Одно из главных разочарований этой Олимпиады – выступления казахстанцев в скоростном беге на коньках. Вроде бы еще совсем недавно один из них стал чемпионом мира (!) на дистанции 1000 метров, второй показывал на «пятисотке» такой результат, который покорялся лишь двум другим участникам нынешних Игр, третьей совсем чуть-чуть не хватило, чтобы завоевать медаль чемпионата мира по спринтерскому многоборью. А здесь, в «Ледовом овале Каннына», выше 18-й позиции никто не поднялся. В большинстве случаев места с 20-го по 30-е (шесть раз) и даже ниже.
Что происходит с нашими конькобежцами? Какие меры необходимо предпринять, чтобы вновь подтянуться к мировым лидерам? На эти вопросы ответили Роман Креч из мужской команды и Екатерина Айдова, которая на трех последних Олимпиадах в единственном числе представляла Казахстан в женских забегах, причем каждый раз на трех дистанциях. Их взгляды на сложившуюся ситуацию различаются.
Роман Креч: «В Казахстане конькобежное сообщество не всегда поддерживает друг друга»
- Год назад на чемпионате мира по спринтерскому многоборью в Калгари вы дважды показали великолепный результат на «пятисотке» (34,21 секунды), став оба раза вторым и оба же раза прилично выиграв у норвежца Лорентсена. Но сегодня он – олимпийский чемпион, а вы – 35-й. Чем можно объяснить такие перепады?
- Тот результат в Калгари меня очень вдохновил. Он придал мне уверенности, я даже загорелся целью побить мировой рекорд на дистанции 500 метров. Но как только мы вступили в новый сезон, начались потрясения. В октябре почтовая служба Канады потеряла мои беговые коньки, на которых я выступал четыре года и показывал хорошие результаты. Они у нас эксклюзивные, изготавливаются по индивидуальному слепку стопы. Пришлось пробовать новые, три пары перебрал, а пока подбирал – потерял много времени, тренировочный процесс был скомкан. Из-за этого пережил стресс, что сказалось на здоровье – пошли осложнения со спиной. В общем, все наложилось...
- Что дальше?
- Надеюсь продолжить. Но не знаю, как мой сегодняшний провальный результат (Роман занял 35-е, предпоследнее, место – прим. авт.) отразится на моем будущем, на отношении ко мне со стороны тех, кто будет принимать решение.
- Мечта побить мировой рекорд осталась?
- Да. Нужно ставить большие цели – только тогда будет прогресс.
- А возраст? Вам уже 28.
- В нашем виде спорта много примеров, когда после 30 лет парни бьют личные рекорды, показывают высокие результаты. Мне хочется еще побегать. Надеюсь, буду прогрессировать.
- А как вам тренерский состав сборной?
- На протяжении двух олимпийских циклов мы работаем с Вадимом Саютиным. Тренер грамотный, с большим опытом, неплохой психолог. Если вспомнить результаты его работы, например, «золото» Дениса Кузина на мировом первенстве, призовые места на этапах Кубка мира, то они говорят сами за себя. Но у нас в Казахстане конькобежное сообщество не всегда поддерживает друг друга, возникают какие-то различия в интересах. Это порой сбивает с пути.
- Если бы это зависело от вас, что бы вы изменили?
- Думаю, это работа на десятилетия. Прежде всего, нужна хорошая инфраструктура. Возьмите голландцев, которые диктуют моду в нашем виде спорта. У них десятки крытых катков, огромная массовость, много клубов, а значит, и большой выбор конькобежцев для национальной сборной. У нас же только один крытый конькобежный каток в Астане. А климатические условия Казахстана вы хорошо знаете: на севере – лютые морозы, на юге – нормальной зимы не бывает, льда нет. Отсюда малое количество занимающихся. Посмотрите на состав нашей сборной: практически одни и те же пять-шесть человек на протяжении многих лет.
Я мечтаю о том, чтобы в моем родном Петропавловске появился конькобежный каток. А талантливых ребят, думаю, можно найти. И если заглянуть в будущее, я бы с удовольствием продолжил свою жизнь в спорте.
Екатерина Айдова: «Нам не хватает тренера, способного довести нас до высокого уровня»
- Можно сказать, что уровень казахстанских конькобежцев упал?
- Я бы сказала так: он остался прежним. А этого недостаточно. Конькобежный мир шагнул вперед, а мы остались на тех же позициях. Утешает то, что мы не упали ниже, но это слабое утешение.
- Что нужно делать?
- Мы еще не нащупали, как вообще надо работать, чтобы улучшить свои результаты. Лично я думаю, что нужно делать шаг в сторону голландского спорта – уйти тренироваться в какой-то голландский клуб. Я вовсе не имею в виду смену гражданства. Сейчас многие спортсмены так делают: выступают за свою страну, но тренируются в зарубежных клубах.
У нас сложилась некая зона комфорта, когда вокруг одни и те же лица, и вроде бы никто с тебя ничего не требует. Да, ты знаешь, что чуть-чуть напряжешься и покажешь какой-то свой результат. Но мотивации к тому, чтобы делать лучше, нет. И никто не знает, как это сделать – вот в чем главная проблема. Здесь нужен специалист, который хорошо знает, как подвести уже взрослого, готового спортсмена к определенным стартам, на какие струны нажать, чтобы, образно говоря, заиграла музыка. А у нас такого тренера нет.
- Вы в себе еще чувствуете потенциал для выхода на более высокие результаты?
- Конечно, ведь у нас возрастной вид спорта. Редко кто в 19-20 лет «выстреливает». Большие успехи обычно приходят позже. У тех, кто в возрасте, ноги уже не трясутся, они становятся психологически более устойчивыми, сил еще достаточно. Живой пример – 42-летняя Клаудиа Пехштайн (пятикратная олимпийская чемпионка из Германии – прим. авт.). Мы ее между собой зовем «бабой Клавой». Она молодым такого жару дает. Я радуюсь за спортсменов, которые сейчас завоевывают медали. Они все так плачут… Я бы тоже хотела поплакать – от счастья, конечно (смеется).
- На что вы надеетесь в будущем?
- Весной сядем, подумаем, что делать дальше. Передача функций ДШНК Национальному олимпийскому комитету, надеюсь, облегчит понимание сложившейся ситуации, улучшит взаимодействие. Руководство было здесь, своими глазами видело, как и в каких командах тренируемся мы, и как тренируются конькобежцы из других стран. Думаю, оно понимает, что нужно что-то менять, что если все останется по-прежнему, то мы и дальше будем топтаться на месте.
В каждом виде спорта есть свои проблемы. А нам, конькобежцам, я считаю, не хватает тренера, который бы сумел довести нас до высокого международного уровня. Я об этом говорила, говорю и буду говорить. Да, те результаты, которые мы сейчас показываем, не последние в мире. Но и далеко не лучшие. И это очень обидно, когда ты понимаешь, что можешь, что у тебя есть потенциал, но не знаешь, как реализовать его.
Фото Данияра Майлыбаева и автора
При поддержке Национального олимпийского комитета РК и ФНБ «Самрук-Казына»
Автор: Женис Байхожа
Нет комментариев
Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!