В конце июня в отечественном машиностроении произошло знаменательное событие - премьер-министр Аскар Мамин утвердил Дорожную карту по развитию отрасли на 2019-2024 годы. Документ был разработан Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК совместно с Союзом машиностроителей Казахстана и должен стать стратегическим видением развития отрасли на среднесрочную перспективу.
Как поясняют в Национальной палате предпринимателей РК «Атамекен», главная цель «карты» – повышение конкурентоспособности отечественных машиностроительных предприятий, внедрение новых технологий и повышение экспортного потенциала отрасли. Этим документом будет предусмотрен комплексный пакет мер поддержки, включающий в себя меры по обеспечению сырьем отечественных предприятий, повышение доли местного содержания в закупках, совершенствование мер технического регулирования, внедрение механизмов экономического стимулирования.
По словам экспертов НПП, особого внимания заслуживает пункт Дорожной карты, который инициирует создание Фонда развития промышленности Казахстана при Министерстве индустрии и инфраструктурного развития РК. Его аналоги сегодня успешно работают в России, Беларуси, ОЭСР. Как известно, Фонды развития промышленности этих стран предоставляют займы по ставке 1-4% годовых, а на проекты лизинга процентная ставка на заем составляет всего 1%.
- По опыту России Фонд развития промышленности Казахстана будет направлять свои средства на финансирование станкостроения, конверсии, производство комплектующих изделий, цифровизации промышленности, повышения производительности труда, - поясняют специалисты. - Его эффективность будет обусловлена тем, что общая политика поддержки промышленности сконцентрируется в одной организации и будет иметь четкий мониторинг и анализ эффективности господдержки.
Данный пункт, на их взгляд, весьма важен, поскольку нынешняя модель финансирования обрабатывающей промышленности через институты развития и банки второго уровня не показывает эффективности. К примеру, главный финансовый оператор АО «НУХ «Байтерек» из общего объема финансирования в более чем 2 трлн тенге в 2017 году на проекты в обрабатывающей промышленности направил лишь 6,6%...
- В итоге мы видим следующую картину по наиболее импортозависимым секторам отечественного машиностроения: электрооборудование – 2,7 млрд долларов, автомобилестроение – 1,8 млрд долларов, нефтегазовое машиностроение – 1,3 млрд долларов, горно-металлургическое машиностроение – 1,04 млрд долларов. Хотя возможности импортозамещения продукции нефтегазового машиностроения на 56,7 млрд тенге отечественные предприятия готовы дополнительно поставлять из общего объема импорта. Казахстанские предприятия готовы наладить производство новой продукции для крупных операторов в объеме до 100 млрд тенге, - резюмировали эксперты «Атамекен».
Необходимо отметить, что финансировать Фонд развития промышленности РК предлагается за счет перераспределения неосвоенных средств республиканского бюджета по итогам квартала, полугодия и года.
Что касается льгот. Как отмечают специалисты, сейчас рассматривается вопрос введения налоговых преференций для предприятий, осуществляющих модернизацию имеющихся мощностей и наращивающих экспорт казахстанской машиностроительной продукции. На их взгляд, было бы целесообразно применение акцентированных мер поддержки, к примеру, таких как освобождение от уплаты НДС и продажа сырья отечественным производителям по льготным ценам.
Немаловажная роль в документе отводится развитию базовых производств, таких как литье, кузнечное производство, горячая штамповка. По данным НПП, ежегодная общая потребность машиностроителей в металле составляет 2 млн тонн, из них литья - 200 тыс. тонн. Отечественные машиностроители вынуждены закупать их в России и Китае. Поэтому в рамках «карты» планируется оказать содействие в запуске ключевых направлений для отрасли во всех регионах Казахстана с территориальным расположением (север, юг, восток, запад, центр) на базе действующих предприятий и/или через создание новых производств.
В целом меры поддержки, предусмотренные в этом документе, позволят привлечь в отрасль новых инвесторов и предоставить предприятиям дополнительные средства на модернизацию и пополнение оборотного капитала. Все представленные шаги, уверены эксперты, будут способствовать росту объема производства и производительности труда отечественного машиностроения как минимум в 2 раза, а также увеличению экспорта в 1,2 раза. «Дорожная карта может обеспечить дополнительный рост объемов производства на 80-100 млрд тенге ежегодно», - прогнозируют они.
Результаты от реализации Дорожной карты затронут также социальный аспект, поскольку ожидается рост занятости в отрасли и повысятся заработные платы. А потому сейчас остро стоит вопрос подготовки кадров - отрасли требуется широкий круг специалистов с высшим и специальным образованием.
По данным НПП «Атамекен», за последние пять лет увеличилось количество обучающихся в организациях технического и профессионального образования. Так, общая численность учащихся, принятых в 2018 году на обучение по специальностям для отрасли машиностроения в учебные заведения ТиПО, составила 22 тыс. человек, количество обучающихся – 62,8 тыс. человек.
Как отмечают аналитики, наиболее всего востребована у абитуриентов колледжей и средне-специальных учебных заведений специальность «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта», доля которой в общем числе поступающих на машиностроительные специальности составляет 44,6%. Кроме того, популярны такие специальности как «Сварочное дело» (22%) и «Эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание подвижного состава железных дорог» (9,1%).
В Дорожной карте предусматривается проработка вопроса совершенствования системы дуального образования в части установления условий по совместному финансированию затрат при прохождении производственной практики: 70% государство/учебное заведение, 30% работодатель. Кроме того, начиная с 2019 года, ведется работа по разработке профессиональных стандартов, которые будут положены в основу формирования системы оценки и подготовки кадров. Средства для этой работы предусмотрены за счет займа Всемирного банка.