Эффективная социальная политика помогает государству пережить любые кризисы. И, наоборот, часто эти самые кризисы становятся поводом для кардинальных социальных реформ. Не случайно глава государства Касым-Жомарт Токаев на фоне затянувшегося карантина, который серьезно пошатнул экономическое благополучие казахстанцев, выступил с Посланием народу Казахстана, в котором предложил внести ряд изменений в систему социальной защиты населения. О том, какие конкретно задачи стоят сегодня перед последней, мы попросили рассказать доктора социологических наук, профессора, член-корреспондента Национальной академии наук РК Лязат Нуркатову.
- Лязат Толегеновна, коронавирусный кризис усугубил множество социальных проблем. Понятно, что решить все и сразу невозможно. На чем следует сосредоточиться в первую очередь?
- Вопрос непростой, особенно когда пандемия грозит свести на нет все, что удалось добиться с момента определения 17 целей в области устойчивого развития ООН. Поэтому эксперты Организации призывают международное сообщество изменить подход к социально-экономическому развитию в «посткоронавирусную» эпоху с учетом повсеместной неопределенности.
Но самое тревожное, на мой взгляд, это стремительное падение доходов граждан. По прогнозам аналитиков, число людей, проживающих за чертой бедности, может увеличиться на сто миллионов человек по всему миру. И наша страна, конечно, не станет исключением. Это действительно серьезная угроза, и нам необходимо в срочном порядке выработать новые методы борьбы с ней, не ограничиваясь лишь назначением АСП и других видов матпомощи – они не решат проблему. Должна быть в целом усилена значимость социальной работы с населением.
- Какой, по-вашему, должна быть эффективная социальная работа?
- Социальная работа есть профессиональная деятельность, которая содействует людям в преодолении личностных и социальных трудностей (это не только сиделка или так называемый «работник по уходу за одиноким престарелым» из «собесовского» прошлого). В этой связи, на мой взгляд, прежде всего, необходимо повысить статус соцработника, престиж этой профессии, чтобы она была нацелена исключительно на высокое качество услуг. Во всем мире такой специалист весьма востребован – он помогает людям в трудных ситуациях, в предотвращении психологических рисков, выявляет причины уязвимости и способствует достижению благополучия каждого. Это и есть критерии эффективности социальной работы.
Одна из важных функций профессионала социальной работы заключается также в том, чтобы помогать людям избегать различных угроз современного мира, выстраивать траекторию своего жизненного пути, активизировать свои силы и ресурсы. Его усилия направлены как на повышение качества жизни отдельного человека, так и на достижение социального благополучия общества в целом.
Кстати, о необходимости разработки и принятия Социального Кодекса говорил президент Касым-Жомарт Токаев и даже давал соответствующие поручения. Считаю, что в рамках этого документа важно законодательно закрепить статус социального работника, причем в его адекватном понимании.
- Какие меры необходимо принять для улучшения социальной защищенности казахстанцев?
- Социальная защищенность достигается через баланс солидарности граждан и государства, общность их интересов. Это еще и залог кардинального улучшения качества жизни населения. А потому, прежде всего, гарантированные Конституцией социальные права граждан должны получить адресное, эффективное и незамедлительное решение. И делать это надо профессионально, без дилетантства и пустых обещаний!
Это в том числе вопросы сопровождения лиц с инвалидностью, обеспечение достойной старости, защита детства, противодействие семейно-бытовому насилию, профилактика разводов и т.д. В карантинный период данные проблемы еще более обозначили необходимость в новых подходах в обеспечении социальной безопасности населения РК.
С введением режима чрезвычайного положения в Казахстане президент предложил пакет мер по социальной поддержке населения. Речь шла о повышении пенсий, выплате пособий на время потери дохода, предоставлении отсрочки по кредитам, переносе сроков введения ОСМС, компенсации оплаты коммунальных услуг, представлении продуктовых наборов, надбавки работникам, которые участвуют в борьбе с распространением коронавируса. Несмотря на это, «вынужденный простой» во время пандемии обнажил тот факт, что до сих пор в Казахстане отсутствует адресность принимаемых решений.
К примеру, в рамках акции Biz birgemiz, инициированной Елбасы, многие граждане получили продуктовые корзины, а семьи с особенными детьми - материальную помощь. Но оказать своевременную поддержку уязвимым слоям населения удалось во многом благодаря вовлечению волонтеров и членов партии «Нур Отан»...
В целом меры, вызванные введением карантина, как и другие кризисные ситуации последних лет, в очередной раз показали уязвимость системы социальной защиты. Соцслужбы в Казахстане попросту не смогли скоординировать работу в межведомственных и междисциплинарных командах для установления и продвижения практики социального сопровождения семьи. Вот над чем стоит задуматься.
- Вы участвуете во внутрипартийных выборах партии «Нур Отан». Какие решения предлагаете в своей предвыборной программе для улучшения социальной политики в стране?
- Да, я решила принять участие в праймериз, провести «включенное наблюдение», понять, как я могу помочь стране и партии в разработке новых подходов в решении социальных проблем. Начнем с того, что в нашей стране сформирована модель межведомственного электронного взаимодействия, фронт- и бэк-офисы, ЦОНы по принципу «одного окна». А в социальной сфере (именно в работе с человеком) нужно выстроить еще и новый формат госменеджмента, сотрудничества всех специалистов с правильным перенаправлением и оказанием социальных услуг.
Сейчас, я бы сказала, произошла подмена принципа «одного окна» принципом «одной двери». Яркий тому пример - центр поддержки института семьи «Жанұя» в Нур-Султане. На практике это выражается в том, что услуги оказывают не сотрудники данной социальной службы, а прикомандированные представители акимата, располагающиеся в помещении данного центра. Такой подход дискредитирует саму идею интегрированных социальных услуг.
Что конкретного предлагаю я? Трансформировать центр занятости в агентство по сопровождению семьи. При этом изменить требования к работе консультантов и ассистентов в столичном центре занятости. Содействие занятости - это всего лишь одна услуга, тогда как семья нуждается в комплексном решении проблем. Ведь есть семьи с пожилыми родственниками, людьми, имеющими проблемы со здоровьем или законом, жертвы домашнего насилия, дети с инвалидностью и т.д. Вот и ходят они по управлениям акимата (соцзащиты, горздрава, образования, охраны правопорядка) в поисках справедливости.
В народе говорят: «У семи нянек дитя без глазу». Так и у нас с социальной защитой населения. Взять, к примеру, адресную социальную помощь, которая была внедрена в 2018 году для развития комплексной социальной работы с малообеспеченными семьями. Что мы видим? Практически реализация данного механизма свелась только к мониторингу за выполнением получателями АСП обязательств по участию в мерах содействия занятости…
Считаю, что фрагментарность услуг для семьи пора исключать! Тем более что численность населения год из года увеличивается, а это приводит к еще большему спросу на качественные социальные услуги и расширение их перечня.
- В социальных сетях сейчас в онлайн режиме идут дебаты. Расскажите об этом подробнее. На самом деле тематику дискуссий определяли по жеребьевке?
- Да, так и есть. Мне, к примеру, выпала тема: «дезинфекция, дератизация и ветеринарная служба». Сначала я была немного обескуражена, но, взяв себя в руки, решила сосредоточиться на главном. Все-таки я - «социальщик», и для меня важно все, что касается благополучия людей наших городов и сел.
Я провела экспертный опрос среди специалистов по данным тематикам, а также проанализировала отзывы в соцсетях о 29 ветеринарных клиниках Нур-Султана. В итоге пришла к выводу, что профессионализм кадров и есть главный фактор качества предоставляемых услуг в этих сферах. Вспомните слова из басни И.А. Крылова: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник…». Так и у нас. Мы ищем помощи, и каждый раз наталкиваемся на однодневные сайты с рекламой организаций, проводящие дезинфекцию, дезинсекцию, но не имеющих лабораторий, складских помещений и главное – специалиста-дезинфекциониста.
Одна из причин кроется в том, что к специалистам, работающих в сфере дезинфекции, нет требований. Другая - в связи с внесением изменений в Закон «о разрешениях и уведомлениях» дезинфекционная деятельность в РК не лицензируется. Стоит ли после этого удивляться тому, что борьба в столице с комарами и клопами, переносчиками трансмиссивных инфекций не дает положительных результатов. Или тому, что в Мангистауской области в результате бесконтрольного применения фумиганта стали жертвами женщина и ребенок. Именно халатность приводит к росту смертности в результате бесконтрольного использования ядохимикатов. О чем говорить, если сами ядоприманки и химикаты продаются на центральных рынках без паспорта продукта и разрешения на продажу? Как пример - препарат «Палач», от которого уже умирали люди.
Борьба с грызунами тоже не утешительна. Если государственным объектам регламентированы услуги дезинфекционных организаций, то к частным организациям требования по проведению профилактической дератизации не предъявляются. Вот и получается, что в целях экономии те же кафе и рестораны покупают препарат для дератизации в чистом виде, но не знают, как использовать его. В итоге численность грызунов не сокращается, а, наоборот, растет. Яркий пример - Акмолинская область, которая является природным очагом таких особо опасных инфекций как клещевой энцефалит, сибирская язва, а также некоторых паразитарных заболеваний.
Что касается ветеринарной службы, то я в частности затронула вопрос о бродячих собаках. В прошлом году на Фейсбуке я писала пост «Собака бывает кусачей…». Так, по статистике 44% жителей Алматинского района Нур-Султана пострадали от укусов собак, тогда как в районе Есиль -11%. Комментарии, как говорится, тут излишне…
Мои предложения: внести дополнения в Закон «О лицензировании и разрешениях», в частности об обязательной проверке и контроле за деятельностью организаций, занимающихся дезинфекционной деятельности. Проводить оценку качества дезинфекционных услуг и анализ удовлетворенности ими. Открывать ветеринарные клиники и дезостанции в жилых массивах.
- Вы руководите управлением анализа и методического обеспечения в Казахстанском институте общественного развития Рухани Жаңғыру. Как известно, в этой программе мощная социальная составляющая. На ваш взгляд, как изменилось понимание модернизации общественного сознания в указанном направлении за те четыре года, что она существует?
- Да, действительно, в программе «Рухани жаңғыру» заложена реалистичная расстановка приоритетов в сторону образования, здорового образа жизни, профессионального успеха. Я рекомендую всем прочесть ее еще раз. Интересно, что она была разработана с форсайтным сценарием, то есть на опережение.
Так, первый президент Казахстана именно образование определяет как «фундаментальный фактор успеха, национальный приоритет номер один». В данном направлении духовной модернизации стратегически актуализируется развитие флексибильности казахстанцев к смене профессии, мотивации к обучению в течение всей жизни. Я, как ректор вуза в недавнем прошлом, скажу, что это должно быть не банальное коллекционирование дипломов об образовании и свидетельств о повышении квалификации, а целевое компетентностно-ориентированное развитие, направленное на реальную профессиональную пригодность и фактическое трудоустройство там, где это нужно стране.
В трудах, посвященных социальной модернизации, Нурсултан Назарбаев указывает на то, что «население не всегда готово к такому обновлению, повышению своей квалификации или овладению новой профессией. Если мы хотим стать конкурентной нацией, то такую потребительскую, иждивенческую психологию требуется изживать. Надо осваивать новую квалификацию и стремиться туда, где есть работа. Такая повсеместная практика применяется в Европе, Америке, Азии».
Важнейший стратегический приоритет и генеральная цель всех модернизационных преобразований в стране – процветание и благополучие нации. На этот путь нас может поставить только эволюционное, а не революционное развитие. Именно на это нацеливает нас Елбасы. Этот мощнейший по внутренней миротворческой составляющей и фундаментальный внутриполитический тезис выступает платформой национальной безопасности и благополучия в целом.
Очевидно, что абсолютным индикаторным вектором в генезисе дихотомии «эволюционное–революционное» является эффективность прикладных практик, гражданских инициатив, управленческих и административных технологий, осуществляющихся в сфере социальной защиты и социальной безопасности. «Там, где дело касается жизни и благополучия казахстанцев, нужна активная и понятная социальная политика», - отмечает Нурсултан Назарбаев. В данном контексте важно подчеркнуть, что своевременное выявление и решение социальных проблем, которые входят в круг задач социальной работы, является важным превентивным ресурсом социальной модернизации и ключевой технологией эволюционного развития общества, включая и формирование личностных ориентиров.
На приеме у президента 22 сентября госсекретарь Крымбек Кушербаев доложил о необходимости продолжения «Рухани жаңғыру» в качестве программы национального возрождения. Возрождение, восстановление прежнего социального благополучия казахстанского населения в постковидный период крайне важно не только с позиции сохранения прежнего уровня доходов, но и повышения индекса человеческого развития в целом. Социальная модернизация, по сути, является неотъемлемой частью модернизации духовной.
- Спасибо за интервью. Желаем вам удачи на предстоящих внутрипартийных выборах!