27-09-2013, 00:59

Страна полицейских

Сколько бы реформ ни пережил казахстанский полицейский, его работа остается предметом постоянной критики и недоверия со стороны граждан. "Кормясь" за счет налогоплательщиков, люди в погонах не всегда торопятся к ним на помощь. За последние годы многочисленная армия стражей порядка фактически превратилась в личную охрану власть имущих.

Преступная статистика

О приезде в Алматы высоких гостей и маршруте их передвижения местные жители узнают по поведению полицей­ских, выстраивающихся вдоль центральных улиц на несколько километров. Такая ситуация характерна для всего Казахстана и наглядно демонстрирует штатную численность органов внутренних дел, оставляя все их недостатки за кадром. Но одно дело встречать vip-кортежи, и совсем другое - ловить преступников и защищать права граждан. С последними своими обязанностями казахстан­ская полиция справляется очень плохо. Как признал сам министр внутренних дел Калмуханбет Касымов, за 2012-й преступность в стране возросла на 40%!

В текущем году, по всей видимости, тоже не стоит ждать улучшения. По данным правоохранительного ведомства, за восемь месяцев 2013 года в сравнении с аналогичным периодом 2012-го количество зарегистрированных преступлений увеличилось почти на треть (с 184 418 до 242 049). В частности, общеуголовных преступлений стало больше на 30,9%. Произошел рост и по таким наиболее распространенным видам, как кража чужого имущества (на 19,8%), мошенничество (на 79,9%), хулиганство (на 89,4%).

Самое интересное, что все чаще преступления совершают сами сотрудники полиции. В основном это коррупционные правонарушения. Как посчитали в ОО "Казпотребнадзор", из-за мздоимства только дорожных полицейских государственная казна ежегодно недополучает около 55 млрд тенге(!). Антикоррупционный комитет при этом общественном объединении озвучил следующую информацию. Согласно результатам социологического онлайн-опроса, средняя доля респондентов, дававших взятки "жолполовцам" (22,52%) почти в пять раз превышает процент водителей, официально заплативших штрафы за такие же нарушения (4,42%). Следовательно, если бы в органах дорожной полиции не было коррупции, сумма собранных штрафов увеличилась бы в столько же раз. "В 2011 году сумма наложенных административных штрафов за нарушения ПДД составила 12,4 млрд тенге. Если бы сотрудники дорожной полиции не брали взяток, а по всем нарушениям выписывали штрафы, сумма дополнительных сборов в казну государства составила бы около 55 млрд тенге (около 366 млн долларов)" - говорится в сообщении, распространенном "Казпотребнадзором".

В ходе опроса также выяснилось, что средняя сумма взятки за нарушения ПДД составляет 34% от суммы штрафа, предусмотренного законом. Таким образом, казахстанцы дают дорожным полицейским в виде взяток около 19 млрд тенге в год.

 

Доверие

не купишь

В свою очередь, соцопрос, проведенный в прошлом году Центральноазиатским фондом развития демократии, показал, что коррумпированность органов полиции - один из основных факторов, снижающих уровень доверия населения к государственным институтам. Казахстанцы считают, что в большей степени, чем полицей­ские, подвержены взяточничеству только таможенники. Сложившееся в обществе мнение относительно того, что многие стражи порядка являются мздоимцами, особенно характерно для Алматинской, Кызылордин­ской областей, а также для города Алматы.

Кроме того, людей возмущает произвол, ставший неотъемлемой частью повседневной дея­тельности полицей­ских. По оценкам многих казахстанцев, такой "стиль" реагирования сотрудниками внутренних дел избран сознательно. Вместо того, чтобы обеспечивать безопасность граждан, люди в погонах нередко сами нарушают принцип физической неприкосновенности личности. И чем чаще казахстанцы сталкиваются с подобными фактами, тем активнее они сами начинают прибегать к противоправным методам решения своих проблем, принимая нарушение закона за естественную поведенческую норму.

В целом, по оценке экспертов Центрально­азиатского фонда развития демократии, наши граждане с каждым днем все острее ощущают свою беззащитность. Если говорить языком цифр, то в той или иной степени не доверяет полиции доминирующая часть (63,3%) жителей страны. В антирейтинге лидируют правоохранительные органы Жамбылской (92%), Алматинской (90,5%), Атырауской (71,8%), Восточно-Казахстанской (69,9%) областей и г. Алматы (77,9%). Лишь в Астане полицей­ские пользуются относительным доверием: там свое недовольство их работой выразили всего 23,7%. Социологи объясняют это тем, что в столице сосредоточены все республиканские органы власти, соответственно, за общественный порядок там особый спрос.

Повысить доверие населения к силовым структурам власти попытались посредством проведения в прошлом году внеочередной аттестации. Через специальное тестирование тогда прошли более 110 тысяч сотрудников правоохранительных органов (прокуратуры, финансовой полиции, уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы и таможни), в том числе 70 тысяч из органов внутренних дел. В результате масштабной чистки были признаны некомпетентными около 16% (16 209 человек), уволен каждый пятый руководящий сотрудник. Полученным результатам в отечественном МВД были настолько рады, что даже решили ежегодно проводить подобное мероприятие. Правда, эйфория длилась недолго. С момента последнего "отсева" прошел почти год, а об аттестации-2013 никто даже не заикнулся.

Впрочем, сами граждане каких-то существенных изменений пока не почувствовали - результаты аттестации на них никак не сказались. Говорить о прозрачности этого процесса в отсутствии общественного контроля и вовсе не приходится. За 20 лет органы внутренних дел трижды подвергались трансформациям, но, как показала последняя аттестация, от этого они не стали работать более профессионально.

 

Лучше

больше,

да хуже?

Даже после увольнения немалого числа полицейских за профнепригодность Казахстан продолжает оставаться одним из мировых лидеров по их количеству на душу населения. Согласно данным сентябрьского исследования агентства Bloomberg, по этому показателю наша страна занимает высокое 6-е место на планете: по подсчетам американских экспертов, на каждые 100 тысяч человек у нас приходятся 444 блюстителя порядка, то есть на одного сотрудника правоохранительных органов - 225 казахстанцев. Для сравнения: на каждого полицейского в Японии приходится по 559 жителей, в Британии - 384, в США - 379, в Германии - 288, в Италии и Франции - 268.

В то же время очевидно, что с точки зрения качества работы казахстанские полицейские не идут ни в какое сравнение с их японскими, американскими или европейскими коллегами. Более уместным будет сравнение с африканскими странами или соседями по СНГ. Кстати, из постсоветских республик в рейтинг Bloomberg попали также Россия (там на каждого полицейского приходятся 177 человек) и Украина (384) - они занимают 1-е и 12-е места соответственно. Однако, несмотря на огромную численность, российская и украинская полиция испытывает те же проблемы, что и казахстанская: недоверие со стороны населения, коррупция, непрофессионализм.

Может, виной тому советское прошлое? Или наши страны выбрали похожий, но неверный путь? Ведь есть опыт Грузии, которая не стала проводить переаттестацию, а просто уволила всех бывших полицейских и набрала новых из числа абсолютно гражданских людей. Сегодня в этой стране стражам порядка доверяют около 80% жителей, тогда как до реформирования таковых было не больше 10%.

К сожалению, нам не удалось найти официальную информацию о том, сколько всего полицей­ских насчитывается в Казахстане. Используя свежие данные Bloomberg и несложные математические расчеты, мы выяснили, что их количество составляет около 75 тысяч человек. И содержание этой армии стражей порядка требует огромных затрат. Так, с начала нынешнего года средний размер денежного довольствия с учетом повышения доплаты за специальное звание составил: 226 405 тенге для начальника районного управления внутренних дел, подполковника полиции с выслугой свыше 20 лет; 134 667 тенге для участкового инспектора, капитана полиции с выслугой в 5-7 лет; 117 733 тенге для оперуполномоченного, следователя районного звена, майора полиции с выслугой в 5-7 лет; 142 397 тенге для оперуполномоченного центрального аппарата, майора полиции с выслугой в 5-7 лет. Рост по сравнению с прошлым годом составил 35-40 процентов. Неужели власти пытались столь наивным образом стимулировать полицейских к честному труду и отбить у них желание брать взятки?

На взгляд экспертов, проблемы правоохранительной системы в Казахстане носят хронический характер, и пока не изменится сознание самих сотрудников, никакие реформы не принесут желаемого эффекта.

К слову, в целях совершенствования деятельности органов внутренних дел и оптимизации системы управления была запущена еще одна реформа: Комитет административной полиции МВД к 1 ноября текущего года будет реорганизован путем присоединения к нему Комитета дорожной полиции. Правда, появление так называемого "универсального полицейского" уже сейчас вызывает негативные оценки экспертов. Они опасаются, что такое объединение повлечет за собой еще больший рост коррупции и хаос в работе правоохранительных органов. Причем эти опасения появились еще в начале реализации проекта, когда провалились первые эксперименты по слиянию патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб в Павлодарской, Северо-Казахстанской и Карагандинской областях. Несмотря на это, МВД продолжило внедрять непопулярную реформу, и совсем скоро "универсальный полицейский" станет нашей реальностью... Впрочем, это уже тема для другой статьи.

Сауле Исабаева