377 Вчера, 10:31

Вместе мы сила! Как людей с особыми потребностями учат бизнесу

Одним из признаков сильного гражданского общества является наиболее полное обеспечение прав и свобод человека, в том числе людей с ограниченными возможностями. С этой целью несколько лет назад в образовательные учреждения страны началось активное внедрение системы инклюзивного образования. И если верить прогнозам специалистов, в скором времени все казахстанские дети с особыми потребностями смогут обучаться вместе с остальными детьми в обычных школах.

Более того, принципы инклюзии все чаще стали применяться и по отношению к взрослым гражданам с особыми потребностями. Одной из первых организаций, взявших их на вооружение, стал Политехнический колледж «Прогресс» в Илийском районе Алматинской области, на базе которого 2009 года реализуется социальная программа профессионального обучения людей с ограниченными возможностями. Подробнее об этом проекте мы попросили рассказать Директора колледжа Жанну Тельпекбаеву.

- Жанна Тлеубековна, вот уже десять лет вы занимаетесь социальной интеграцией и адаптацией людей с ограниченными возможностями в гражданское общество. Почему вас заинтересовало именно это направление?

- Инвалиды - одна из наименее социально защищенных групп населения, которая оказалась в тяжелом положении из-за постоянных социальных неврозов, неопределенности, утраты ценностных ориентиров и устоявшихся социальных и поведенческих норм. Им нужна помощь в преодолении этой инертности, отчужденности, замкнутости и социальной пассивности. Важно выявлять и развивать их творческие способности, удовлетворять духовные потребности, укреплять уверенность в своей общественной значимости. А это можно сделать лишь через их обучение и творческое развитие.

- Как вообще родилась идея обучать их различным профессиям?

- У нас в Илийском районе Алматинской области сформировалось достаточно активное общество инвалидов «Жигер». Наш колледж «Прогресс» ежегодно оказывал спонсорскую помощь для организации их выезда на природу. Так мы и подружились. Устраивали чаепитие, много беседовали. Они рассказывали о своей жизни, проблемах, с которыми им приходится сталкиваться. Естественно, многие из них хотели бы иметь профессию, работать, приносить пользу стране. Вот тогда мы и решили воплотить их мечты в реальность.

В 2009 году совместно с нашими спонсорами мы начали реализацию проекта по вовлечению взрослого населения с ограниченными возможностями в профессиональное обучение. Оснастили мастерские, закупили швейные машинки, компьютеры, пекарское оборудование и стали работать. Сложно описать ту радость, которую испытывали в тот момент мы и наши ученики, уже потерявшие, казалось бы,  надежду стать полноценными членами общества.

- А какие профессии наиболее востребованы сегодня среди людей с ограниченными возможностями?

- Проект «Профессиональное обучение людей с инвалидностью» очень интересен как самим обучающимся, так и преподавательскому составу колледжа. Конечно, было нелегко, но наши преподаватели достаточно быстро адаптировались к соответствующим учебным материалам. Да и сами обучаемые быстро освоились. У нас все было - и плакали вместе, и радовались, и учились понимать друг друга.

Что касается профессий, то мы подбирали их не по востребованности, а по методу доступности профессиональных техник. Ведь к нам приходят люди с самыми разными физическими или умственными отклонениями. Самое главное для нас, чтобы они занимались творчеством и получали эстетические впечатления от своей работы. Проще говоря, делали то, что доставляло бы им удовольствие, поднимало настроение и придавало уверенности.

К примеру, мы шьем замечательные полотенца из очень красивой ткани, выпекаем изумительные пирожные и печенье, варим запашистое мыло и даже выращивали грибы… Все это мы красиво упаковываем и продаем на ярмарках, которые ежегодно на праздники устраивает для нас наш спонсор.

Ко всему, что делаем, мы подходим с любовью и профессиональным наслаждением. Допустим, в этом году нам удалось добиться такого качества изготавливаемой продукции, что одна из компаний заказала нам брендированые подарки для своих партнеров. Мы с гордостью и удовольствием справились с этой нелегкой задачей, да еще и заработали. Естественно, это прибавило нам уверенности и оптимизма. Позже компания «OrbisAuto» оформила у нас заказ на брендированное печенье. Вот так мы вышли на продажи. Для всех участников проекта это огромная радость и победа!

- Сколько человек вы уже обучили? Какие трудности возникают при их трудоустройстве?

- Ежегодно мы обучаем 30 человек. Все они жители Илийского района Алматинской области. Изначально мы решили, что в рамках проекта не будет никаких возрастных ограничений – у нас обучаются люди от 18 до 60 лет.

Конечно, многие из них испытывают трудности при трудоустройстве. В основном по причине отсутствия специально оборудованных рабочих мест. К тому же они нуждаются в определенном режиме работы, но не все работодатели способны им его обеспечить.

В итоге работу находят 20%, и это, по нашим оценкам, неплохой показатель.

- Ощущаете ли вы понимание, поддержку со стороны других граждан? Как вообще наше общество относится к людям с ограниченными возможностями? Все-таки одним из признаков сильного гражданского общества является как раз таки забота о нуждающихся...

- К сожалению, внимание людям с ограниченными возможностями уделяют только лишь специалисты в этой области и службы социальной защиты. Общественные объединения, которые специализируются на вопросах, касающихся взрослых инвалидов, в основном занимаются только тем, что защищают их права. А хотелось бы, чтобы их деятельность была направлена и на социализацию инвалидов в общество, на их профессиональное становление. И чтобы таких организаций было как можно больше. Вместе мы должны вселять в них уверенность, силы, понимание их нужности обществу.

- Не так давно в Казахстане на всех уровнях образования введено инклюзивное обучение. Как вы оцениваете этот шаг? Какие меры, по-вашему, необходимо предпринять, чтобы эта реформа стала действительно эффективной?

- Я всегда выступала за инклюзивное обучение, благодаря которому происходит ранняя социализация людей с ограниченными возможностями в общество, что очень важно. Дети с особыми потребностями в обучении и обычные дети должны учиться и общаться вместе.

Чтобы реформа была эффективной, необходимо подготовить как можно больше специалистов, которые могли бы качественно обучать детей с особыми потребностями. Должна профессионально работать система сопровождения, в том числе тьюторского. Штат каждой школы в стране должен иметь достаточное количество специально обученных сотрудников. Это задача номер один!

- К сожалению, запланированный вами «круглый стол» на эту тему перенесен в связи с карантином. Но вы продолжаете поддерживать людей с ограниченными возможностями во время ЧП. В чем выражается эта помощь?

- Мы всегда на связи с нашими обучаемыми - через видеоозвонки, WhatsApp, Skype. Стараемся оказывать им посильную психологическую поддержку в этот нелегкий период. К тому же, несмотря на режим ЧП, мы продолжаем принимать заказы, к примеру, на ту же выпечку. Но работаем уже в домашних условиях. Качество нашей продукции от этого нисколько не страдает, а даже наоборот – большой акцент делается на его улучшение. Эта совместная деятельность, безусловно, придает всем нам сил, настроения и уверенности в себе.

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии