«На сегодняшний день еще ни одну казахстанскую картину не продали на внешний рынок. В киномире существуют три мафии: фестивальная, производящая и прокатная. Если не входишь в этот круг, то пробиться на мировой кинорынок невозможно даже с шедевром, а на внутреннем рынке окупает себя кино с бюджетом не выше полумиллиона долларов», – утверждает казахстанский кинопродюсер, обладатель «Спортивного Оскара» Арман Асенов, в чьем послужном списке самые громкие казахстанские кинопроекты – «Путь лидера» и «Казахское ханство» Рустема Абдрашова, «Аманат» Сатыбалды Нарымбетова, «Возвращение в А» Егора Кончаловского и другие.
– Продюсеру нужно не только найти средства и осуществить процесс съемок, он еще должен грамотно просчитать все свои шаги и поминутно все согласовать с партнерами, – говорит Арман Асенов, делясь тонкостями своей работы. – Иначе, если, допустим, грузовик-ретро вовремя не приехал, а съемочный день стоит до 100 тысяч долларов, то потерянные деньги никто не восполнит.
Поэтому, когда, например, финансирование киноэпопеи «Путь лидера» сильно запаздывало, мы стали снимать за счет денег, сэкономленных на проекте «Аманат». Перед съемками Красной площади в Москве я заранее предупредил прибалтийских партнеров, чтобы они наняли два больших автобуса и подогнали их к площади – на следующий день начинались съемки в Эстонии.
Мы сделали фактически невозможное: вылетев утром в Москву, в тот же день сняли Кремль и Красную площадь. Егор Кончаловский рассказывал нам, что он об оцеплении площади для своей очередной картины договаривался с государственной охраной за месяц до съемок. У нас никаких официальных договоренностей не было, только личные. Вышли вечером из Кремля, загрузились вместе с реквизитом и съемочной техникой в эстонские автобусы и вы ехали в Таллин. Оттуда на этих же автобусах – в Финляндию. Отсняли, потом через Латвию и Польшу приехали на Украину.
Работая в режиме нон-стоп, мы только в Киеве поняли, какое огромное количество денег сэкономили. Если бы мы летали самолетами, то каждый раз платили бы за перегруз, плюс нанимали бы технику, а тут у нас все было свое. Расходы составили, может быть, от силы 20 тысяч евро, включая аренду техники, проживание, ГСМ и переезды. Если бы все это было организовано обычным путем, с официальными переговорами и письмами, то обошлось бы, возможно, в сотню раз дороже. Здесь же все состоялось благодаря дружеским связям и его Величеству опыту.
В фильме «Путь лидера» мы практически все интерьеры «Москвы и заграницы» сняли в Алматы. За рубежом снимали только экстерьеры – как, например, персонажи заходили в Кремль и выходили из него. Жесткая экономия была продиктована тем, что мы прекрасно знали – других денег не будет. И при этом всегда надо учитывать, что режиссер – личность творческая, и как бы продюсер ни пытался его ограничить, режиссер всегда будет выходить за рамки бюджета. Чтобы не остановиться на полпути, естественно, экономишь.
Зачем, к примеру, жить в пятизвездочном отеле, если можно обойтись общежитием? Или нанимать машину режиссеру-постановщику, если он может ездить на своей? Зато мы не экономим на декорациях и костюмах. Для примера: когда снимали первый казахский блокбастер «Кочевник», сердце кровью обливалось. Рабочих, которых можно было нанять здесь, привезли из Молдавии, поселили их в хороших гостиницах, платили суточные по международным стандартам.
А такой знаковый режиссер как Бахтиер Худойназаров ни разу в жизни не позволял себе жить в суперотеле. Он жил со съемочной группой. Когда мы с ним снимали фильм «В ожидании моря», то поставили на разъезде под Актау строительные вагончики и вся группа жила там. Ездить каждый день из Актау на площадку и обратно было бы затратно. Чтобы хватило ресурсов на фильм, нам нужно было экономить и экономить.
При этом мы прекрасно понимаем, что наш зритель избалован голливудскими фильмами. Сегодня он идет на «Аватар», а завтра на казахский фильм, он не должен видеть бросающейся в глаза разницы. К счастью, мы, казахи, работая плечом к плечу с голливудскими, российскими и китайскими кинематографистами, научились сегодня подходить к процессу кинопроизводства на одном уровне с ними. И даже больше. У нас в Казахстане съемочная группа состоит максимум от 70 до 100 человек. Больше нам и не надо. А в американском кинопроизводстве в среднем занята тысяча человек. Не говоря уже о том, что за каждым актером закреплен помощник, там есть даже специалист, отвечающий за приготовление кофе. Хотя я должен признать: голливудские компании, работающие с огромными бюджетами, отрабатывают эти деньги – они приносят в среднем 25% прибыли инвесторам. Поэтому те охотно вкладываются в американское кино.
Сейчас в Голливуд охотно приглашают организаторов кинопроизводства из СНГ – продюсеров и режиссеров – из-за нашего умения делать качественное кино, работая в условиях малых бюджетов и большой экономии. Мои друзья, коллеги из Армении, к примеру, вы купили в Лос-Анджелесе целую гору, где построили мини-Армению. Сегодня они развернули там целую киноиндустрию. Сергей Бодров-старший, Владимир Машков и Тимур Бекмамбетов тоже успешно обосновались в Америке.
Но я бы лучше притянул американцев в Казахстан делать совместное кино. Снимать американские и китайские фильмы на территории Казахстана – это очень выгодно.
Автор: Сара Садык
Нет комментариев
Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!