Чтобы государство было конкурентоспособным, конкурентоспособным должен стать каждый его гражданин. Эта истина столь очевидна, что не нуждается в каких-либо доказательствах. Вопрос только в том, как донести ее до сознания людей, как сплотить вокруг этой идеи общество, как заставить его развиваться, идти в ногу со временем, чтобы не раствориться в бурной глобализации?
Ответы на эти вопросы мы находим в статье главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Это, по сути, и есть та программа действий по повышению конкурентоспособности нации, в которой нуждалась страна. Ее главный посыл в том, что ни минеральные ресурсы, ни другие богатства не способны сделать государство успешным, если его население недостаточно образованно и конкурентоспособно. «Стремление к образованию всегда было характерно для нашего народа, – пишет Нурсултан Назарбаев. – Многое было сделано за годы независимости. Мы подготовили десятки тысяч молодых специалистов в лучших университетах мира. Начало, как известно, было положено программой «Болашак» еще в начале 90-х годов прошлого века. Мы создали ряд университетов очень высокого уровня, систему интеллектуальных школ и многое другое. Но культ образования должен быть всеобщим. И тому есть жесткая и ясная причина. Технологическая революция ведет к тому, что в ближайшие десятилетия половина существующих профессий исчезнет. Такой скорости изменения профессионального облика экономики не знала ни одна эпоха. И мы вступили в эту эпоху»...
По словам президента, в таких условиях успешно жить сможет только высокообразованный человек, который может относительно легко менять профессию именно благодаря высокому уровню образованности. Вот почему Казахстан сегодня в числе самых передовых стран мира по доле бюджетных расходов на образование.
«Каждый казахстанец должен понимать, что образование – самый фундаментальный фактор успеха в будущем. Если в системе ценностей образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех», – уверен глава государства.
Сегодня у нас в гостях руководитель отдела социально-политических исследований Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Алуа Жолдыбалина, с которой мы обсудим самые важные и интересные моменты программы модернизации общественного сознания, касающиеся таких его направлений как «конкурентоспособность нации» и «культ знаний».
– Как пишет Нурсултан Назарбаев, конкурентоспособность – это способность нации предложить что-либо выигрышное по цене и качеству на региональных и глобальных рынках. Алуа, на ваш взгляд, что это может быть, что интересное мы можем предложить миру? Наверняка это должно быть что-то уникальное, что могут делать только в Казахстане. Или я ошибаюсь?
– По моему мнению, конкурентоспособность нации это не только предложить что-то выигрышное по цене и качеству на региональных и глобальных рынках, и не обязательно это связывать с технологическими инновациями. Здесь необходимо, наверное, подходить более широко. Основа конкурентоспособности нации – это, прежде всего, человеческий капитал.
Казахстан реально может стать большим конкурентом в сфере культуры, спорта, туризма. Думаю, эти сферы имеют очень большой потенциал для конкурентоспособности. При эффективном управлении данными сферами у Казахстана есть реальные шансы сделать рывок. К примеру, культура – очень сильный инструмент быть продвинутым и оказывать влияние на весь мир.
Вспомните, феномен Димаша Кудайбергенова, как одно его участие в международном конкурсе сиюминутно вызвало интерес миллионов поклонников со всего мира. Это и есть конкурентоспособность. Нам нужно формировать конкурентоспособность страны сквозь призму нашей культуры, традиционной культуры.
Как ни крути, сейчас в век глобализации многие страны начинают возврат к своим истокам, традициям, национальной культуре, поэтому нам нужно делать акцент на развитие человеческого капитала.
– В своей статье президент также перечисляет набор качеств, которыми должны обладать казахстанцы, среди них компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость. К счастью, с компьютерной грамотностью у нашей молодежи все в порядке, также как с иностранными языками – молодые люди стали гораздо охотнее их изучать. А вот что касается культурной открытости, то здесь сложнее. Как вы понимаете этот термин? И можно ли в наших условиях воспитать эту самую культурную открытость?
– Многолетний опыт взаимодействия с другими народами на нашей территории сформировало у нашего народа толерантное и открытое отношение к культуре. Культурная открытость не означает принимать все иностранное или зарубежное, поглощать все новые тренды в культуре. Прежде всего, это толерантное отношение к различным национальностям, культурам, вероисповеданию.
При этом необходимо стараться сохранить свои традиции, ценности, учитывать, что они тоже изменяются или модернизируются.
Важная и неоценимая отличительная черта для казахстанской культуры – равное и уважительное отношение к традициям, идеологиям и мировоззренческим ценностям всех этнических групп страны.
Казахстан как полиэтническое и поликонфессиональное общество всегда акцентирует внимание на бережном и уважительном отношении к культуре другого народа. При этом население страны должно стремиться всегда к принятию прогрессивных, передовых идей и ценностей во многих сферах, и в науке, и в технологии, даже в культуре.
– Одна из составляющих конкурентоспособности страны это, безусловно, высокообразованное население. Поэтому глава государства в своей программной статье призывает казахстанскую молодежь стремиться к знаниям, постоянно работать над собой, чтобы добиться успехов в будущем. А если взять нынешнюю ситуацию, то какое место, по-вашему, образование занимает в системе ценностей казахстанцев? И насколько реально в наших условиях создать культ образования, да еще и сделать его всеобщим?
– Образование есть и всегда будет основным капиталом и вложением в жизни человека. Согласно данным 2016 года (из результатов опроса и других исследований, посвященных изучению молодежи), важным для жизненного успеха молодые казахстанцы считают именно получение образования и создание семьи.
К примеру, 83 процента опрошенных уверены, что будут поступать в высшее учебное заведение. Но здесь необходимо учитывать один важный момент: на получении диплома образование не заканчивается.
Наша молодежь должна понимать, что Концепция «одна профессия на всю жизнь» уже не актуальна. Реальностью становится концепция непрерывного образования или «longlifelearning».
В век глобализации, технологизации и цифровизации это жизненно необходимая стратегия для сферы образования. Университет даёт только навыки и знания, которые необходимы в дальнейшем для самообразования и самореализации. И чем больше ты их развиваешь, тем успешнее будешь.
К тому же сейчас для этого есть масса возможностей. Взять хотя бы систему онлайн-обучения, к примеру, такие ресурсы как Edx, Coursera. Только на последнем сейчас зарегистрировано около 25 млн слушателей, они обучаются по более 2 тыс. различным курсам и 180 специализациям. Это глобальная сеть для самообразования и профессионализации. То есть учиться в зарубежных вузах и посещать курсы ведущих профессоров можно, даже не выезжая из страны.
Считаю, что для нашей молодежи культом должен стать профессионализм. А чтобы стать профессионалом, необходимо постоянно повышать свое образование. Вот лишь несколько причин, почему сегодня так актуальна задача самообразования и повышения квалификации.
Как показал ряд международных исследований, 60 процентов новых видов деятельности потребует навыков, которыми обладают только 20 процентов специалистов. 47 процентов профессий в странах с развитой экономикой находятся в зоне «высокого риска» автоматизации и замены роботами в следующие 20 лет.
41 процент руководителей назвали борьбу за таланты топ-приоритетом и одновременно основной проблемой. Поэтому на сегодня одним из актуальных девизов нашего времени остается принцип «век живи – век учись».
– В системе отечественного образования были как достижения, так и провалы. Это общеизвестные факты, о них уже много сказано и написано. Но что бы вы лично изменили, если бы имели соответствующие полномочия, с целью сделать эту сферу действительно приоритетной для молодежи?
– В своем недавнем послании глава государства особенно подчеркнул, что к сфере образования пора относиться как к отдельной отрасли экономики со своими инвестиционными проектами и экспортным потенциалом. Поэтому я бы рекомендовала в рамках развития образования особый упор сделать на профессиональной ориентации наших школьников.
То есть мы должны четко понимать, какие специалисты нам будут нужны, условно говоря, через 1020 лет и делать акцент на правильном выборе профессии. Опыт различных стран показывает, что чем раньше начинается профориентация среди школьников, тем серьезнее и обдуманнее они подходят к выбору профессии.
В ряде стран даже есть специальный проект «Дизайн профессии», посредством которого выявляются основные склонности и навыки, профессиональная предрасположенность к определенным сферам, способности, сильные стороны детей.
В рамках этой программы школьники даже могут попробовать себя в качестве специалистов в той или иной сфере в так называемых «трудовых лабораториях».
Таким образом они получают, с одной стороны, четкое видение и понимание профессии, а с другой стороны, облегчают себе поиск и выбор профессии. Думаю, в наших условиях такие проекты были бы весьма полезны. Это то, что может решить массу проблем и быстрее сделать нацию конкурентоспособной