«Это был банальный расстрел» - Сергей Катнов о магазине «Паллада» в Актобе
После событий 2011 года, когда вооруженный террорист застрелил безоружного охранника и ограбил оружейный магазин в Таразе, МВД РК проверило все охотничьи магазины страны. Однако вчерашние события в Актобе показали: зайти и забрать оружие с прилавков не представляет большой сложности. О том, почему? "Радиоточка" спросила у вице-президента Казахстанской оружейной ассоциации «Корамсак» Сергея Катнова. Один из магазинов, где сутки назад развернулись трагические события – магазин «Паллада» – входит в ассоциацию.
- Сергей Петрович, после событий 2011 года в Таразе МВД РК проверило все оружейные магазины страны «на предмет технической укрепленности и оснащения охранной сигнализацией». Но вчерашние события показали – ограбление оружейного магазина не представляет большой проблемы. Так была ли ужесточена охрана оружейных магазинов, и насколько персонал магазина может противостоять налетчикам?
– Давайте разделим ваш вопрос на два: что было сделано, и что можно было сделать? Что было сделано: после событий в Таразе, мы разработали ряд мер, которые, за исключением одной, были МВД поддержаны – видеонаблюдение, тревожные кнопки и приведение оружия в состояние, исключающее быстрое производство выстрела. Эти меры, в принципе, на своем уровне сработали. В частности, то оружие, которое было похищено из магазина «Паллада», это оружие террористы побросали. Стрелять из него они не могли, оно было приведено, как я уже сказал, в состояние, исключающее быстрое производство выстрела. На видео видно: они стоят, пытаются зарядить и бросают. Что касается «тревожных кнопок» - это тоже сработало, поскольку «Кузет» приехал (второй убитый в "Палладе", по информации Катнова, сотрудник "Кузета". - Прим. ред). Другой вопрос – в магазин, по нашим данным, забежало 23 человека. И часть из них уже была вооружена до нападения на магазин, потому что продавец был убит не тем оружием, которое было взято в магазине.
– То есть, персонал отработал правильно?
– Магазин отработал правильно, по тому, что было положено по существующим документам. И я сказал – МВД приняло все предложенные меры, кроме одной: мы предлагали вооружить продавцов магазинов, потому что, мы считаем нонсенсом, что человек стоит за прилавком и у него за спиной десятки единиц оружия, а он безоружен. Это ерунда полная. Наши силовики говорили: «Это вам не нужно». Если брать события в Таразе, когда из обреза ружья 16-го калибра был застрелен безоружный охранник, если бы у охранника был пистолет, там ситуация была бы другая. В данной ситуации сложно говорить – 23 человека и перестрелять всех непонятно – получилось бы или не получилось. Это вопрос теоретический. Но мы считаем, что шанс продавцам защитить себя надо было дать. По крайней мере, человек стоит за прилавком и понимает, что он безоружен, поскольку то оружие, которое у него за спиной, он сам не может быстро привести в боевое состояние. В СМИ была информация о перестрелке. Не было никакой перестрелки. Там был банальный расстрел.
- Если продавцы оружейных магазинов не вооружены, то есть другой вариант – какая-то охрана, кроме «кузетовцев», приезжающих «по кнопке». Вооруженная охрана могла быть у оружейного магазина?
– Охрана быть может, но на сегодняшний день охранник стоит более 200 тысяч. Это один охранник. Это нужно заплатить охранным фирмам, чтобы был один человек, а там должно быть два-три охранника, они должны меняться и так далее. Многие магазины могут не потянуть содержание такой охраны. С другой стороны, если мы берем существующую ситуацию, то наши продавцы все имеют допуски, они прошли обучение, они проверены на психологическое состояние. Многие из наших продавцов – это бывшие сотрудники правоохранительных органов, КНБ, вооруженных сил. Подготовленные профессионалы. В одном из магазинов у нас работает бывший начальник боевой подготовки КНБ всей республики. Он суперпрофессионал, и он не может быть вооружен.
- Это не в «Палладе»?
– Нет, в другом магазине. Поэтому я говорю, что наше предложение поддержано не было. В чем мы видим недоработку.
– Сейчас вы будете поднимать этот вопрос перед МВД вновь?
– Естественно. Сейчас мы согласуем наше заявление, поскольку это коснулось нас непосредственно. Погиб наш сотрудник. Если брать зарубежный опыт, тот же Израиль, который неизмеримо богатый опыт имеет по противодействию терроризму, у нас с израильскими коллегами достаточно плотные контакты. Когда у них был недавно всплеск терроризма, там были приняты меры по вооружению граждан. Я не говорю про продавцов – они и так вооружены. И граждане начали отстреливать террористов на улицах. А у нас, наоборот, граждан лишили слабенького, но последнего средства активной самообороны – травматического оружия.