СУББОТА, 6 ИЮНЯ 2020 ГОДА
14883 10-07-2015, 00:30

Действительно ли три-четыре региона Казахстана кормят остальные двенадцать?


Если исходить из официальных данных, то получается, что три-четыре региона Казахстана с населением в 3,5 миллиона человек (доноры) кормят остальные 12 регионов с населением в 13 миллионов (реципиенты). Понятно, что такое положение дел не может считаться нормальным. Хотя бы потому, что помимо всего прочего это имеет и политическую подоплеку, в определенной степени подогревая, скажем так, настроения с сепаратистским душком в отдельных регионах. Мы попытались выяснить, насколько объективны существующие официальные данные, адресовав отечественным экспертам следующие вопросы:

1. Насколько такой расклад соответствует действительности?

2. Возможно, причина просто в существующей системе сбора налогов и распределения их между республиканским и местными бюджетами?

3. С учетом этого сколько регионов (и какие) на самом деле являются донорами или хотя бы экономически самодостаточными?

Замкнутый круг

Шамиль Дауранов, независимый эксперт:

1. Сегодня в Казахстане существует мизерное количество товаров и услуг, которые востребованы на внешнем конкурентном рынке. Это нефть, газ, медь, свинец, цинк, алюминий, золото, серебро, титан, прокат черных металлов, пшеница, кукуруза и некоторые другие виды сырья. Их совокупная доля в отдельные годы превышала 83% от объема экспортной выручки страны. Все они составляют перечень национальных стратегических товаров Казахстана, генерирующих потребительский и инвестиционный спрос в стране. Безоговорочное лидерство в этом перечне принадлежит нефти, доля которой достигает 65% от объема экспорта.

На внутреннем рынке экономическими лидерами являются банки, крупные торговые сети, транспорт, телекоммуникации, сфера торговли недвижимостью.

Остальные отрасли работают на обеспечение общереспубликанского и регионального спроса в товарах и инвестициях.

Исходя из вышесказанного, следует отметить, что стратегические отрасли сосредоточены в западных областях страны, а самые крупные источники налогообложения расположены в Атырау, Мангистау, Усть-Каменогорске, Жезказгане, Алматы и Астане.

Задачей государства является формирование республиканского бюджета, обеспечивающего реализацию основных положений Конституции страны. Это предполагает общегосударственные расходы (оборона, охрана правопорядка, гос­управление), обеспечение единства социальных, образовательных, технических и медицинских стандартов, а также выплат работникам этих отраслей по всей территории страны.

В рамках унитарного государства с деформированной структурой экономики в мировой практике осуществляются примерно такие же вычеты налоговых поступлений от территорий.

Все споры по этому поводу могут привести либо к таким катастрофам, как, например, распад СССР. Или же, наоборот, рациональный подход в разрешении такого рода диспропорций может способствовать тому, что уровень доходов нашего населения будет приближаться к показателям доходов населения в государствах Евросоюза и Еврозоны.

2. Казахстан имеет огромную территорию в 2,7 млн кв. км с плотностью населения чуть более 6 человек на кв. км. Основная часть наших сограждан занята в малоиндустриализованном сельском хозяйстве, основанном на домашних подворьях. Всем этим людям власть должна обеспечить реализацию их прав, а также доступ к основным достижениям современной цивилизации. Все это по мере возможностей делается.

Вероятно, можно вести разговор о степени эффективности государственной фискальной политики, о том, являются ли оптимальными пропорции между доходами, остающимися в распоряжении местных властей, с одной стороны, и идущими в центр - с другой, о прозрачности поступления доходов в Национальный фонд и деятельности институтов, которые управляют этими активами.

Возможность увеличения той части доходов, которая остается в распоряжении территорий, тоже вызывает много вопросов, главный из которых связан с коррупцией. То есть нужны механизмы эффективного контроля со стороны общественности за использованием средств налогоплательщиков.

При существующей сегодня системе финансовой и экономической статистики обеспечение такого контроля не представляется возможным. В какой другой стране государственная статистика подчинена тем органам, состояние которых она контролирует? Ведь у нас Минфин формирует статистику государственных финансов, Национальный банк - статистику финансовых институтов, Минэкономики - статистику экономики. В такой ситуации все показатели будут такими, какими пожелает их видеть существующая власть.

3. В принципе, я уже сказал об этом, отвечая на первый вопрос. Появления других регионов-доноров государственного бюджета Казахстана в ближайшие годы не предвидится.

Чрезмерное количество государственных программ и последующее предание их забвению приводят к распылению обобществленных средств и высасывают новые многомиллиардные средства на реализацию и последующее забвение вновь принимаемых программ.

Система межбюджетных отношений нуждается в реформировании

Жамиля Бопиева, доктор экономических наук, эксперт проекта Европейского союза "Региональное развитие Казахстана":

Согласно Закону о республиканском бюджете на 2015-2017 годы, бюджетные изъятия осуществляются из областных бюджетов и бюджетов города республиканского значения, а также столицы в республиканский бюджет на 2015 год в сумме 168 538 087 тысяч тенге, в том числе:

Атырауской - 60 683 258 тысяч тенге;

Мангистауской - 16 725 915 тысяч тенге;

города Алматы - 83 656 400 тысяч тенге;

города Астаны - 7 472 514 тысяч тенге.

Эта сумма составляет 2,5% от расходов республиканского бюджета на 2015 год (6 864 195 556 тыс. тенге). Кроме того, объем субвенций из республиканского бюджета в областные бюджеты на 2015 год составляет 904 371 171 тысяч тенге (что в 5,4 раза больше суммы бюджетных изъятий). А значит, некорректно говорить о том, что 4 региона кормят остальные 12. Если брать в расчет еще и объемы целевых трансфертов из республиканского бюджета, то можно сказать, что практически все местные бюджеты не являются самодостаточными.

Так, в ходе встречи с депутатами сената вице-министр финансов Руслан Даленов на примере бюджета 2013 года заявил, что 52% местных бюджетов формирует республиканская помощь. Другими словами, если сложить целевые трансферты и субвенции, то получится, что все регионы, кроме Атырауской области, являются дотационными. При этом замглавы Минфина заметил, что "даже Алматы где-то порядка 10-12 процентов получает помощь от республиканского бюджета. Расходы города формируются республиканским целевым трансфертом".

Таким образом, основная причина сложившихся перекосов в системе межбюджетных отношений кроется в высоком уровне централизации доходов бюджета.

По мнению известного казахстанского финансиста А. Зейнелгабдина, сегодня в республиканский бюджет полностью поступают корпоративный подоходный налог, налог на добавленную стоимость и таможенные платежи, составляющие в совокупности более 90% налоговых поступлений республиканского бюджета или 70% государственного бюджета. При этом налоговые поступления в доходах местных бюджетов составляют менее 40% и формируются в основном за счет индивидуального подоходного и социального налогов. Соответственно, сложившаяся система межбюджетных отношений формирует равнодушное отношение местных властей к сбору налогов от бизнес-сектора, поскольку они уходят в республиканский бюджет.

Выходом из создавшегося положения может стать передача части доходов, получаемых за счет корпоративного налога, на местный уровень (доходы от малого и среднего бизнеса). В настоящее время принципы такого подхода моделируются в Министерстве финансов.

Помимо чрезмерной централизации налогов, в современной системе межбюджетных отношений в Казахстане существует и множество других серьезных проблем. Так, передаваемые на места полномочия не сопровождаются адекватными финансовыми возможностями (пример - финансирование местного самоуправления на уровне сельских округов: на протяжении двух лет акимы сельских округов не могут использовать на практике законодательно закрепленные за ними платежи и сборы). Кроме того, нарекания вызывают непрозрачность механизма выделения целевых трансфертов из республиканского бюджета, несовершенство методологической базы и методического обеспечения для бюджетного планирования на местах.

В то же время отрадно, что эти вопросы активно обсуждаются в правительстве, парламенте и НПО. Поэтапное решение проблемы межбюджетных отношений предусматривается Концепцией новой бюджетной политики, принятой в 2013 году.

Если говорить об экономически самодостаточных регионах, то в первом приближении для их выявления можно взять показатель валового регионального продукта на душу населения и выбрать те регионы, для которых этот показатель выше среднереспубликанского уровня (в 2014-м - 2239,1 тыс.тг/чел). Согласно данному критерию, к этой группе можно отнести Актюбинскую (2266,6 тыс.тг /чел), Атыраускую (7001,3 тыс.тг/чел), Западно-Казахстанскую (3043,0 тыс.тг/чел), Мангистаускую (3717,8 тыс.тг/чел), Павлодарскую области (2342,0 тыс.тг/чел), а также города Астана (4722,3 тыс.тг/чел) и Алматы (5247,8 тыс.тг/чел).

Комментарии

Author зэврик
Редактировать / Удалить/ Цитировать
21-июл-2016, 16:45

абсолютно советская система НАЛОГОИЗЪЯТИЯ