Одной из важных составляющих дальнейшего реформирования политической системы с целью создания институтов гражданского общества и развития демократии является децентрализация. В Казахстане процесс децентрализации и построения местного самоуправления проходит поэтапно.
В Стратегии «Казахстан-2030» была закреплена идея передачи полномочий от центра на места. В соответствии с этим были предприняты попытки разработать законопроекты о местном самоуправлении, в которых ставилась задача по-новому решить проблему местного самоуправления в организационно-правовом порядке. Однако работа над законопроектами велась в отсутствие развернутой Концепции местного самоуправления в РК, отражающей особенности национальной модели, что и отразилось на нежизнеспособности законопроектов. Не были закреплены законодательно такие основные признаки местного самоуправления, как их функциональная автономия, собственная компетенция и ответственность, организационная самостоятельность, судебная защита и другие гарантии местного самоуправления.
В дальнейшем, в 2009 году, в Закон «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» были внесены дополнения и изменения, согласно которым в государстве «местное самоуправление осуществляется членами местного сообщества непосредственно, а также через маслихаты и другие органы местного самоуправления". Аким области, района, города, района в городе, аульного (сельского) округа, поселка и аула (села), не входящего в состав аульного (сельского) округа, наряду с функциями государственного управления осуществляет функции органов местного самоуправления.
Маслихатам как наиболее организованным субъектам местной представительной власти отданы полномочия по организации формирования воли народа на местах. Важнейшим фактором в пользу маслихатов как основы местного самоуправления является возможность их политического влияния на местные исполнительные органы власти, экономическая и финансовая самостоятельность и другие факторы. Тем не менее, такая ситуация может быть позитивной лишь как временная политическая мера.
На данном этапе развития страны, исходя из необходимости дальнейшего повышения эффективности государственного управления, приоритетными становятся вопросы более четкого разграничения функций между всеми уровнями власти, переноса центра проведения реформ на нижние уровни местного государственного управления, то есть туда, где управление непосредственно связано с народом.
Совпадение предметов ведения, пересечение функций, в целом, приводят к размытости и неупорядоченности в вопросах ответственности и подотчетности, нерациональному расходованию бюджетных средств, снижению качества осуществляемых государством функций и предоставляемых им услуг. Некоторые функции, являющиеся компетенцией центральных государственных органов и их территориальных подразделений, закреплены за нижними звеньями местного государственного управления (районный, сельский и поселковый уровни) и являются предметами совместного ведения. Местным бюджетам вменяется в обязанность оплачивать также ряд дополнительных расходов (провоз призывников к месту службы, укрепление материально-технической базы призывных пунктов).
Хотя данное закрепление отвечает требованиям рациональности организации системы управления и бюджетного администрирования, в то же время не выдерживаются принципы однозначного разграничения компетенции между центральным и местным уровнями власти.
Отдельные контроль¬но-надзорные функции (лицензирование, аттестация) осуществляются из столицы или, в лучшем случае, из областных центров, что становится дополнительным административным барьером, препятствующим росту деловой активности и активизации предпринимательской инициативы.
Возросшие задачи местного государственного управления в реализации общегосударственных услуг на территориальном уровне обуславливают необходимость продолжения начатого в предыдущие годы процесса передачи центром отдельных функций и полномочий, а также ответственности в решении большинства вопросов территориального развития местному уровню государственного управления.
Тем не менее, даже после длительных преобразований в настоящее время в результате реформирования государственных органов часто наблюдаются факты дублирования функций как по вертикали управления – между республиканскими и областными органами управления, областными и нижестоящими городскими и районными органами управления, так и по горизонтали – то есть между самими республиканскими органами, а также между их территориальными подразделениями и соответствующими уровнями местного управления. К примеру, органы практически каждого уровня исполнительной власти (акиматы областей, городов республиканского и областного значений) в своем составе имеют управления либо департаменты труда и социальной защиты, сельского хозяйства, культуры, образования, коммунальной собственности, транспорта и коммуникаций. В то же время существуют территориальные подразделения соответствующих министерств.
Сейчас основной блок проблем, в целом детерминирующий развитие процессов децентрализации, связан с переносом акцента с макро– на микроуровень в решении и реализации реформ. В 2012 году президент Н.Назарбаев в Послании народу Казахстана «Новый политический курс состоявшегося государства» указал на необходимость грамотного проведения децентрализации управления. «Суть идеи децентрализации заключается в предоставлении прав и необходимых ресурсов для принятия решений от центра к региональным органам власти. В 2013 году мы должны принять конкретные меры по разграничению ответственности и полномочий между центром и регионами, усилить местные исполнительные органы», – отметил глава государства. Указом президента Казахстана от 28 ноября 2012 года №438 была утверждена Концепция развития местного самоуправления в РК.
Согласно данной Концепции, которая предполагает два последующих этапа, развитие местного самоуправления пойдет по пути расширения потенциала действующей системы на нижних уровнях управления, и в дальнейшем на развитие непосредственно местного самоуправления.
В Казахстане, согласно Концепции, предполагается создание эффективной системы органов местного самоуправления, обладающих определенной экономической и финансовой самостоятельностью, способных оказать помощь государству в проведении социально-экономических преобразований и решать различные вопросы местного значения.
Однако построение местного самоуправления невозможно без участия самого населения. Наличие Концепции, нормативных актов, регулирующих вопросы местного самоуправления, – это лишь формальная сторона, необходимо активно проводить политику по внедрению ее в жизнь, применение данных норм на практике, а значит стремиться вовлекать в развитие самоуправления сам народ. Для этого необходимо повышать правовую грамотность населения в области своих прав и обязанностей, своих возможностей, которые могут быть реализованы в сфере местного самоуправления.
На данный момент в Законе «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» закреплено, что местное самоуправление осуществляется отдельно в пределах области, района, города, района в городе, аульного (сельского) округа, поселка и аула (села), не входящего в состав аульного (сельского) округа. Однако, необходимо отметить, что создание местного самоуправления более эффективно на низких уровнях, поскольку функционирование ее в пределах области, даже района является затруднительным.
Процесс децентрализации должен проходить обдуманно, постепенно и своевременно, поскольку проблемы, которые разрешаются функционированием данной системы органов, непосредственно связаны с населением на местах.
Результатом предлагаемых мер, согласно Концепции, в конечном итоге, будет реализация политики развития местного самоуправления, которая в свою очередь приведет к созданию системы взаимодействия населения, местного само¬управления и государственной власти, эффективное функционирование которой позволит обеспечить:
1.Повышение роли населения, его участия в качественном решении вопросов местного значения;
2.Повышение уровня жизни населения в каждом населенном пункте;
3.Повышение политической стабильности в регионе и государстве в целом.
Аккумулированный опыт внедрения различных форм и методов, касающихся сути, организации и деятельности местного самоуправления в Казахстане, позволяет надеяться на то, что дальнейшие усилия в этом направлении будут учитывать исторические традиции, которые содержат немало ценного в сфере родового и аульного самоуправления, советского опыта госуправления и самоуправления и на основе этого выработать уже свой собственный вариант соотношения местного государственного управления и местного самоуправления.
Тимур СЕРИКОВ