По прогнозам специалистов, мир еще не скоро оправится от пандемии коронавируса. Но те государства, которые своевременно приняли ограничительные меры, сегодня уже начали постепенно смягчать их и выходить из карантина – в отличие от тех, кто недооценил риски и тем самым усугубил ситуацию. К счастью, Казахстан оказался в первой группе, и, скорее всего, уже 11 мая в стране будет отменен режим ЧП, длившийся почти два месяца. А это, как нам кажется, хороший повод подвести промежуточные итоги. Насколько успешно власть и общество выдержали испытание? Какие новые качества мы обнаружили в себе за этот период? И сумели ли мы выработать «иммунитет» против новых подобных угроз?
Нурлан Аселкан, главный редактор журнала «Космические исследования и технологии»:
«Мы увидели сущность и лидеров, и политиков, и самого населения»
- Как бы вы оценили действия власти и поведение населения в этот период? Насколько они были ответственными и адекватными?
- Сразу скажу, что я не специалист в области медицины и эпидемиологии. Мои оценки – это оценки простого гражданина, который находился в гуще карантина и делал для себя соответствующие выводы.
Действия властей, если говорить конкретно о президентской вертикали, я бы оценил на твердую пятерку. Они были оперативными, организованными, последовательными, требовательными и порой даже жесткими, что в сложившейся ситуации было вполне уместно. Поначалу введение режима ЧП, а следом и карантина, блокирование двух крупнейших городов вызвали у населения оторопь, удивление, неверие в то, что мы справимся. Но постепенно люди стали понимать, что при всех своих недостатках власть сумела адекватно оценить угрозу, выработать план действий и неуклонно его реализовывать.
Я, разумеется, не имею в виду отдельные низовые органы, медиков, силовые структуры, которые допускали ошибки в своей работе. Но если оценивать в целом, то считаю, что нам удалось выполнить поставленные задачи и тем самым избежать всплеска пандемии в регионах страны. Страшно даже представить последствия, с которыми бы нам пришлось столкнуться, не заблокируй мы оперативно Нур-Султан и Алматы, откуда осуществляется выход Казахстана в мировое пространство и куда съезжается огромное количество туристов, деловых людей. Яркий пример того, чем обернулось запоздание, – соседняя Россия. Если бы ее власти своевременно ввели карантинные меры в Москве и отделили столицу от остальных регионов РФ, то ситуация с расползанием инфекции по стране, уверен, не была бы столь плачевной, как сейчас.
Что касается поведения населения, то в кризисный период оно тоже в основном было на высоте. В большинстве своем граждане достаточно быстро и серьезно прониклись опасностью коронавируса и в целом дисциплинированно выполняли указания властей и медиков. Как только был введен режим ограничения передвижения, дворы и улицы буквально вымерли, общественный транспорт ходил практически пустой, а отдельные пешеходы выглядели даже как-то нелепо. Из всего этого можно сделать вывод, что в нашем обществе все-таки есть определенное понимание значения государственности, что оно может действовать по неким заданным сверху правилам игры, необходимость которых очевидна. Я бы даже сказал, что людям понравилось жить в государстве, которое в кои-то веки действует разумно, предсказуемо, не скрывает проблем, не питает иллюзий и т.д.
Президент Токаев считается человеком достаточно закрытым, непубличным, нехаризматичным. Его выходы в прямой эфир не были, скажем так, наполнены страстями. Однако многие и в Казахстане, и за его пределами отдали должное ясным, четким оценкам ситуации, прозвучавшим из уст главы государства. Вспомните его слова: «лучше горькая правда, чем сладкая ложь», «нас ждут тяжелые времена», «может возникнуть ситуация, когда не только малый и средний бизнес, но и вся экономика будет второстепенной проблемой». Особенно врезался в память его ответ на предложение поддерживать предприятия, а не людей – «без населения нет экономики»!
В целом все эти события сорвали маски с людей, мы увидели сущность и лидеров, и политиков, и самого населения…
- Но, наверное, далеко не все было гладко... Какие уроки нам следовало бы извлечь из этого опыта?
- Действительно, несмотря на решительные и грамотные действия властей, на среднем и низовом уровнях исполнение поручений президента часто хромало. Мы столкнулись с некомпетентностью и безответственностью работников многих сфер, а также с их стремлением погреть руки на проблемах и трудностях людей. Достаточно вспомнить, как велась работа на блокпостах - за определенную мзду граждане могли спокойно проехать или пройти мимо них. Были даже вопиющие случаи, когда сами представители силовых структур устраивали развлекательные катания, демонстративно нарушая установленный режим.
Надо понимать, что государство не может сделать нас лучше, чем мы есть на самом деле. Спекуляции масками и антисептиками, приписки с целью получить премиальные выплаты - все это делаем мы сами.
Изрядно подпортила картину и история с выплатой социальной помощи «42500»: в течение двух-трех недель Минтруда выдавало противоречивые заявления, тем самым просто дезориентировав население. Или вспомните скандал с массовым заражением алматинских медиков – возможно, не будь его, ситуацию с распространением инфекции удалось бы стабилизировать на несколько недель раньше. Президент поручил провести расследование, но уже сегодня очевидно, что там было не просто нарушение каких-то технических нормативов - налицо безответственность, халатность. Однако руководители соответствующих городских и республиканских медицинских структур продолжают прикрываться разными заявлениями в СМИ, пытаясь переложить вину друг на друга.
Ошибки и проблемы можно перечислять долго. Соответственно и уроков придется извлечь много. Но зато мы поняли, что эти испытания нам по силам и что мы не развалимся от первого же кризиса. Мы осознали, что у нас вполне адекватное население, которое при уважительном к себе отношении, нормальном разъяснении ситуации способно действовать ответственно и разумно.
А еще всем стало абсолютно ясно, что надо срочно менять всю эту устоявшуюся коррумпированную и где-то абсолютно безответственную систему поведения наших крупных структур, госорганов. Убаюканные наличием у нас сырьевых ресурсов (век которых недолог), мы ведь даже не задумывались о подобных бедах, о вероятности кризисных ситуаций. Культ наживы, поиск теплых мест, мечтания о богатом ничегонеделании привели к забвению образования, науки, в целом профессионализма. Как мы во всем этом сейчас нуждаемся!
- Стоит ли продлевать действие режима ЧП, если учесть, что прирост зараженных остается довольно значительным?
- Не будучи специалистом, я не смею влезать в поле деятельности тех руководителей, которые наделены полномочиями принимать решения в этой области. Могу лишь предположить, что даже если действие ЧП будет отменено, сам карантинный режим стоит сохранить – по крайней мере, в отдельных регионах. И особенно осторожно нужно отнестись к открытию больших городов, к возобновлению межрегиональных перевозок. Все-таки одна из составляющих успеха нашей борьбы с пандемией заключалась именно в прекращении людских потоков между кризисными регионами.
Хочу подытожить. Власти сделали два фундаментальных шага: первый – ввели жесткий карантин в двух главных городах и в ряде регионов; второй – реализовали программу социальной помощи населению. Сейчас делается следующее: постепенно снимаются ограничения, а заодно проводится массовое, агрессивное тестирование на COVID-19 с последующим выявлением носителей инфекции и их изоляцией. Если государству удастся найти правильный механизм финансовой поддержки, сделать тесты бесплатными и доступными, то это станет решающим шагом и позволит стране быстрее справиться с инфекцией. По такому стратегическому пути, к слову, пошли Южная Корея и ряд европейских стран, которые первыми продемонстрировали надежду на успех. И раз уж Казахстан так хорошо проявил себя в начале кризиса и в его середине, то хотелось бы, чтобы он до конца держал марку.
Дастан Ельдесов, публицист:
«Вместо чиновников и имамов должны прийти специалисты, ученые, практики»
- Власти продемонстрировали, что умеют вводить ЧП и даже выполнять намеченные в его рамках задачи. Но смысла в продлении режима ограничений я не вижу. Объясню, почему.
На протяжении трех десятков лет мы в Казахстане строили мечети, рестораны, торгово-развлекательные и бизнес-центры, продавали сырье, но при этом не развивали собственное производство (промышленность и сельское хозяйство), медицину, науку, образование. В итоге оказались у разбитого корыта. И именно эпидемия COVID-19 высветила все наши недостатки, заодно преподнеся множество уроков.
Отчетливее всего мы увидели слабость, беспомощность отечественной медицины. И речь идет не столько о большом количестве зараженных вирусом медработников, сколько о нехватке самих медицинских учреждений, отсутствии собственного производства средств биологической защиты, предметов первой необходимости, медицинского оборудования (тепловизоров, аппаратов ИВЛ), лекарственных препаратов, тестов, вакцин и т.д. Не говоря уже о дефиците компетентных эпидемиологов, врачей, вирусологов и в целом об утрате потенциала санитарно-эпидемиологической службы.
Все это результат того, что многие известные с советских времен медицинские НИИ либо закрылись, либо еле держатся на плаву, а былая система подготовки квалифицированных врачей в медвузах и вовсе приказала долго жить. Достаточно вспомнить, как в 2015 году был осужден ректор старейшего в стране КНМУ им. С.Д. Асфендиярова, а студенты жаловались на низкое качество обучения, плохие условия в общежитиях, коррупцию...
Плюс высветилась абсолютная неготовность специальных служб к «биологической войне». Очевидно, что в любой стране должны быть свои структуры, отвечающие за безопасность населения и государства. А где наши военные биологи и врачи, войска радиационной, химической и биологической защиты?
Как следствие, Казахстан был вынужден принимать и даже просить гуманитарную и медицинскую помощь в виде тех же препаратов, тестов, аппаратов ИВЛ, масок и т.д. Причем, на мой взгляд, как бы мы ни нуждались в ней, делать это во время карантина не следовало, поскольку они могли быть бракованными или просроченными, а еще хуже – нести в себе вирусы. Риск был слишком велик. Кстати, такие случаи уже имели место. Например, летом 2018 года в Китае разразился вакцинный скандал - крупнейшая компания Changsheng Bio-Technology не только выпустила более 200 тысяч некачественных вакцин и фальсифицировала данные об их производстве, но и успела ввести их сотням тысяч детей...
Какой из всего этого вывод? Вместо религии надо было поднимать медицину, науку, образование, сельское хозяйство – в них спасение человечества. Не чиновники и священнослужители, а медики, эпидемиологи, ученые выходят на первый план в «вирусную» эпоху.
Что делать? Тех, кто развалил сферы жизнеобеспечения, нужно менять компетентными специалистами, учеными, практиками. А для этого мы должны восстановить в прежнем статусе Академию наук, медицинские НИИ, санитарно-эпидемиологическую и ветеринарную службы, опытные сельскохозяйственные станции, СПТУ, отгонное животноводство, пастбища, колхозы, предприятия типа АХБК, АЗТМ, обувной фабрики «Жетысу», Павлодарского тракторного завода и др. Вот что должно быть сейчас в приоритете! Но реализовать это нереально до тех пор, пока расходы на науку будут оставаться на уровне сегодняшних 0,13-0,17% от ВВП, что даже ниже, чем в некоторых африканских странах!
Отдельно хотел бы остановиться на теме обязательной вакцинации, в том числе и от КВИ, которая сейчас активно муссируется в обществе. На мой взгляд, это инфодемия. Зачем из-за 30 умерших вакцинировать все население, в том числе и здоровых? Нельзя этого допустить! К тому же создание вакцины от коронавируса под большим вопросом из-за его мутаций.
Что касается поведения граждан, то очень надеюсь, что вспышка COVID-19 заставит их более ответственно относиться к своему здоровью, отучит плеваться, бросать окурки и мусорить. Ведь сейчас у нас даже молодые плюются на улице, и непонятно от чего: от бронхита, нечистоплотности или наплевательского (и в прямом, и в переносном смысле этого слова) отношения к себе и к окружающим? Курильщики бросают окурки, где придется. Собак выгуливают без пакетов и совков. Люди едут отдыхать на природу, но возле рек, озер, на горных перевалах оставляют после себя «свалки воспоминаний». Вдоль автомобильных и железных дорог лежат горы мусора. Добавьте к этому многочисленные городские свалки, и картина предстанет совсем сюрреалистичная – одни отходы жизнедеятельности из прошлого и никакой переработки их в настоящем.
Уборка и дезинфекция улиц, дворов, подъездов, транспорта и т.д. – это, конечно, здорово, и мы должны постараться максимально сохранить этот опыт после карантина. Но борьба за чистоту, я считаю, должна вестись более глобально, тем более что Казахстан – один из мировых лидеров по количеству мусора.
Еще два года назад я предлагал в качестве национальной идеи «чистоту» на основе японского опыта реального изменения отношения человека к себе, близким, обществу, природе, труду и т.д. А сегодня этот вопрос в повестку дня вносит пандемия коронавируса.
Как известно, японцы любят стерильную чистоту. Речь идет о целой культуре, которая заложена в них с детства. Она во всем и повсюду – дома, на улице, на работе, природе. Это чистота физическая и чистота духовная. С ее помощью детей приучают к труду и ответственности – это стержень, на котором будет держаться их взрослая жизнь. Не случайно Япония оказалась готовой к COVID-19 и остается островком безопасности в море пандемии. Там умеют мыть руки, не трогают руками лицо, не приветствуют друг друга рукопожатием, не обнимаются, часто делают влажную уборку, тротуары, улицы моют шампунем и т.д. Нам до их уровня, конечно, далеко, но опыт пребывания в режиме карантина дал нам хороший задел на будущее.