В конце 1990-х в стратегической программе «Казахстан 2030» впервые предельно четко была изложена долгосрочная концепция движения нашей республики в будущее. Это был серьезный документ, охватывающий многие стороны развития страны. Именно тогда НИИ культуры и искусствознания предложил провести научно-практическую конференцию на тему «Культура и искусство в стратегии развития “Казахстан – 2030”».
– Тогда я работал заместителем директора НИИ, – рассказывает Евфрат Имамбек, кандидат педагогических наук, социоантрополог, эксперт ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию. – Конференция была очень представительной, специалисты высказали целый ряд актуальных и крайне важных соображений. Голос наш был услышан, и вскоре появилась программа «Культурное наследие». Ее-то и следует считать первым прецедентом в формировании долгосрочной культурной политики, ведь это наследие, в сущности, и есть культурный код нации, то есть тот стержень, вокруг которого формируется единство народа. Дело в том, что раньше культурный код нации так внятно не формулировался. А это очень важный момент, и неслучайно он получил развитие в статье главы государства о духовном возрождении, стал основой новой «Концепции культурной политики».
– В своем Послании президент страны сформулировал центральный вектор развития этой сферы, который заключается в формировании конкурентоспособной культурной ментальности казахстанцев. Что конкретно имеется в виду?
– Конкурентоспособной наша культурная ментальность станет в том случае, если мы будем воспринимать культуру как основной капитал знаний, умений и поведенческих моделей, способный обеспечить успешность страны на международной арене. Обратите внимание, что дальше президент говорит о признании культуры как фактора роста и социального развития. Культуре отдан приоритет, она становится мощным основополагающим фактором нашего развития.
– Актуальным направлением культурной политики стало также создание единого образовательного пространства в сфере культуры и искусства. Концепция определяет задачу формирования новой парадигмы образования…
– Ситуация выглядит таким образом. До принятия «Концепции культурной политики» все вузы независимо от их отраслевой направленности находились в ведении Министерства образования и науки. Это ведомство формировало госзаказ на подготовку специалистов и разрабатывало государственные стандарты образования. Такой порядок пришел в противоречие с нынешней практикой в сфере творчества: слишком медленно внедряются в учебную программу новые, востребованные жизнью специальности. Например, у нас в данный момент существует потребность в представителях таких профессий, как художники-реставраторы и юристы-искусствоведы. Понятно, что в рамках одной отрасли мы их подготовить не сможем, тут нужен комплексный подход. Сложно предположить, что кто-то из опытных юристов пойдет на искусствоведческий факультет дополнительно получать новое образование. К тому же кредитная система обучения в наших вузах направлена на то, чтобы готовить специалистов с тем набором компетенций, который понадобится для практической деятельности. А в данном случае искусствоведу необходимы знания административного права, международного, авторского и т.д. Все это очень сложно, поэтому у нас нет соответствующих специалистов. Единственный выход видится в том, чтобы изначально, при подготовке в вузе совмещать эти две профессии в единое целое. К тому же в сфере культуры и искусства невозможен массовый выпуск специалистов, тут необходима «штучная» подготовка, а погоня за массовостью здесь неуместна.
– Согласно концепции, должна появиться новая структура – Национальный совет по литературе и искусству при президенте РК. Как вы оцениваете это нововведение?
– Скорее всего, это будет орган, выполняющий роль третейского судьи. Конечно, он должен обладать авторитетом в глазах общественности, должен будет принимать решения, призванные утихомирить возможные страсти, которые, как показывает жизнь, неизбежны в творческой среде при оценке того или иного явления. Тут надо учесть то обстоятельство, что почти все памятники культуры, ныне признанные эталонами, при своем рождении воспринимались неоднозначно. Настоящее произведение искусства всегда неожиданно, революционно и вызывает противоречивую реакцию. И подобный совет необходим, он призван стоять над схваткой и оценивать произведение искусства по законам эстетики.
– В концепции особо выделены креативные индустрии – «поле для новаций и творчества, именно та сфера, где может реализовать себя молодежь»…
– Это как раз то, что в начале 1990-х годов мы формулировали как «культурономика». Это объекты, учреждения и проекты в сфере культуры и искусства, которые не только самоокупаемы, но и приносят прибыль. То есть формы искусства, востребованные зрителем и слушателем, – всевозможные салоны, художественно-музыкальные проекты, за которые аудитория готова платить. Это может быть социальный проект, где используется культурный ресурс. Или выставка, массовое театрализованное представление, праздник, на которые есть серьезный социальный заказ. Вот, допустим, выставка произведений бывших наркоманов. Людям нужна не только медицинская, но и социальная реабилитация, они включены в социум, но им надо поднять и самооценку. Возможно, их творческий потенциал невысок, возможно, их искусство не для широкой аудитории, но оно крайне необходимо им самим. Таким людям важно почувствовать свою включенность в жизнь общества.
Тут надо сказать о том, что сейчас динамично набирают силу такие проекты, как фестиваль «Рух дала» («Дух великой степи»), он проходит в окрестностях Алматы. Это, безусловно, креативная индустрия, организованная турагентствами. Там можно познакомиться с казахскими национальными играми и народными видами спорта, с национальной кухней. Проект, безусловно, коммерческий, в нем участвуют тысячи человек. Сюда же отнесем виртуальные выставки «Ван Гог» и «Космос» с использованием современных информационных технологий – они организованы в торгово-развлекательном центре «Достык-Плаза». Конечно, это в основном Алматы и Астана, и важно, чтобы подобные акции переместились в регионы – в областные, районные центры… В рамках программы «Астана – сердце Евразии» следует особо активизировать работу Щучинско-Боровской курортной зоны культурно-туристического кластера Бурабай. На это тоже нацелена «Концепция культурной политики».