9798 31-05-2018, 13:59

Если б я был премьер…

Предположим, что вы стали премьер-министром и получили карт-бланш. Что бы вы сделали, какие бы изменения инициировали в первую очередь и почему? Окунуться в такую гипотетическую ситуацию и поразмышлять Central Asia Monitor попросил общественных деятелей и экономистов.

Айгуль Соловьева, экс-депутат мажилиса, общественный деятель: «Нужно динамичнее осуществлять процесс децентрализации»

- Даже в кошмарном сне не хотела быоказаться на месте премьер-министра, поскольку это, прежде всего,огромный труд и ответственность. Советовать и критиковать можно, но для принятия решений и отслеживание процесса их реализации требуются широкий спектр знаний и опыта в различных сферах жизнедеятельности, а также организационные и управленческие навыки. Однакораз уж такой вопрос задан, то как общественник могуподелиться своиммнением.

Первое - это максимально использовать недавно проведенную конституционную реформу и действовать в соответствии с ней, поскольку спрос за все неудачи будет с правительства. При разработке законопроектов опираться только на конституционные нормы, поскольку уполномоченные органы зачастую допускают не всегда внятное их толкование, что вызывает недовольство граждан и социальное напряжение.

Второе - динамичнее осуществлять процесс децентрализации с передачей больших полномочий региональным и местным органам власти. Он уже начался, но важно придать ему дополнительный импульс, поскольку концентрация компетенций в центрене позволяет в должной мере проявить себя регионам. В настоящее время даже при существующих полномочиях формируется новая плеяда современных управленцев в областных и районных центрах, а также в городах. Региональная власть лучше знает местные проблемы и нужды людей, и придание ей достаточной степени свободы значительно снизит нагрузку на правительство, позволит ему сфокусироваться на стратегических задачах и реализации государственных программ, а значит, стать более эффективным.

Третье – не бояться делегировать общественным организациям больше функций, несвойственных государственным органам. Гражданский сектор у нас уже достаточно зрелый, он нарастил свой потенциал и квалификацию, поэтому вполне способен справляться с такими функциями, причем лучше, чем правительственные структуры. Необходимы более полноценные демократические реформы, особенно в части усиления каналов обратной связи с населением, что позволит более адекватно реагировать на его потребности, не доводя дело до неуправляемого недовольства в обществе.

Четвертое – сосредоточиться на стратегических задачах и решении проблем национального уровня, таких, как экономический рост и развитие, повышение производительности труда, совершенствование бюджетной политики, банковской, монетарной и налоговой системы и т.д. Это будет способствовать пополнению бюджета, снижению инфляции и, как следствие, приведет к повышению качества жизни людей.

Канат Нуров, президент научно-образовательного фонда «Аспандау»: «Прежде всего, немедленно повысил бы зарплату учителям»

- Если бы я получил такой карт-бланш, то я бы инициировал следующие изменения:

1. Немедленно повысил бы зарплату учителям, причем безо всяких дополнительных условий вроде повышения квалификации, освоения новых программ, категорий и т.д., чтобы не оставлять за бортом добрую половину педагогов (если не больше). Главная проблема заключается в том, что умные и талантливые молодые люди не идут работать в школы, поскольку зарплата начинающего педагога, не имеющего стажа, а значит, и категории, мизерна. Критически необходимо поднять зарплату поголовно всем учителям, сделав ее, как минимум, выше средней по стране. Промедление смерти подобно, так как уходят последние учителя советской закалки. То же самое касается преподавателей вузов. В последние лет десять их зарплаты вообще не повышались – при том, что плата за обучение выросла существенно. Необходимо разобраться со всем этим в целом и на системной основе.

2. Другой важный момент - инфраструктура. Реализуемых в данной сфере проектов явно недостаточно. Из президентской программы «Нурлыжол» вследствие недостатка средств исключена трасса Кызылорда - Жезказган. Между тем, это был очень перспективный вариант создания еще одного транспортного коридора по направлению юг-север с последующим выходом на Костанай. Также проект имел большое значение для развития Жезказгана, где истощаются природные месторождения. Кроме того, строительство дорог обеспечивает рабочими местами самые уязвимые категории населения, способствует развитию туризма, усиливает межрегиональные связи и т.д. Важно, чтобы областные центры всех граничащих областей были связаны между собой качественными автомобильными трассами.

3. Немаловажный вопрос – сокращение количества министерств во избежание дублирования и с целью минимизировать бардак в системе государственного управления на республиканском уровне. Например, Минэкономики можно включить в Минфин, чтобы бюджетирование госрасходов было в одних руках, а Генпрокуратуру - в Минюст, чтобы надзор за соблюдением законности, в том числе за правоприменением и правоохранением, тоже был в одних руках. При этом Минюст надо ориентировать на обеспечение реальной независимости судебной власти от акиматов и правительства, а Минфин – на координацию бюджетно-фискальной политики с кредитно-денежной политикой Нацбанка.

4. На региональном уровне я бы подчинил территориальные подразделения всех министерств местным органам управления, с одной стороны, а с другой - установил бы жесткую подотчетность акиматов перед министерствами в части, касающейся планирования и контроля за исполнением функциональных политик правительства на местах.

5. После этого я бы приступил к экономической и политической либерализации. Оставил бы госсобственность только в инфраструктурных стратегических отраслях, куда частный капитал не хочет или не может идти, ввёл бы выборное местное самоуправление на городском и районном уровнях, а также транспарентные выборы,расширил бы права политических партий и СМИ. Кроме того, перераспределил бы бюджетные средства с акцентом на местный уровень - где собираются налоги, тамих желательно и тратить. Естественно, с учетом потребностей центра, но все же упор - на местные бюджеты. Отдельно бы пересмотрел земельные наделы «латифундистов» и организовал бы комплексную системную поддержку сельскохозяйственных производственных кооперативов.

6. А еще я ввел бы практику досрочного прекращения действия целевых госпрограмм в случае отсутствия значимого эффекта. Их результаты необходимо аудировать с привлечением независимых международных агентств. После чего подумал бы об увеличении целевого финансирования НИОКР по приоритетным направлениям.

7. Также я бы официально внедрил для чиновничьего аппарата министерств и акиматов (прежде всего, для корпуса А) бонусную систему вознаграждений, привязав ее к финансовым показателям отраслей, курируемых каждым министерством, и территорий, управляемым каждым акиматом. Нельзя мотивировать людей по каким-либо ключевым показателям результативности (KPI), оторванным от аудированных и интегративных финансовых показателей. Также нельзя ограничивать бонусы абсолютными размерами, их надо оговаривать в трудовых контрактах заранее в относительной пропорции к приросту финансовых показателей за конкретный период.  Это касается не только госсектора, но и псевдо-госсектора и частных компаний. В «Казахтелекоме» такой опыт лет 10 назад себя вполне оправдал, каким бы печальным ни был его политический конец.

Сапарбай Жубаев, кандидат экономических наук, старший преподаватель Казахского университета технологии и бизнеса: «Первоочередная задача – сокращение государственной доли в экономике»

- Если бы меня назначили премьер-министром, то я бы сконцентрировался на следующих направлениях:

1. В целях обеспечения справедливой конкуренции принял бы все необходимые меры для сокращения государственной доли в экономике до 15-20 процентов. Сейчас она составляет 50-55 процентов. И это источник высокого уровня коррупции в стране. Кроме того, такое положение вещей мешает привлечению частного капитала и иностранных инвестиций в обрабатывающий сектор.

2. Для повышения эффективности сельского хозяйства и рационального использования земельных ресурсов ввел бы в эту сферу рыночные механизмы. Чтобы в Казахстане появились настоящие хозяева земли, заинтересованные в повышении ее плодородия и активно этим занимающиеся, нужно продаватьземельные ресурсы физическим и юридическим лицам. В настоящее время землей владеет не труженик, который на ней работает, а акимы и олигархи, установившие «феодальные» отношения. Также я бы внедрил принцип прозрачности в земельных вопросах, сделал открытой и доступной всю информацию о владельцах земли во всех регионах страны без исключения.

3. Изыскал бы средства на полную реконструкцию части трассы Алматы – Астана междуКурты (Алматинская область) и Бурыл-байталом (Жамбылская область). Качества дороги на этом участке республиканской трассы очень плохое.

4. Инициировал бы принятие законодательных актов, касающихся формирования самостоятельных бюджетов на уровне аульных округов, а также выборности их акимов.

Исатай Утепов, гражданский активист ОО "Абырой": «Нужно выйти из всех СНГовских союзов»

Первый шаг - выход из ЕАЭС и других СНГовских союзов (возможно, временно – дополной выработки стратегии и политики государства). На протяжении всего времени существования ЕАЭС мы убеждались в экономической невыгодности нахождения в нем. Причина как в несоответствии размеровэкономик наших стран, так и в том, что общий Таможенный кодекс полностью скопирован с аналогичного российского документа и отражает интересы только одного государства. Последнее обстоятельство привело к тому, что между участниками союза регулярно возникают разногласия, а иногда Роспотребнадзор и вовсе вводит полный запрет на ввоз тех или иных видов товаров. Из этой же серии – расхождения в законодательствах стран по вопросам миграции, что вылилось в неравные сроки, процедуры и условия пребывания граждан в странах союза. Но главное – это превалирование политического характера союза над экономическим.

Второй - возвращение стратегически важных отраслей экономики в собственность государства. Прежде всего, имеются в виду национализация угольных отраслей,приостановка продажи акций урановых предприятий, а в региональном масштабе – возвращение в госсобственность ТЭЦ и объектов водоснабжения.

Третий -создание социально ориентированного государства, где во главу угла ставятся человеческий фактор и последовательное повышение уровня жизни, в первую очередь, простого человека. Тут необходимы конкретные меры: обеспечение занятости (при привлечении иностранных инвестицийодним из главных условий вхождения на наш рынок должно быть создание рабочих мест для местного населения); доступная ипотека и льготное кредитование покупки жилья; полный отказ от проведенияпомпезных мероприятий и от участия в разного рода затратных международных проектах;улучшение условий для ведения частного бизнеса с льготным налогообложением и гарантией частной собственности.

Четвертый – принятие окончательного решения по «земельному вопросу», где красной линией будет проходить тезис о полном запрете на продажу и передачу в аренду земли иностранным лицам и компаниям с иностранным участием, а также компаниям, аффилированным с ними.

Пятый – отмена бредовых реформ в здравоохранении и образовании,запрет наиспользование пенсионных накоплений населения. Нужно привлечь дополнительные средства в строительство медицинских учреждений и приобретение необходимых медикаментов, заняться повышением квалификации врачей и медработников. Но главное – медицина должна стать бесплатной, тем более что в Конституции РК написано: каждый гражданин имеет право на бесплатное медицинское обслуживание. Что касается системы образования, то речь нужно вести об отмене ЕНТ и курса на трехъязычие, о восстановлении бесплатного школьного питания, о повышении зарплаты учителей и освобождении их от общественных нагрузок.Надо прекратить дотирование банков второго уровня из пенсионного фонда и дать гражданам возможность досрочно воспользоваться своими накоплениями в ЕНПФ.

Шестой- возвращение государству контрольныхпакетов акций крупных компаний-недропользователей с обязательным инициированием пересмотра контрактов и сделок,которые имеют под собой коррупционную основу и нанесли тяжелыйэкономический ущерб стране. По ним должны быть возбуждены громкие ипрозрачные судебные разбирательства.

Павел Шумкин, профсоюзный лидер: «Изменить страну должны захотеть и «низы», и «верхи»


- Даже гипотетически представлять такую ситуацию не имеет смысла. Никакие назначения ничего в нашей стране не изменят. При существующей сегодня и в обществе, и во власти моральной атмосфере, при полном отсутствии социальных лифтов исправедливого правосудия кадровые перестановки ничего не решат.
«Как вы, ребята,ни садитесь»…

Сама возможность изменить страну должна быть сильно мотивирована и «снизу», и сверху», чего пока не наблюдается. А бесконечные геополитические амбиции власти, как и ревнивые попискивания так называемой оппозиции, - это всего лишь «местечковые игры престолов»

 

Фото: Tengrinews

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии