стражам порядка. Ответ на вопрос «зачем?» для многих очевиден.

«Ну картинку-то нужную получили - это одна из целей и была», - делится своими ощущениями один из пользователей «Фейсбука. «Один из пунктов инструктажа гласит, что надо падать на землю при виде полицейских, дабы создать видимость того, что полиция неадекватна и слишком жёстко действует», - вторит ему другой. «Друзья, а у вас нет ощущения, что среди тех, кого задержали, есть люди, которые намеренно вышли на площади для того, чтобы их как раз задержали?», - вопрошал третий.

Дело дошло и до откровенных фейков, когда закадровый голос вещает одно, а на картинке мы видим совсем иное (в частности, речь идет о видеоролике, на котором полицейские пытались оказать помощь упавшему в обморок мужчине, а «комментатор» взахлеб вещал о том, что они его до смерти забили дубинками). И после этого «мирный протест» совсем перестал казаться таковым. Причем довольно большому количеству казахстанцев, увидевших в несанкционированном протесте реальную угрозу – своему здоровью, благополучию, общественной и политической стабильности. В качестве подтверждения можно привести не только репортажи наших коллег, которые вместе с дежурными в те дни принимали звонки от населения, поступавшие на пульт «102», но и наиболее яркие посты, появившиеся в те дни (стилистика, орфография и пунктуация в них сохранены):

«Что касается митингов и «права на свободу выражения»: если кому-то мало примеров Кыргызстана, Украины и других стран, то мне вас откровенно жаль. Не стоит путать «божий дар» и «яичницу». В любом государстве есть Законы, которые никто не имеет право нарушать. Если толпы людей вышли под лозунги Аблязова, то хотя бы подумали бы - нарушают они Закон или нет и почему ими управляют, как «куклами»? Я понимаю, что сейчас это «горячая тема», информ.повод… Но!- Свою Родину не жалко, которую «раскачивают»? А кто-то подумал, что после «майдана по-казахски» - ситуация будет вряд ли лучше и добиваться войны - как минимум, тупо? И подумал ли кто-то из людей, которые стояли на митингах, кидались на полицейских, громили автотранспорт, что если бы сотрудники полиции - не останавливали нарушение Закона, а толпа бы стала крушить всех и вся, то завтра бы что было? А завтра был бы новый информационный повод сделать супер репортажи, что органы правопорядка не предотвратили массовый беспредел и погромы? Кто-то может дать гарантию, что это толпа не полетела бы громить и крушить все на своем пути?...».

«Государство использовало свою власть для сохранения порядка. Легитимность свою власть подтвердила результатами выборов. Ни кто не подтвердил никаких нарушений, если такие были. И ещё, надо отдать должное нашим силовикам. В Америке, при такой ситуации пару-тройку хулиганов пристрелили бы уже, просто так - для устрашения».

А в достаточно популярной группе «Враги народа 2.0» и вовсе появился призыв к полиции в стиле «так держать»:

«… Все это время полиция сквозь пальцы смотрела на нарушения порядка участниками незаконных митингов, позволила им выпустить пар. Однако гении боевого слабоумия приняли мягкость полиции за вседозволенность, и перешли правовые границы – отрыто угрожают жизни и здоровью мирных граждан.

Все мы видели кадры с незаконных митингов, когда толпа молодчиков нападает на полицейских, громит автобусы. Отряды оппозиции открыто призывали толпу к атаке на стражей порядка. Нонсенс: в стычках пострадали полицейские, но не участники незаконных митингов. Мы живем в правовом государстве – на улице конфликты решают только дикари, понимающие только язык насилия. Полицейская дубинка для них единственный аргумент, который они понимают.

За шиворот и за решетку – вот где место для этих чудовищ. Это не оппозиция, а криминал, натасканный Аблязовым. В Алматы митингующие заблокировали несколько центральных улиц, как и учил плешивый наставник ДВК. Группы его шестерок, перекрывая движение, перекрестки создавали аварийные ситуации на дороге. На замечания водителей и граждан реагировали агрессивно, угрожая насилием и порчей авто.

Машина потенциального погромщика сбила сотрудника дорожно-патрульной полиции, который регулировал дорожное движение. Его госпитализировали с закрытым переломом бедрено-берцовой кости правой голени со смещением. Водитель, совершивший наезд, скрылся с места преступления, но вскоре был задержан и ближайшие несколько лет должен провести в тюрьме. На нары надо отправить и других таких же плебеев, которые терроризирует алматинцев.

Полиция, народ ждет, когда вы защитите от преступников, выдающих себя за оппозиционеров!».

В плену иллюзий, или Вспомнить все

Те, кто сегодня так усердно лепит из полицейских всеобъемлющее зло, забывают о том, что как бы быстро к стражам порядка ни прилипали ярлыки «бандитов в погонах» и «цепных псов власти», их образ никогда не будет однозначным – ни у нас, ни в любой другой точке земного шара. Он был, есть и будет оставаться черно-белым. Такая у них работа. И раскрашивая портрет исключительно черными красками, мы своими собственными руками перечеркиваем все то, что полицейские делают для нашего общества ежедневно, ежечасно, ежеминутно. А именно – защищают нас от преступников и спасают наши жизни. Нередко – ценой собственных. И это не пафос.

Давайте вспомним, как мы три года назад провожали в последний путь Аяна Галиева, Бауыржана Нурмаханбетова, Гани Нуриманова и Тимура Бегасилова, которые, не раздумывая, приняли удар на себя и не позволили южной столице умыться кровавыми слезами, ценой своих жизней остановив «алматинского стрелка».

А как мы искренне скорбели, узнав о трагической гибели старшего сержанта Кайрата Джумабекова, отдавшего свою жизнь за жизни 130 детей, которые неминуемо бы унесло лобовое столкновение автобуса с фурой? Сопровождавший детей в экскурсии полицейский подставил под удар собственный автомобиль…

А Газиз Байтасов? Он до последнего пытался задержать таразского террориста, устроившего бойню в 2011 году. Раненый страж порядка продолжал его преследовать и, загнав в угол, накрыл своим телом террориста, который от безысходности выдернул чеку из гранаты. Тем самым Байтасов сохранил жизни мирных людей – горожан, которые оказались по воле случая на месте трагедии…

Таких примеров масса. И не исключено, что если бы эти ребята были живы, то они тоже, как и другие полицейские, встали бы в дни протестов в оцепление, чтобы в очередной раз исполнить свой долг. Смогли бы мы им в лицо сказать, что они – «враги народа»?

Они сражались за Родину, или О героях явных и мнимых

Время все расставит по своим местам и даст ответ на вопрос: кто прав, а кто нет, кто явный герой, а кто мнимый? Та горстка, что с пеной у рта бьет себя в грудь, крича о своей смелой готовности наплевать на законы и устроить протестные акции, или же те, кто наплевать на фундаментальные принципы правового государства не позволил, защитив тем самым интересы всего народа?

Лично для меня, как и для многих других казахстанцев, которые выражали солидарность с полицейскими и СОБРовцами и даже подкармливали их, стоящих в оцеплении, героями являются те, кого сегодня обливают грязью и превращают в откровенное пугало. Тем более что в контексте последних событий они такого отношения к себе явно не заслужили.

Давайте начистоту: ни одного поистине сенсационного видео с расправой полицейских над мирными гражданами нам так и не показали. Да и не могли показать. Спецсредства, в том числе и дубинки, стражи порядка, противостоявшие волне протестов, не использовали. Таков был приказ. Кроме эмоций и муссирования слухов – пустота. Нет ни уголовных, ни административных дел в отношении полиции, нет даже требований их возбудить. А вот факты «потерь» со стороны силовых структур задокументированы. Помимо сбитого в Алматы полицейского, еще пятеро стражей порядка были вынуждены обратиться за помощью в медицинские учреждения. В частности, сотрудник СОБРа получил ожог обоих глаз в результате применения протестующими перцового баллончика, а полицейскому из Нур-Султана камнем пробили голову...

Заслужили ли наши полицейские такого с собой обращения? Вряд ли.

Отношения между гражданами и представителями силовых структур у нас всегда были непростыми, как, собственно, и во многих других странах мира. Но что мы выигрываем, превращая полицейских в «грушу для битья»? Ничего. Если только истинной целью протестующих не является организация беспорядков и погружение страны в хаос. При любом другом раскладе, крича «фас» при виде человека в погонах, можно только выпустить пар, не более того. Добиваться же перемен, которых требуют их сердца, низвергая полицейских на уровень касты отверженных, – метод весьма и весьма сомнительный. Если не сказать абсурдный. Это все равно, что, имея 20 тенге в кармане, рассчитывать на покупку квартиры в следующем месяце.

В том, что запущенный в общество тренд на культивирование чувства ненависти к органам правопорядка сам собой сойдет на нет, сомневаться не приходится. Даже несмотря на регулярные попытки подогреть его и новой порцией видео, и провокационными постами и комментариями в соцсетях. Похмельный поствыборный синдром от злоупотребления слепой верой в заманчивые, но оторванные от реальности лозунги пройдет, и в сухом остатке останется жизнь – по закону, а не по понятиям. Dura lex sed lex («Закон суров, но он закон») – это та правда, от которой на самом деле не убежит никто. В том числе и те, кто в «смутные дни» попытался превратить этот самый закон в половую тряпку… Но, может, не стоит ждать, пока все само собой рассосется и уже сейчас остановиться, не ведясь на чужие уловки и обвиняя полицию во всех смертных грехах?

Взгляд со стороны, или О тех, кто бежит от правды

Сегодня «обвинители» стражей порядка, назначившие их на роль супостатов, обвиняют полицию не только в жестокости, но и в уклонении от прямых обязанностей, говоря о небывалом разгуле преступности, а также о превращении ее в «государство в государстве».

Гибель от воровского ножа в центре Алматы олимпийского призера Дениса Тена, безусловно, всколыхнула все общество, заставив его пристальнее отслеживать работу полиции. Но мы привычно стали бросаться из крайности в крайность и, подняв забрало, махать шашками. Правда, пар, как всегда, ушел в гудок, и легче от этого никому не стало. И неудивительно, почему. Мы же хотим, чтобы кто-то пришел и все быстро изменил, хотим уснуть в одной стране, а проснуться совсем в другой. Сами же и палец о палец не намерены ударить. Разве мы перестали приобретать за полцены те же автомобильные зеркала, хотя догадываемся, какими путями-дорожками они попадают к продавцам? Увы и ах. Требовать и обвинять, конечно, проще. Да и удобнее для отмазки собственной совести. А вот начать с себя – это удел единиц. Так стоит ли на зеркало пенять?

Кстати, именно трагедия, случившаяся с Денисом Теном, довольно наглядно показала, что наша полиция умеет работать и быстро, и эффективно. А что касается разгула преступности, то его масштабы для каждого из нас складываются исключительно на основе собственных мироощущений, и не более того. Цифры же говорят об обратном.

Согласно данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры, в Казахстане с начала нынешнего года наблюдается снижение количества особо тяжких преступлений на - 10,9 процента, тяжких - на 1,8, средней тяжести - на 12,7 и небольшой тяжести - на 3,8 процента. В частности, отмечается снижение показателей по таким видам преступлений, как убийство и покушение на убийство, кражи, вымогательства, грабежи и хулиганство. На 12,6 процента сократилось количество правонарушений, совершенных в общественных местах, на 17,4 процента - уличная преступность. Также отмечается рост раскрываемости преступлений.

Конечно, граждан, усердно изобличающих «истинное нутро» казахстанской полиции, приведенные выше цифры вряд ли в чем-либо способны убедить. Но это факты, никем не оспоренные. Даже международные наблюдатели не подвергают их сомнению и говорят о том, что Казахстан по уровню преступности - «относительно безопасная страна», такая же, как, допустим, Дания, Великобритания или Нидерланды. Об этом осенью прошлого года в Службе центральных коммуникаций говорил профессор виктимологии Тилбургского университета Ян Ван Дайк. «Мы проводили это исследование почти во всех западных странах за последние несколько лет. Поэтому мы можем сравнить процент виктимизации в Казахстане с процентом в других странах, и я могу сообщить, что доля 12 процентов в Казахстане ниже среднего уровня – 15 процентов, которые мы наблюдаем в других, западных странах. Это характерно для общего уровня преступности, но это также характерно для таких преступлений, как кража со взломом и насильственные преследования, а также нападение на улице. И по всем этим видам уровень преступности в Казахстане ниже, чем средний уровень в западных государствах», - заявлял тогда он.

Но мы, видя одно, предпочитаем не замечать всего остального. В том числе и того, что по нашему же требованию в этом году началась масштабная реформа полиции. Она призвана оптимизировать структуры и штаты отделов внутренних дел, сократить численность полицейских на 10 процентов, в корне изменить систему отбора, подготовки и продвижения кадров, внедрить оценку деятельности полиции путем проведения социологических исследований. Такая вот расфокусировка зрения – если хотите, политический астигматизм.

Вместо P.S., или Очнись, казах!

Резюмируя все вышесказанное, с сожалением приходится констатировать, что угроза «украинского сценария» перед нами стоит острее, чем предрекали политологи с аналитиками вместе взятые. И такой сценарий активно продвигается, в том числе через стычки с полицией и низведение ее в ранг «врагов народа». И тут уже впору кричать не «Проснись, казах!», а «Очнись, казах!»…

Фото: Экспресс К

 

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии