Итак, это случилось - вирус COVID-19, ставший причиной общемировой истерии, добрался до Казахстана. Власти тут же приступили к реализации специальных превентивных мер, а население погрузилось в атмосферу надвигающегося «апокалипсиса». И никто пока не рискует делать прогнозы относительно того, как долго страна пробудет в карантинном режиме и сколько может быть инфицированных. А тем временем некоторые эксперты утверждают, что массовая паника способна обернуться гораздо худшими последствиями для отечественной экономики, нежели сама эпидемия.
Как считает независимый экономист Александр Юрин, с вирусом COVID-19 и информационным освещением этой темы во всем мире сложилась в целом очень запутанная ситуация. Судя по всему, кульминация пришлась на 12 марта, когда на специальном брифинге генеральный директор ВОЗ Тедрос Аданом Гебреисус заявил, что распространение инфекции приняло характер пандемии. Позже он озвучил тревожные цифры: более 132 тысяч случаев коронавируса было зафиксировано в 123-х странах, погибли около 5 тысяч человек.
- На первый взгляд, цифры впечатляют, - рассуждает аналитик, - однако в масштабах шестимиллиардного населения планеты они уже не выглядят столь внушительными. Тем более что абсолютный показатель смертности от обычного сезонного гриппа значительно выше: по данным ВОЗ, во всем мире за год от него умирают 650 тысяч человек. Но проблеме смертности от гриппа и других инфекций мировое информационное пространство уделяет гораздо меньше внимания. В то же время на фоне усиленно нагнетаемой в СМИ информационной волны вокруг эпидемии COVID-19 принимаются решения, которые могут иметь очень серьезные экономические и политические последствия. По большому счету, для мировой экономики оказалась не так страшна сама эпидемия, сколько раздутая вокруг нее шумиха.
Возвращаясь к ситуации в Казахстане, Александр Юрин говорит о на удивление логичной последовательности действий и событий, когда буквально с каждым днем мы видели что-то новое. Так, появление первых зараженных вирусом COVID-19 главный санитарный врач страны Жандарбек Бекшин прогнозировал на 11-16 марта. О проведении комплекса превентивных мер с акцентом на запрет массовых мероприятий и о досрочном роспуске школьников и студентов было объявлено спустя два дня после заявления Бекшина - 12 марта, хотя, согласно официальным данным, на эту дату в стране не было зафиксировано ни одного случая заражения. И уже на следующий день министр здравоохранения сообщил о появлении в стране первых инфицированных, после чего в социальных сетях стали появляться шутки о том, что вирус, наконец-то, соизволил посетить Казахстан в ответ на зов чиновников.
- Если абстрагироваться от страстей, бурлящих в обществе, то сразу бросаются в глаза два момента, - продолжает он. - Во-первых, заявленные меры выглядят не вполне адекватными тому положению, которое сейчас сложилось, при этом возникают подозрения, что ситуация искусственно нагнетается в информационном пространстве. Чем грозит пресловутый коронавирус Казахстану, пока непонятно, однако в обществе стали проявляться панические настроения. Например, в четверг люди вдруг стали сметать продукты с полок супермаркетов, а на улицах стало появляться много людей в масках. При этом уже очевидно, что шумиха вокруг коронавируса приведет к явным потерям для ряда отраслей – туристической, транспортной и некоторых других. Во-вторых, меры были анонсированы именно в тот день, когда курс доллара на бирже превысил психологическую отметку в 400 тенге. И здесь сами собой стали напрашиваться определенные подозрения...
Наконец, объявленное в воскресенье чрезвычайное положение однозначно нанесет серьезный удар большинству сегментов сектора услуг. Здесь обратить внимание на то, что в период действия чрезвычайного положения многие казахстанцы окажутся временно безработными и доходы снизятся, что негативно скажется на платежеспособном спросе. Однозначно просядут розничная и оптовая торговля и сфера развлечений, что приведет к некоторому снижению поступления налогов. Как будет развиваться эпидемиологическая ситуация пока не понятно, однако уже очень скоро мы столкнемся с негативным эффектом, оказанным на экономику введением чрезвычайного положения.
Экономист Жарас Ахметов тоже считает, что в странах, охваченных эпидемией, она бьет, прежде всего, по туризму, сектору развлечений и транспорту. Но поскольку доля первых двух сфер в отечественной экономике мизерная, то потери, полагает он, понесут лишь люди, работающие в них. К тому же в отличие от Китая и Европы, уже столкнувшихся с эпидемией, Казахстан не очень активно включен в трансграничные производственные цепочки, а потому снижение уровня мировой торговли, на взгляд эксперта, тоже не должно особо сказаться на стране. Существенное влияние на отечественную экономику, по его мнению, может оказать падение нефтяных цен на фоне новостей о распространении коронавируса. И еще одной потенциальной угрозой может стать скачок инфляции, спровоцированный панической скупкой напуганными гражданами продуктов и товаров первой необходимости, особенно в случае, если паника протянется достаточно долго.
Между тем, в стране продолжают усиливать меры по предотвращению распространения коронавирусной инфекции и смягчению возможных последствий для отечественной экономики. Ведущий аналитик аналитического центра Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) Рамазан Досов полагает, что казахстанские власти учли международный опыт борьбы с новым вирусом и приняли оперативные контрмеры. Это дало результат: в то время как вирус был зафиксирован в 123-х странах, в Казахстане до 13 марта не было зарегистрировано ни одного случая инфицирования.
- Понимая серьезность ситуации, власти страны уже объявили о необходимости оптимизации бюджетных расходов, поддержке занятости и обеспечении социальной стабильности, - резюмирует эксперт. - Создан штаб оперативного реагирования под руководством премьер-министра. Перед правительством поставлена задача сохранить экономический рост в условиях неблагоприятной обстановки во всем мире. В свою очередь Национальный банк с целью ограничения проинфляционного давления принял внеочередное решение о повышении базовой ставки с 9,25% до 12% годовых, что заметно повысит привлекательность тенговых активов. Глава государства потребовал оперативно решить вопрос снабжения лекарственными средствами медучреждений и граждан, проверить готовность медицинских объектов. Вдобавок к этому приняты меры по приостановке пассажирского сообщения с другими странами, изменен график работы учебных заведений, отменены все массовые мероприятия.
По мнению Рамазана Досова, своевременные шаги властей будут сдерживать негативное влияние ухудшившихся внешнеэкономических условий, способствовать макроэкономической и социальной стабильности в стране.