ВТОРНИК, 29 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА
3829 22-07-2020, 13:28

Дистанционное обучение: перестройка «на марше» и с заглядом в будущее


Чуть больше месяца остается до начала нового учебного года. И наверняка 1 сентября казахстанские школьники соберутся не в классах, а у домашних компьютеров и телевизоров. Как сообщил недавно министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов, начать учебный год планируется в дистанционном формате, а исключение может быть сделано лишь для малокомплектных школ в отдаленных сельских населенных пунктах. Такое решение принято по рекомендации Минздрава с целью избежать все еще существующей угрозы распространения коронавирусной инфекции.

Определенный опыт обучения в таком формате отечественная система среднего образования уже накопила – как известно, вся последняя четверть минувшего учебного года прошла именно в дистанционном режиме. Переходить на него пришлось в условиях временного цейтнота, форсированно, а перестройка «на ходу» априори не может быть беспроблемной. И один из важных выводов, который был сделан на основе анализа полученного тогда опыта, заключался в необходимости законодательного и нормативного регулирования данного формата обучения. Когда глава МОН заявил об этом, некоторые представители педагогической общественности, неверно интерпретировав его слова, начали было собирать подписи под петицией против такого шага. Но министр успокоил их, объяснив, что «дистанционка» рассматривается лишь как запасной вариант, а в качестве главного (и при этом наиболее эффективного) продолжает рассматриваться традиционное «очное» обучение в школьных классах.

Кстати, весной, когда на мир обрушилась пандемия, подавляющее большинство стран (191 из немногим более двухсот, признанных ООН) было вынуждено временно перейти на дистанционный формат проведения занятий со школьниками. И, судя по тому, что во многих частях планеты победить опасный вирус пока не удается, такая практика некоторое время еще будет сохраняться. А значит, перед всеми государствами стоит задача, связанная с совершенствованием этой системы обучения, дабы не пострадали уровень и качество знаний, получаемых детьми. Кроме того, по утверждениям экспертов, дистанционное обучение следует рассматривать не только как альтернативу традиционному при наступлении форс-мажорных обстоятельств (что происходит сегодня) или в тех случаях, когда отдельные учащиеся в силу тех или иных причин не могут посещать школы. Оно может быть использовано и как дополнительный вариант получения качественного образования.

Например, в какой-то школе работает учитель математики, обладающий особым даром преподавать свой предмет или применяющий новаторские подходы к обучению детей. Благодаря «дистанционке» возможность видеть и слушать его уроки могут получить учащиеся из многих других школ. Или, допустим, тот же учитель решит сам проводить онлайн-уроки для школьников по всей стране, при этом установив небольшую, вполне подъемную для родителей, плату.  Польза обоюдная. Но такие моменты необходимо прописать в законодательстве, или, иначе говоря, подобная деятельность должна быть введена в правовое поле.

Кроме того, нужно понимать, что «дистанционка» предполагает иные, отличные от тех, которые применяются при традиционном обучении, методики преподавания, учебники и учебные пособия. Необходимо создавать соответствующий цифровой контент, цифровые образовательные ресурсы. И тут большой фронт работы для госорганов, отвечающих за данную сферу, самих школ, научных организаций, бизнеса. Но опять же все это требует законодательного регулирования с максимальным учетом государственных и национальных интересов, чтобы участники «рынка» четко представляли себе, что можно делать, а что нельзя, какие у них здесь имеются права и полномочия.

Надо сказать, что МОН, ученые и специалисты, занятые в сферах образования и IT-технологий, а также педагогическая общественность Казахстана стремятся нащупать то, что наиболее приемлемо и способно дать максимальный эффект в условиях нашей страны. В частности, очень интересной и содержательной получилась длившаяся почти два часа дискуссия с участием главы МОН Асхата Аймагамбетова, советника главы государства по вопросам цифровизации и инновационных технологий Багдата Мусина (совсем недавно он назначен первым вице-министром цифрового развития), президента Интернет-ассоциации Казахстана Шавката Сабирова, руководителя образовательных программ BTS Digital Саясата Нурбека и других известных экспертов. В ходе обсуждения были подняты и рассмотрены самые разные проблемы: современное состояние и пути повышения цифровой грамотности как школьников, так и учителей, что является базовым условием успешного внедрения дистанционных форм обучения; создание в Казахстане качественной инфраструктуры такого формата преподавания и получения знаний; возможности использования в этой работе потенциала, заложенного в механизме государственно-частного партнерства (это позволит снизить нагрузку на госбюджет за счет привлечения частных инвестиций); пересмотр учебных программ с учетом тех преимуществ, которые дает «цифра», и т.д.

Логическим продолжением развития «дистанционки» должно стать внедрение элементов онлайн-обучения, то есть переход к более тесной коммуникации между учителями и учащимися, – это когда можно в режиме реального времени задавать педагогу вопросы и получать ответы, общаться с одноклассниками, обсуждая с ними тему урока, и т.д.

Впрочем, это как бы загляд в будущее, пусть и в недалекое. А сегодня, когда близится начало нового учебного года, стоит поговорить о задачах оперативного характера. Прежде всего, необходимо помочь школьным педагогам повысить их компетенции в плане более качественного освоения специфики данного формата обучения. В этой связи по инициативе Министерства образования и науки при активном участии АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» на днях был запущен адресованный всем казахстанским учителям (а их в общей сложности насчитывается более трехсот тысяч) бесплатный онлайн-курс «Учусь учить дистанционно».

Его содержание включает в себя пять модулей: «Особенности дистанционного обучения в общеобразовательных школах»; «Вовлечение учащихся в учебный процесс»; «Инструменты и сервисы информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)»; «Педагогическая поддержка родителей»; «Профессиональное сотрудничество». Курс рассчитан на 40 академических часов, и его слушателем может стать любой из школьных учителей, работающих в нашей республике. Они получат знания о ключевых понятиях и возможностях ИКТ, о работе с Интернет-сервисами, а также практические навыки, касающиеся планирования и трансляции видео-уроков, оценивания знаний учащихся и т.д.

Кстати, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», идя в авангарде среднего образования в Казахстане, уделяет вопросам организации дистанционного обучения повышенное внимание. Например, по окончании минувшего учебного года оно инициировало обсуждение данной темы на республиканском семинаре-совещание, которое, правда, по вполне понятным причинам пришлось провести в онлайн-режиме. К участию в нем в роли экспертов были привлечены специалисты по дистанционному обучению не только из нашей страны, но и из России, Эстонии. Они с разных точек зрения проанализировали то, что удалось и что не удалось в весенний период, когда учащихся школ в экстренном порядке пришлось перевести на «дистанционку», поделились своими предложениями и рекомендациями относительно путей устранения выявленных недостатков. Эксперты и учителя-практики из общеобразовательных школ Казахстана поделились своими соображениями о том, как в условиях дистанционного обучения сохранить, а в идеале усилить концентрацию внимания школьников на изучаемой теме, обеспечить тесное взаимодействие между ними и педагогом, повысить ответственность родителей за то, чтобы их дети в ситуации, когда контроль со стороны учителей вынужденно ослаблен, стремились максимально полно освоить учебную программу.

Продолжая разговор о ходе подготовки к новому учебному году с учетом новых реалий, следует сказать и о том, что специалисты, привлеченные в летние месяцы Министерством образования и науки, провели большую работу над модернизацией Интернет-платформ, которые будут использоваться для проведения уроков в виртуальном режиме. С учетом мнений и предложений, высказанных учителями-практиками по итогам заключительной четверти минувшего года, подготовлены учебные материалы по всем школьным предметам, которые рассчитаны на полугодие. Да, пока планируется проводить занятия дистанционно только в первой четверти, но сегодня еще никто не знает, какой будет эпидемиологическая обстановка в ноябре-декабре, и потому на всякий случай необходимые материалы на вторую четверть решено разработать загодя, чтобы не угодить во временной цейтнот.

Готовятся к новому учебному году и различные технические службы, от которых тоже зависит очень многое. Ведь крайне важно обеспечить бесперебойную и качественную работу Интернета, различных платформ, используемых в образовательных целях, чтобы они были способны выдержать даже пиковые нагрузки. Будем надеяться, что уроки апреля будут максимально учтены специалистами этих служб.

Свой круг полномочий и ответственности у органов исполнительной власти на местах. Прежде всего, они должны получить максимально полную и точную информацию об обеспеченности школьников, живущих на вверенных им территориях, компьютерами, а также о наличии у них доступа в Интернет. И работа в этом направлении уже ведется. Разумеется, особое внимание уделяется малообеспеченным и многодетным семьям. В апреле нескольким сотням тысяч учащихся по всему Казахстану за счет государства были выделены компьютеры. Но с тех пор количество семей, нуждающихся в помощи, наверняка увеличилось – ограничения (в том числе на предпринимательскую деятельность), вызванные введением карантинного режима, не могли не оказать негативного влияния на уровень доходов населения. И очень важно оказать школьникам из таких семей поддержку, чтобы они не отстали от своих одноклассников в освоении учебной программы и получили полноценные знания…

Комментарии