10351 9-09-2016, 00:12

Органы внутренних дел Казахстана запутались в своих реформах

После терактов в Актобе и Алматы снова заговорили о необходимости повышения качества работы правоохранительных органов. А это значит, что не за горами новые реформы в силовых ведомствах. Понятно, что они должны будут кардинально отличаться от многочисленных предыдущих попыток, которые так и не смогли избавить казахстанских полицейских от клейма "оборотней в погонах" и повысить доверие к ним со стороны граждан.

Неоправданные потери

За годы независимости органы внутренних дел подвергались серьезной трансформации как минимум пять раз. Чтобы понять, почему всевозможные "реорганизации" и "оптимизации" не дали ощутимого эффекта, мы решили проанализировать реформы последних пяти лет. Если обобщить их, то можно сделать вывод, что власти в этот период пытались повысить качество в основном за счет снижения количества.

Так, в 2011 году было проведено сокращение сотрудников пенсионного возраста и лиц, имевших низкие показатели на службе, а также предрасположенных к совершению правонарушений. Но, несмотря на громкие анонсы, долгожданного избавления от "кадрового балласта" не произошло. Кстати, данных о том, сколько тогда было уволено человек, в открытом доступе мы так и не нашли.

В 2012 году была запущена уже более масштабная чистка под названием "внеочередная аттестация работников правоохранительных органов". Как нам тогда показалось, это было долгое и морально тяжелое для стражей порядка испытание: они проходили компьютерное тестирование, решали логические задачи, показывали профес­сио­нальные навыки и физическую подготовку. К слову, для двоих полицейских выполнение спортивных нормативов в сорокоградусную жару и вовсе закончилось летальным исходом.

В итоге через "сито" пропустили более 110 тысяч сотрудников правоохранительных органов (прокуратуры, финансовой полиции, уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы и таможни), в том числе 70 тысяч из органов внутренних дел. Некомпе­тент­ными были признаны около 16% из них (16 209), уволен каждый пятый руководящий работник. Лишились работы почти 4 тысячи полицейских.

Разумеется, экспертное сообщество высказало серьезные сомнения относительно профпригодности оставшихся. Но опыт некоторых стран, где подобные аттестации позволяли значительно улучшить эффективность деятельности правоохранительных органов, вселял надежду. В той же Польше, к примеру, уровень доверия к полиции после "чистки" повысился с 23% до 72%. А в Грузии в результате сокращения нескольких десятков тысяч работников внутренних дел и набора новых сотрудников доверять стражам порядка стали около 80% жителей, тогда как до реформы этот показатель не превышал 10%.

Со стороны виднее

После завершения аттестации по-казахстански несколько месяцев царила неопределенность: люди не сразу смогли разобраться в том, дала ли она эффект. Но ответ, как это часто бывает, пришел извне. В середине 2013 года американская компания Bloomberg обнародовала рейтинг, в котором Казахстан по численности полицейских оказался на шестом месте в мире с показателем 444 стражей порядка на 100 тысяч населения (если считать по-другому, то 225 жителей на каждого сотрудника внутренних дел). То есть получается, сокращали-сокращали, но все равно их остается слишком много. А главное - при таком большом количестве полицейских казахстанцы чувствуют себя гораздо менее защищенными, нежели граждане многих стран с более компакт­ными и малочисленными органами внутренних дел, да и раскрываемость преступлений там в разы выше, чем у нас.

Интересно, что следом результаты своего исследования опубликовало Управление ОНН по наркотикам и преступности - речь шла о ситуации с преднамеренными убийствами в разных странах мира. Увы, но и в этом рейтинге позиции Казахстана смотрелись не самым лучшим образом - 138-место (из 219) с 7,8 убийства на 100 тысяч человек. Это говорит о том, что профилактическая работа в стране находится на низком уровне. Для сравнения: в соседнем Узбекистане этот показатель составляет 3,7 убийства на 100 тысяч человек, то есть вдвое ниже.

Кстати, после аттестации 2012 года официально было объявлено, что подобная кадровая чистка будет проводиться каждые три года. Однако следующая, состоявшаяся в 2015-м, прошла гораздо скромнее, без лишнего пиар-сопровождения. Ее результаты особо не тиражировались, разве что на запрос информагентства Today.kz в МВД РК ответили, что плановую аттестацию прошли более 25 тысяч сотрудников органов внутренних дел, из них зачислены в кадровый резерв почти 1,5 тысячи, соответствуют занимаемой должности около 19,6 тысяч, понижены в должности 282, уволены двое...

Объединяй и властвуй

Помимо кадровых чисток, руководители правоохранительных органов в последние годы занимались также совершенствованием (как они сами заявляли) законодательства, ужесточением профессиональных требований, повышением дисциплины, искоренением коррупции в собственных рядах и т.д. Была в этом ряду и парочка неожиданных нововведений.

Например, в 2013-м в Казахстане был запущен проект "универсальный полицей­ский". Подразумевалось объединение в одном лице дорожных, патрульных и прочих стражей порядка, причем с хорошей зарплатой и высокой степенью ответственности. Правда, очередной креатив от МВД оценили не все. С самого начала реализация этой идеи сопровождалась скептическими прогнозами экспертов: мол, такое слияние повлечет за собой еще больший рост коррупции и хаос в работе правоохранительных органов. К тому же эксперименты, проведенные в Павлодарской, Северо-Казахстанской и Карагандинской областях, провалились. Тем не менее внедрение непопулярного новшества продолжилось. А вот насколько успешно - сказать сложно. Прошло три года, но о деятельности таких полицейских еще никто не отчитался.

Сегодня правоохранительное ведомство увлечено своей новой реформой, запущенной в начале нынешнего года и имеющей незамысловатое название "местная полицейская служба". Как пояснил сам министр внутренних дел РК Калмуханбет Касымов, "МПС будет создаваться путем оптимизации структур органов внутренних дел с объединением в ее составе подразделений участковых инспекторов, дорожно-патрульной службы, ювенальной, природоохранной полиции, полиции по защите женщин от насилия, приемников-распределителей, специальных приемников и т.д." Кажется, это мы уже проходили.

Замкнутый круг

То есть, по сути, "местная полицейская служба" - это тот же "универсальный полицейский", только в усовершенствованной и расширенной версии. Причем на сей раз заявка выглядит более серьезной. Как подчеркнул на одном из заседаний за "круглым столом" с участием представителей МВД мажилисмен Нурлан Абдиров, "от того, насколько эффективно и правильно будет поставлен институт местной полицейской службы, зависит в целом эффективность правоохранительной деятельности".

Разумеется, делать выводы о перспективах местной полицейской службы еще слишком рано. Как признался сам глава МВД, чтобы обеспечить ее эффективность, требуется решить ряд проблем. Одна из них - кадровый дефицит. По словам министра, новой службе не хватает 1,5 тыс. сотрудников (сейчас МПС объединяет в общей сложности 25 тысяч сотрудников). При этом, по данным Калмуханбета Касымова, ежегодно из органов внутренних дел уходят 6-6,5 тыс. сотрудников полиции. 40% из них - по собственному желанию, не выдержав тяжелых условий труда при низкой заработной плате.

Выходит, ставка на сокращение численности штата полицейских ради повышения качества была ошибочной? А значит, проводить аттестации правоохранительных органов с целью чистки их рядов не имеет смысла. Поэтому становится понятно, почему послед­няя аттестационная кампания прошла так вяло. Ведь организационные изменения не принесут желаемого результата до тех пор, пока не изменится сознание самих сотрудников правоохранительных органов. Именно на это, по мнению экспертов, и должны быть направлены усилия реформаторов от МВД.

Как известно, с 15 сентября по 15 октября в Казахстане на правительственном уровне будет проведен масштабный опрос: насколько казахстанцы доверяют правоохранительным органам? Надеемся, что они смогут поставить точку в вопросе об эффективности реформ, проводимых МВД.

Толганай Умбеталиева, гендиректор Центральноазиатского фонда развития демократии, кандидат политических наук:

- Пока серьезных результатов от прошедших реформ я не вижу. Мы все прекрасно знаем, как проводятся те же аттестации и какие расценки установлены за их прохождение. А в итоге - низкий профессиональный уровень сотрудников правоохранительных органов, не говоря уже об уровне их физической подготовки.

Как ни парадоксально, но самые шокирующие новости нередко вызваны действиями самих правоохранительных органов: изнасилование заключенных, нарушение прав арестованных, вина которых еще не доказана, всевозможные пытки; случаи неожиданной смерти в тюрьмах. Этот список можно продолжать долго.

Возможно, целесообразно пересмотреть цели, задачи и функции органов полиции. Думаю, сегодня они видят свою миссию сквозь призму таких понятий, как "власть" и "сила", поэтому и ведут себя соответствующим образом - как лица, обладающие огромной властью и возможностями. Тогда как закон для них - это камуфляж, а не важная ценность. Соответственно организационно их структура и функции выстроены для реализации этих задач - демонстрации власти и силы.

Не исключаю, что именно по этой причине в органах полиции собираются "определенного типа люди", которые исполнены агрессии. Вероятно также, что в детстве многие из них терпели унижения и сегодня используют эту "власть" как инструмент реванша. Иначе чем объяснить то, что все они похожи в своем стремлении унизить человека, нагрубить. Ведь известно, что личность с нормальной самооценкой ведет себя совершенно иначе, чем наши полицейские.

На мой взгляд, следует проводить психологические тесты среди сотрудников полиции, чтобы определить склад их характера, наклонности. В органах внутренних дел должны работать психологически здоровые люди, которые смогут защитить наши права. Исходя из этого, и нужно осуществлять подбор кадров.

Не думаю, что мы плохо относимся к стражам порядка в силу сложившихся негативных стереотипов. Проблема далеко не в стереотипах, проблема в самой правоохранительной системе, которая неэффективно и некачественно выполняет свои функции. Социальная несправедливость явно и ясно демонстрируется в действиях органов правопорядка: ни для кого не секрет, что полиция в большей степени защищает интересы богатых либо тех, кто обладает властным статусом, чем простых граждан. Отнюдь не закон и не право определяют их действия.

Сегодня в Казахстане сложились очень сложные отношения между обществом и полицией - я бы оценила их как конфликтные. Если силовые структуры демонстрируют свое пренебрежительное отношение к обществу, унижая людей и принимая незаконные решения (коррупция, взятки), то общество отвечает им тем же - критикой и негативными оценками.

Поэтому, если органы полиции озаботились вопросом доверия к себе со стороны населения, то пусть наконец повернутся к нему лицом и начнут выстраивать отношения на основе закона, защиты интересов граждан и обеспечения их безопасности. Ведь именно общество "кормит" полицию, а не власть.

Ольга Симакова, координатор проектов Общественного фонда "ЦСПИ "Стратегия":

- Когда сильно критикуют полицейских, я вспоминаю старый советский фильм "Улица полна неожиданностей". В нем главному герою снится, что он выдвигает жителям города ультиматум от имени всех сотрудников милиции: "Живите сами! Сами штрафуйтесь и следите за порядком!". В итоге разразился хаос. По-моему, этот эпизод очень наглядно демонстрирует роль полиции в обществе и риски, которым подвергнется население в отсутствие блюстителей порядка.

Основная функция полицейских - это охрана правопорядка, что предполагает предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие преступлений и других правонарушений. И в этом плане они, на мой взгляд, достаточно успешно справляются со своей работой. По нашим данным, подавляющее большинство граждан (около 90%) в той или иной степени удовлетворены степенью безопасности своей жизни и жизни членов своих семей. И только 6% ответили, что они не удовлетворены. При этом 85% респондентов чувствуют себя в безопасности в том месте, в котором проживают. А 61% опрошенных сказали, что в их районе безопасно ходить даже в ночное время суток.

Наш исследовательский проект, завершившийся в прошлом году, был посвящен мелким правонарушениям и отношению к ним со стороны населения. Конечно же, мы не могли не затронуть вопрос о том, как граждане относятся к полиции. Результаты прошлогоднего опроса нельзя назвать однозначными. Так, каждый второй ответил, что он скорее доверяет полиции, чем не доверяет. При этом треть опрошенных (36%) ей не доверяли. 

По результатам этого исследования было сделано несколько заключений.

Во-первых, выявлены основные предубеждения, которые существуют в общественном сознании и могут создавать барьеры в отношениях между полицией и гражданами. Это нежелание быть вовлеченным в уголовно-процессуальное дело в качестве свидетеля (39%) и опасение сменить статус свидетеля на статус подозреваемого (35%). Соответственно при выборе наиболее приемлемых форм сотрудничества с органами правопорядка казахстанцы отдали предпочтение информированию о правонарушениях на условиях анонимности (55%). Эти предубеждения сформировались из повседневных практик, имеют под собой достоверную основу. Такие стереотипы будет тяжело преодолеть.

Во-вторых, МВД недостаточно внимания уделяет вопросу формирования в обществе положительного образа сотрудника полиции. При этом его негативный имидж в общественном мнении не в последнюю очередь формируется и отечественными СМИ, в которых человек в форме чаще всего предстает в негативном свете.

В этом году в рамках уже другого проекта мы также задавали  респондентам вопрос об отношении к правоохранительным органам. Но нас интересовал не уровень доверия, а оценка деятельности полиции. Результаты показали, что негативно оценивают ее лишь  10% опрошенных. А применительно к недавно созданной местной полиции этот показатель (негативное отношение) составляет 14%.

Можно предположить, что события в Актобе и Алматы дали возможность посмотреть на работу органов внутренних дел с другой стороны: осознать риски и значимость полицейских в обеспечении правопорядка. Поэтому, несмотря на волну критики в их адрес, у населения все же возобладало положительное отношение к правоохранительным органам. Но насколько оно устойчивое, а не ситуативное - на этот вопрос, будем надеяться, даст ответ предстоящее исследование, которое анонсировало правительство.  

Письмо в редакцию

Алия Аманова, логист, жительница города Алматы:

- Хотелось бы высказать свое мнение о наших правоохранительных органах. Как говорится, развелось их как собак, а толку ноль. В январе в мою квартиру залезли воры. Я вызвала полицию, написала заявление. Прошло восемь месяцев... Ни одного звонка. Звонила пару раз сама, чтобы узнать, как обстоит дело, но мне давали четко понять: нечего названивать и мешать их "работе". На что я отвечала: "Буду звонить, мое право!" После этого тон следователя, конечно, смягчался, но продвижений никаких не было.

А недавно, в День Конституции, выехала по делам с мамой-пенсионеркой и трехлетним ребенком. Да, припарковала машину вдоль дороги, отошли на 10 минут... Приходим - машины нет: увез эвакуатор! Это так "блюстители порядка" наводили порядок. Тогда давайте все припаркованные машины вывозить, почему ограничились только одной?

Поехали на штрафстоянку на Белинского/Рыскулова. Моему возмущению не было предела: "Как искать воров, так ни одной весточки за восемь месяцев, а как штрафовать, то вы тут как тут?!" На что последовал ответ: "У них своя работа, у нас своя". Знаю я их "работу" - держать на штрафстоянке пожилую женщину с ребенком около двух часов, вытягивая 20 тысяч тенге…

И подобных случаев в нашей жизни хоть пруд пруди. Думаю, у каждого среднестатистического алматинца наберется с десяток таких историй. Ну а если под угрозой всеобщая безопасность? Увы, но события 18 июля показали, что наш народ не защищен со стороны правоохранительных органов. Они просто-напросто не подготовлены, даже в физическом плане. Я прихожу к выводу, что все их действия ограничиваются только выявлением нарушений ПДД. Будто это у нас самая главная проблема в городе и стране в целом!

Вот поэтому их, мягко говоря, и не любят, что уж скрывать, их просто ненавидят! Может, пора уже направить свои силы на более важные проблемы - нераскрытые преступления, грабежи, на тех же педофилов да на многие другие насущные проблемы? Займитесь делом, работники правоохранительных органов!

 

Author АнонимСейфолла
Редактировать / Удалить/ Цитировать
12-сен-2016, 11:07

Бестолковая полиция в Казахстане! была бы моя воля разогнал бы всю!