Киностудию «Казахфильм» накроет вторая волна приватизации: 49% этого непрофильного актива могут быть переданы в частные руки путем прямой адресной продажи. Однако, как ответили редакции Forbes.kz из Министерства культуры, вопрос приватизации этого объекта может быть перенесен на 2016. Между тем, есть человек, который считает, что быть прибыльной киностудии мешает не форма собственности, а отсутствие кинодеятелей с бизнес-мышлением
Сценарист, продюсер, режиссер, актер – так позиционирует себя казахстанец Аскар Токтаров, проживающий последние 15 лет в Нью-Йорке. Летом он приехал в Алматы, чтобы навестить маму, и неожиданно решил начать кинобизнес в Казахстане. Как он это намерен делать, почему уверен в своем успехе и что думает по поводу казахстанской киноиндустрии, Токтаров рассказал в интервью Forbes.kz.
«Жестокий реализм не оставляет никаких иллюзий стать звездой Голливуда»
F: Аскар, как случилось, что вы попали в киноиндустрию США?
– С детства я мечтал о кино, но судьба всегда уводила меня в сторону от него. Мой отец был творческим человеком, но почему-то не хотел, чтобы я шел по его стопам. Он считал, что для меня и для страны будет лучше, если я стану инженером и буду создавать материальные, а не духовные ценности.
В 1999 по приглашению одной солидной американской компании, интересы которой я представлял в ту пору в Казахстане, я выехал в США на стажировку, но стажироваться не стал, а стал искать возможности попасть в киноиндустрию.
Жесткий, или, лучше сказать, жестокий реализм, не оставляет никаких иллюзий стать звездой Голливуда. Каждый день в Америке нужно выживать, платить по счетам, кормить семью. В 2003 я работал на «Челси Пирс» в Нью-Йорке, в гостевой службе. «Челси Пирс» – это большой спортивно-развлекательный комплекс на Гудзоне. Там же находится кинокомпания Silver Screen Studios, которую я обнаружил на второй день своей работы в «Челси». Я заговорил с одним из сотрудников этой кинокомпании, и вскоре началось мое вхождение в киноиндустрию.
В 2004 я впервые участвовал в съемках телесериала «Закон и порядок» в качестве актера заднего плана, то есть в массовых сценах. Затем снялся во многих крупных проектах NBC, CBS, ABC и т.д. как актер заднего плана. Позже брал частные уроки актерского мастерства и самостоятельно изучал труды Станиславского, Вахтангова и Чехова. В 2008 состоялся мой дебют в фильме Barbie and the Barber, в котором я сыграл хозяина парикмахерской. Еще было с десяток ролей в малобюджетном независимом кино.
Кроме того, я работал, когда была такая возможность, на кинопроизводстве: в группе ассистентов продюсера на больших голливудских фильмах, а также на крупных телевизионных проектах как в качестве ассистента продюсера, так и в группах ассистентов режиссера. В малобюджетных независимых фильмах был производственным менеджером и иногда консультантом.
F: А что вы сделали сами?
– Я написал 5 киносценариев. Один из них, упомянутый выше Barbie and the Barber – на заказ. В 2013 снял фильм «Свободен, как птица», который пока не могу закончить из-за отсутствия финансирования.
«Казахстанские кинопроизводители не заботятся о прибыли»
F: Почему вы решили снимать кино в Казахстане, а не в США?
– Потому что, во-первых, я – гражданин Казахстана, и во-вторых – хочу стать тем человеком, который сдвинет казахстанское кино с мертвой точки.
F: Вам не кажется, что вы слишком замахнулись?
– Дело действительно большое. Но все начинается с малого, а если быть конкретнее – с личности. Знаете, однажды гонконгская кинокомпания «Голден Харвест» доверила малоизвестному актеру Брюсу Ли главную роль в фильме «Большой босс» – и так родилась легенда. Брюс Ли создал новое направление в кино – жанр боевых искусств. Он стал тем центром притяжения, вокруг которого возникла целая индустрия, распространившаяся из Гонконга по всему миру.
F: Вы хотите сказать, что не «Казахфильм», не какая-либо продюсерская компания, а именно вы являетесь той личностью, которая станет центром притяжения?
– Я хочу сказать, что в настоящий момент никакой киноиндустрии в Казахстане нет, потому что казахстанские кинопроизводители не рассматривают кино как бизнес и, следовательно, не заботятся о прибыли. Это значит, что у них отсутствует сама идея развития киноиндустрии в нашей стране. А у меня такая идея есть. Америка – страна бизнеса, и я многому там научился. Я знаю, как делать кино, какое делать кино и для кого его делать. Меня не интересуют призы, получаемые на третьесортных кинофестивалях, но меня интересуют кассовые сборы в первые выходные релиза, и во вторые выходные релиза, и в первый месяц релиза. Вот почему я являюсь той самой личностью!
«Кино – это серьезный бизнес»
F: Cколько, по-вашему, должен зарабатывать фильм?
– На каждый вложенный доллар – $10 чистой прибыли. Отмечу, что в кинопроизводстве все начинается со сценария. Он должен быть великолепным! И у меня в разработке есть такой сценарий. Он – о любви. Данный кинопроект представляет собой социальную драму, в которой герой проходит через ад собственных заблуждений и ошибок и в результате теряет вкус и интерес к жизни. Но любовь позволяет ему понять суть его проблем, и он снова обретает счастье.
F: У вас есть источник финансирования?
– Я занимаюсь вопросом финансирования в данный момент. Разумеется, не рассчитываю на инвестиции в бизнес со стороны государства. Но есть частные лица, частный бизнес, в том числе и крупный, который всегда заинтересован в диверсификации своего бизнеса. А кино – это не просто интересный бизнес, кино имеет магнетическую силу, некий гламур, если хотите. До сих пор крупный бизнес стоял в стороне от кино, но теперь, когда я прямо заявляю, что кино – это серьезный бизнес, и в этом бизнесе сегодня есть подготовленные и опытные люди, – время крупных инвестиций в кино пришло. Кстати, мой проект, является малобюджетным.
F: Вы хотите снять его на базе «Казахфильма»?
– Нет. Он вообще не нужен. «Казахфильм» можно сделать настоящей фабрикой грез. Но там должны быть правильные люди.
Основное, что движет кинобизнесом в Америке, – получение прибыли. Нужно создавать интересный, вкусный продукт, на который зритель бы пошел, потратил бы свое время и деньги. Этот аспект напрочь отсутствует у «Казахфильма». Они кормятся из рук Министерства культуры. За последний год сняли несколько фильмов, в прессе они распиарены, а у кого ни спросишь – не видели их.
У них сейчас тема – не дать приватизировать киностудию. Они спекулируют тем, что на территории «Казахфильма» будут строить элитное жилье. Но это, что называется, отмазки. Они просто хотят сохранить свои теплые места, хотят дальше не двигать индустрии кино. Здесь газеты почитаешь – столько сюжетов! Здесь море различных историй, чтобы делать кино. Но у нас создают бог знает что.
Это даже хорошо, что киностудию приватизируют. Ведь, когда стоит вопрос, кого поставить руководить этой фабрикой, решение принимается на самом верху. И вот они двигают какого-нибудь чиновника, у которого в мыслях отсутствует, что кино – это бизнес, он не знает, как делать кино, как продавать и куда продавать.
Моя задача – начать производить кино здесь, используя весь опыт и знания, полученные в США, и влить Казахстан в мировую индустрию кино.
Об авторе
Татьяна Трубачева
обозреватель Forbes Kazakhstan