Пенсионные накопления казахстанцев – лакомый кусок, на который разевают рты многие. Тут и операторы госпрограмм, реализующие инфраструктурные проекты, и государство, которое не прочь за счет пенсионных активов финансировать дефицит бюджета, и национальные компании, и банки, и даже малый и средний бизнес, чьи представители считают вполне логичным направить залежавшиеся богатства на собственную раскрутку. У кого-то лишь по усам текло, а кому-то и в рот попадало. Но когда прозвучало предложение поделиться крошками от пирога с самими вкладчиками, вдруг выяснилось, что это нецелесообразно и даже опасно. Парадокс? Увы, нет.
Впервые о возможности прямой раздачи денег из пенсионного фонда населению заговорил президент страны Касым-Жомарт Токаев, который предложил направить часть накоплений на приобретение недвижимости и получение образования. Но в итоге эта идея была выхолощена и, по сути, предана забвению. Не так давно с «черного входа» к этой проблеме подошел председатель общественного совета при ЕНПФ Евгений Сейпульник, посчитавший целесообразным предоставить каждому казахстанцу право снять 10 процентов от суммы, собранной на его счету. «Ситуация заставляет хотя бы в этот момент изменить отношение к накоплениям на старость и посмотреть на них как на способ помочь нашим гражданам бороться со своими финансовыми проблемами», - заявил он.
Но, несмотря на то, что предложение Сейпульника нашло целую армию сторонников, большинство членов общественного совета, пусть и с минимальным перевесом, его не поддержало. В частности, один из них, известный экономист Петр Своик высказал мнение, что реализация инициативы в ее нынешнем виде приведет к тому, что «богатые получат возможность снять достаточно большие суммы, тогда как основная масса населения сможет снять лишь копейки, а самые необеспеченные, самые остро нуждающиеся вообще ничего не получат. То есть, получится не помощь населению, а издевательство». Тем не менее, Своик считает, что если подкрепить идею комплексными решениями, а не ограничиваться разовой акцией, то она может оказаться вполне перспективной и позволит использовать часть накоплений не только на приобретение жилья и образования, о чем когда-то говорил глава государства, но и на оплату ЖКХ, лечение и даже покупку продуктов питания. «Для этого надо установить лимит расходования, направления расходования и позволить людям тратить эти деньги с пользой для себя и для экономики. А чтобы это всё работало, и деньги у вкладчиков не только не кончались, но и, наоборот, увеличивались, надо пойти на то, чтобы часть транша в бюджет из Национального фонда перераспределять по счетам вкладчиков. Тогда у людей будет постоянное пополнение на вот эти разрешённые расходы».
Подобного рода суета вокруг пенсионных накоплений рождает немало вопросов. Какой может быть положительный и негативный эффект от реализации таких предложений для населения? Как они скажутся на пенсионной системе страны, на экономике в целом? Насколько эти инициативы политически целесообразны, и как на них может отреагировать высшее политическое руководство страны? Слово экспертам.
Канат Нуров, президент фонда «Аспандау»: «И поддержать нельзя, и отказать неудобно»
- Не поддерживаю экспертов-членов общественного совета при ЕНПФ относительно досрочного снятия 10 процентов пенсионных накоплений на оплату ипотеки, получения образования или лечения за рубежом. Положительный эффект от этого понятен, он чисто политический – население, не верящее в мало-мальски достойные пенсии на старости, получит хоть что-то уже сейчас. Но на самом деле людей, которые имеют накопления, достаточные для таких операций, совсем немного. Зато нарушение принципа неприкосновенности пенсионных средств будет налицо.
Негативные последствия такого шага очевидны. Ведь деньги на старость должны накапливаться, а не тратиться задолго до наступления пенсионного возраста. И если мы создадим прецедент, то рано или поздно практика изъятия средств из ЕНПФ станет расширяться, что негативно скажется на способности пенсионной системы страны отвечать по своим обязательствам. Экономика частного сектора вначале, конечно, выиграет от таких инвестиций в жилье, здоровье и образование, но вот что касается государства, его бюджета, то они могут пострадать, не исключена даже угроза дефолта, которая чревата последствиями для всех, в том числе для бизнеса и населения. Поэтому я считаю, что подобные популистские инициативы политически нецелесообразны, так как ставят новое руководство страны в уязвимое положение. И поддержать нельзя, и отказать неудобно…
Намного более правильной и интересной в период пандемии мне представляется идея использовать часть средств Национального фонда для распределения по счетам всех граждан, а не только вкладчиков ЕНПФ, в виде безусловного базового дохода с целью обеспечения прожиточного минимума. Если при этом удастся обусловить использование каждым гражданином своей доли в Нацфонде строгой целевой направленностью (жилье, здоровье и образование), то, возможно, такой шаг не вызовет дополнительной инфляции. Главное – помнить, что любая раздача денежных средств должна обеспечиваться соответствующим приростом товарной массы (ВВП), так как деньги сами по себе без товарного обеспечения не имеют потребительной стоимости.
Данияр Джумекенов, аналитик Wall Street Invest Partners: «Пенсионная система не выдержит подобных манипуляций»
- Стоит понимать, что подобного рода предложения уже не раз выдвигались политиками, но так и не были приняты. Можно довольно долго говорить о возможных последствиях таких инициатив, однако достаточно ограничиться даже поверхностным анализом состояния современной пенсионной системы страны, чтобы понять - она попросту не выдержит подобных манипуляций.
Предлагаю для начала вспомнить, что пенсия состоит из нескольких составляющих – это выплаты из госбюджета (минимальная гарантированная пенсия), деньги, перечисленные в виде обязательных взносов в накопительную пенсионную систему, и добровольные накопления граждан. Первая часть зависит только от возможностей государства, а конкретно от доходов бюджета и темпов роста экономики. В 2019-м из казны на эти цели было выделено 2 263 миллиарда тенге, что на 14 процентов больше, чем годом раньше (1 978 миллиардов тенге). Тогда как из ЕНПФ на выплаты пенсионерам было направлено лишь 210 миллиардов. Постепенно, по мере выхода на заслуженный отдых людей, не успевших в достаточной мере поучаствовать в солидарной пенсионной системе, данный разрыв будет сокращаться, но для достижения баланса потребуются десятилетия.
Коэффициент замещения (отношение размера пенсии к доходу) у нас равняется примерно 45 процентам, тогда как по международным нормам этот показатель должен превышать 70 процентов. Согласно данным официальной статистики, средний размер совокупной пенсии на 1 февраля 2020 года составил в Казахстане 90,5 тысячи тенге, тогда как средняя зарплата – 204 тысячи. Можно, конечно, упомянуть, что медианная зарплата (та сумма, больше и меньше которой получает по половине всех казахстанцев) равняется 112,2 тысячи тенге. В этом случае соотношение будет выглядеть лучше, но только на первый взгляд. Становится очевидным, что от текущего состояния пенсионной системы выигрывают лишь наименее обеспеченные граждане, а вот представителям среднего класса приходится рассчитывать только на себя.
Доля пенсионных расходов в общем объеме расходов бюджета стабильно растет год от года. Например, если в 2016-м на них приходилось 17, то в 2019-м – уже 19,7 процента. В прошлом году расходы бюджета на 27 процентов были профинансированы за счет трансфертов из Нацфонда, а в нынешнем из-за сокращения налоговых поступлений и выделения дополнительного финансирования на борьбу с пандемией коронавируса эта цифра увеличилась до 34-х процентов. Если учесть обстановку в стране и на сырьевых рынках, то можно сделать вывод, что в обозримом будущем роль трансферов будет только расти. И все это на фоне того, что в Казахстане, как и во многих других странах, становится все больше людей пенсионного возраста: по подсчетам, через три десятилетия доля населения старше 60 лет возрастет вдвое и достигнет 20 процентов. Причины - снижение рождаемости и увеличение продолжительности жизни. Таким образом, нагрузка на пенсионную систему будет нарастать еще и вследствие демографического фактора.
Что касается непосредственно последних инициатив, то многое будет зависеть от того, кому разрешат снять эти 10 процентов. В начале года в правительстве указывали на то, что лишь половина участников ЕНПФ имеет накопления, сумма которых превышает 1 миллион тенге. Тогда предполагалось разрешить изъять часть накоплений только тем, у кого на счету собрано от 10 до 12 миллионов тенге, - а под это условие подпадали единицы. Другими словами, для большинства граждан эти 10 процентов не сыграют какой-то серьезной роли: их очень быстро потратят на текущие потребности, а эффект для экономики будет кратковременным. Между тем, если государство хочет сохранить хотя бы текущие значения коэффициента замещения, не говоря уже о планах достигнуть уровня развитых стран в 70 процентов, то ему придется увеличивать расходы из бюджета. Однако из-за проблем в экономике сделать это будет крайне сложно, а потому придется увеличивать нагрузку на население: например, повысить либо процент пенсионных отчислений от доходов работников, либо возраст выхода на пенсию. Вот и получается, что в конечном итоге за действия правительства будут снова расплачиваться рядовые граждане.
Возможно, с точки зрения набора политических очков в условиях кризиса данная мера выглядит оправданной, однако на долгосрочном интервале этот позитив будет нивелирован, и останется лишь один негатив. Повторюсь: эта инициатива обсуждалась уже неоднократно, но каждый раз, все взвесив и просчитав, ее «задвигали». Думаю, и теперь ее ждет аналогичная судьба.
Казбек Бейсебаев, политолог: «Отечественным управленцам нет веры»
- В нашей стране власть имущие распоряжаются государственными деньгами так, как они пожелают. И это продолжается уже много лет. Причем никто на них повлиять не может. И пенсионные накопления здесь тоже не являются исключением. Вспомните, как наши менеджеры вложили их в азербайджанский банк-банкрот.
Распоряжаться народными деньгами по своему усмотрению и при этом не нести ответственность – это вообще «стиль работы» отечественных управленцев. Три года назад под лозунги о развитии «зеленой» энергетики они вложили миллиарды долларов в проведение выставки ЭКСПО, а затем напрочь о ней забыли. Под государственные гарантии на сумму более чем миллиард долларов реализуют ненужный во всех отношениях проект ЛРТ. И таких примеров много. Поэтому вопрос заключается не столько в использовании пенсионных денег для финансовой поддержки населения, а в том, что у населения давно нет веры отечественным управленцам, так вольно распоряжающимся нашими деньгами.
Газиз Абишев, политолог: «Рынок обнулит эффект от раздачи денег»
- Сама накопительная пенсионная система нужна. Деньги надо копить, причем пропорциональность размера будущей пенсии темпам накопления в молодости - честный механизм. Однако проблема заключается в неэффективном и непрозрачном использовании пенсионных средств со стороны ЕНПФ, в результате чего накопленные деньги обесцениваются и проедаются. Необходимо эффективное управление, причем важно обеспечить выполнение двух функций – преумножение денег и их использование на благо развития экономики. В таком случае нужды в раздаче 10 процентов не будет.
Что же касается самой инициативы, то, во-первых, при нашем количестве бедных и при структуре расходов большинства населения эти деньги будут использованы, главным образом, на потребительские нужды, а значит, серьезного эффекта в виде повышения качества жизни ожидать не приходится. Во-вторых, приток пенсионных денег на рынок начнет перегревать некоторые его сектора, в частности, строительный, толкая цены вверх и таким образом обнуляя эффект от раздачи денег. В-третьих, для властей это популистский шаг, призванный успокоить население в период социально-экономического кризиса (в котором в немалой степени виновата сама власть). Но с такими предложениями нужно быть осторожнее. Вспомните, как в прошлом году было принято решение о частичном списании кредитов – а в нынешнем звучат уже требования «простить» их полностью.