Продолжается третий этап внеочередной аттестации сотрудников правоохранительных органов республики. В декабре на стол президента ляжет доклад о ее результатах. Останется ли он ими доволен? Посмеем заранее в этом усомниться. Как известно, затевая столь масштабную чистку от некомпетентных и скомпрометировавших себя должностных лиц, глава государства надеялся повысить доверие общества к силовым структурам. Но пропасть между ними оказалась труднопреодолимой. Как считают многие эксперты, проблемы правоохранительной системы носят хронический характер и никакие новации пока не в состоянии изменить ситуацию.
В поисках идеального полицейского
Как известно, аттестацию должны пройти более 110 тысяч сотрудников правоохранительных органов (прокуратуры, финансовой полиции, уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы и таможни), в том числе 70 тысяч сотрудников органов внутренних дел. Собственно, о последних сегодня главным образом и пойдет речь.
Сама по себе идея кадровой чистки в рядах силовиков представляется своевременной и необходимой. Проведение подобных аттестаций во многих странах мира позволило значительно улучшить показатели эффективности деятельности правоохранительных органов. К примеру, уровень доверия к полиции в Польше после подобной акции повысился с 23% до 72%. В Англии и Шотландии удалось увеличить "полицейскую эффективность" примерно на 5%, хотя британских "бобби" и так считают одними из лучших в мире.
Поисками путей оздоровления этой службы активно занимаются и на постсоветском пространстве. Наиболее радикальная реформа МВД произошла восемь лет назад в одной из самых коррумпированных в прошлом республик СНГ - Грузии. Там не стали заморачиваться с переаттестацией - просто всех полицейских уволили и набрали абсолютно гражданских людей, причем необязательно с юридическим образованием. Во всех городах страны за несколько месяцев выросли типовые здания - "стекляшки", чтобы каждый мог видеть, чем занимаются оперативники. При средней зарплате в стране 320 долларов люди в погонах получают около тысячи, и, как показывают опросы общественного мнения, сегодня полиции доверяют около 80% жителей. До реформирования этот показатель не превышал и 10%.
При создании формулы идеального полицейского по-казахстански был принят во внимание опыт ряда стран СНГ, США, Франции, Норвегии, Великобритании, Швеции и других. Такой "компот" нашим стражам порядка, видимо, пришелся не по вкусу. По данным МВД РК на 19 сентября, из 25457 сотрудников органов внутренних дел, прошедших аттестацию, 1140 (4,5%) рекомендованы к понижению в должности, 1227 (4,8%) - к переводу на другую службу, 1276 (5%) - к увольнению. Заметим, что это промежуточные итоги, но уже они вызывают множество вопросов, и главный из них - каким образом эти люди попали на столь ответственную службу, если они ей не соответствуют? А если учесть, что среди уволенных и пониженных в должности немало занимавших руководящие посты, то появляются основания поставить под сомнение всю кадровую политику МВД.
Стоит напомнить, что в 2011 году уже было проведено сокращение численности сотрудников правоохранительных органов. Тогда "ушли" сотрудников пенсионного возраста и лиц, имевших низкие показатели по службе, а также предрасположенных к совершению правонарушений. Т.е. выходит, что и предыдущий отсев был всего лишь "для галочки", раз после него в рядах полицейских остались люди, недостойные носить погоны. А коли так, то совсем неудивительно, почему проводимые в стране реформы правоохранительной системы до сих пор не приносили желаемого эффекта. В частности, органы внутренних дел за 20 лет подвергались трансформации три раза, но, как показала нынешняя аттестация, они все еще далеки от совершенства.
Репутация "ниже плинтуса"
Эти выводы подтверждает и исследование, проведенное Центральноазиатским фондом развития демократии. Его руководитель Толганай Умбеталиева с сожалением констатирует, что предпринятые государством усилия по реформированию органов правопорядка не дали результатов. По ее словам, сложился катастрофически низкий уровень доверия населения к этому институту. Можно даже говорить о нелегитимности нынешней полиции в глазах казахстанцев. В первую очередь людей возмущает произвол, ставший неотъемлемой частью ее повседневной деятельности. Судя по высказываниям жителей страны, полицейские, вместо того чтобы обеспечивать безопасность граждан, напротив, нередко сами нарушают принцип физической неприкосновенности личности.
- Проблемы правоохранительных органов носят хронический характер, они не решаются, - отмечает Т.Умбеталиева. - Чем чаще граждане сталкиваются с "неправосудностью правосудия", с откровенно необъективными решениями судов и вольным толкованием законов, тем активнее они сами начинают прибегать к противоправным методам решения своих проблем, принимая нарушение закона за естественную поведенческую норму. В обществе царит тотальное недоверие, градус агрессии становится все выше, граждане чем дальше, тем острее ощущают свою беззащитность. Парадоксальность сложившейся ситуации заключается еще и в том, что казахстанцы видят источник правонарушений в самом государстве. Согласно их мнению, вседозволенность, которой пользуется сейчас государство, позволяет правовой системе функционировать не по закону, а по принципу "кто сильнее и богаче - тот прав".
Результаты опроса населения, проведенного в рамках исследования, только доказывают, что репутация МВД и его подструктур опустилась "ниже плинтуса". Людей возмущает, что реакция органов внутренних дел на любые события, будь то криминал или акция гражданского протеста, - это запугать и уничтожить. Больше всего население беспокоит то, что такой характер реагирования для структур МВД является сознательно избранным стилем поведения. Поэтому в той или иной степени не доверяет полиции доминирующее число (63,3%) жителей страны. В антирейтинге в региональном разрезе лидируют правоохранительные органы Жамбылской (92%), Алматинской (90,5%), Атырауской (71,8%), Восточно-Казахстанской (69,9%) областей и г. Алматы (77,9%). Пожалуй, лишь в Астане полицейские пользуются доверием: там лишь 23,7% респондентов выразили свое недовольство их работой. Наверное, дело в том, что в столице, где сосредоточены все республиканские органы власти, особо не забалуешь.
Другим фактором, снижающим уровень доверия населения, является коррумпированность органов полиции. Казахстанцы считают, что больше, чем полицейские, подвержены взяточничеству только таможенники. Общественное мнение относительно того, что многие стражи порядка являются мздоимцами, особенно характерно для Алматинской, Кызылординской областей, а также для города Алматы.
В последние годы стала проявляться еще одна нездоровая тенденция - к политизации правоохранительных органов. Существующая система управления силовыми структурами ориентирует их исключительно на интересы государства и элиты, находящейся у власти. Они не только усиливают своими неправовыми действиями социально-политическую напряженность и подталкивают население к противостоянию, но и пытаются сами активно "вмешиваться" в общественно-политические процессы, в частности в религиозную ситуацию. Последствия этого могут быть самыми непредсказуемыми, в первую очередь для самой власти, предупреждает Т.Умбеталиева.
Не добрались до финиша
Возвращаясь к внеочередной аттестации, напомним, что она включает в себя компьютерное тестирование на знание законодательства и логическое мышление, сдачу нормативов по физической, боевой и служебной подготовке с учетом специфики деятельности соответствующего правоохранительного органа, а также прохождение собеседования у психолога. Но далеко не все справились с тестами на профпригодность, а для двоих сотрудников внутренних дел экзамены и вовсе закончились летальным исходом. Так, 44-летний сержант Буландинского РОВД (Акмолинская область), отец шестерых детей Анатолий Дробчак и 43-летний заместитель начальника колонии ОВ 156/6 по общим вопросам (ВКО) Каримхан Смаилов скончались в результате сердечных приступов во время сдачи спортивных нормативов. По словам их коллег, серьезные физические нагрузки плюс сорокоградусная жара буквально валили с ног аттестуемых...
Тем временем в среде экс-сотрудников полиции, пополнивших казахстанскую армию безработных, постепенно поднимается волна недовольства и возмущения. К примеру, в Шымкенте несогласные с результатами аттестации написали обращения в СМИ и в официальные органы, а также к руководству областного ДВД, требуя их пересмотра. Они утверждают, что имеют право на пересдачу, поскольку сомневаются в качестве проведения тестирования. По их словам, в интеллектуальных задачах и спортивных заданиях имели место организационные ошибки и недочеты.
- С аттестацией шутить нельзя, - говорит председатель демократической партии "Адилет" Толеген Сыдыхов. - Готовиться к ней нужно основательно, а не спонтанно организовывать, как сделали в этот раз. Она должна проводиться системно и планово. Ведь главное - чтобы люди не пострадали. А у нас уже погибли два человека, и мы не знаем, сколько еще может пострадать. Может, людей увольняют не по их вине, а из-за непрофессионализма организаторов? Ведь никто не проверил на профпригодность тех, кто проводит аттестацию. Поэтому и здесь не исключается предвзятое отношение…
На взгляд юриста, одной аттестацией проблемы правоохранительных органов не решить, необходимо подключать другие действенные ресурсы по повышению их профессионализма, в том числе и возможности политических партий: "Насколько созданы условия по совершенствованию квалификации кадров, как в теоретической части, так и в части их физической подготовки? С учетом специфики работы не у всех сотрудников органов внутренних дел, особенно у участковых, достаточно времени на самоподготовку. Как быть? Недавно я встречался с заместителем акима г.Алматы и предложил ему использовать возможности нашей партии для проведения (раз в полгода) семинаров с сотрудниками правоохранительных органов (участковых) по Конституции, уголовному и гражданскому праву и другим дисциплинам. Аналогичные семинары можно было бы организовать и в других городах на базе юридических вузов. Это была бы серьезная поддержка и помощь".
Самый ответственный для властей период настанет после проведения аттестации, считает Т.Сыдыхов. Уже известно, что сотрудникам правоохранительных органов увеличат зарплату, а до конца 2012 года в парламент будет внесен законопроект, предусматривающий вопрос социальных гарантий сотрудникам МВД. Но опыт прежних реформ подсказывает, что, скорее всего, всевозможные прибавки, льготы и квартиры достанутся вышестоящим начальникам и их родственникам, а рядовым сотрудникам полиции придется зарабатывать на жизнь, устраивая произвол на дорогах и в подворотнях. Ведь без контроля со стороны самого населения любая реформа заведомо провальна.