В уходящем году не проводилось ни Олимпийских, ни Азиатских игр, но зато почти во всех видах спорта состоялись чемпионаты мира. И в основном именно с ними связано большинство событий, которые вызвали общественный резонанс. Итак, чем запомнится казахстанским болельщикам 2019-й, о ком мы говорили с восхищением, кто, напротив, не оправдал надежд, а то и вовсе оскандалился?
Главная героиня
Почему не герой, а героиня? Тем более что среди тех, кто в 2019-м завоевал медали мировых первенств, было несколько парней – боксеры (один из них даже стал чемпионом), борцы, дзюдоист… Но награды в единоборствах для нас уже привычны, к тому же, например, в борьбе казахстанцы снова остались без «золота», хотя ЧМ проходил в Нур-Султане, в боксе мы снова проиграли командный зачет соседям-узбекам, да и уровень международной конкуренции на любительском ринге сегодня, прямо скажем, невысок.
А вот в зимних видах спорта нашим соотечественникам куда сложнее подняться на пьедестал почета чемпионата мира, и каждый такой случай – большое событие. Поэтому «золото» могулистки Юлии Галышевой и «серебро» фигуристки Элизабет Турсынбаевой стоят особняком. Причем если от первой мы ждали чего-то подобного, поскольку она уже давно входит в мировую элиту, то вторая стала автором настоящей сенсации.
В 21-м веке представительницы лишь семи стран становились призерами мировых первенств (они проводятся ежегодно) в женском одиночном катании. Это Россия, Япония, США, Канада, Южная Корея, Италия и Финляндия – либо самые богатые, либо наиболее мощные в спортивном плане державы. Благодаря Элизабет в этот очень узкий круг теперь вошел и Казахстан. А еще она стала первой в истории фигуристкой, которая на взрослом ЧМ успешно выполнила прыжок в четыре оборота.
Добиться аналогичного успеха теперь ей будет крайне трудно. Ведь осенью на взрослых соревнованиях дебютировали сразу три талантливейшие российские фигуристки, которые, как и Элизабет, занимаются у Этери Тутберидзе. Одна из них выполняет в произвольной программе сразу пять четверных прыжков (даже среди мужчин на это способны единицы), другая – три, а третья сочетает высокий уровень сложности с редкой для столь юного возраста выразительностью. Эта троица в нынешнем зимнем сезоне переписала все мировые рекорды, а в финале «Гран-при» не оставила никаких шансов действующей олимпийской чемпионке и победительнице последнего ЧМ Алине Загитовой, которая, поняв, что не в состоянии конкурировать с 15-летними вундеркиндами, взяла тайм-аут в соревнованиях. Турсынбаева же из-за травмы пропустила этапы «Гран-при», и пока неизвестно, что она сможет противопоставить «новой волне» после своего возвращения на лед.
Шахматный прорыв
Динара Садуакасова, которой недавно исполнилось 23 года, тоже добилась исторического для Казахстана достижения – ворвалась в «топ-10» женского рейтинга Международной федерации шахмат (FIDE). Официально это произойдет в первый день нового года, поскольку рейтинг обновляется раз в месяц, но ресурс 2700chess.com, отслеживающий изменения в «режиме реального времени», уже отвел Динаре 9-ю позицию. Выше нее располагаются только две китаянки, две россиянки, две украинки, индианка и представительница Литвы. Чтобы понять значимость этого успеха, достаточно привести две цифры: ежегодно в различных соревнованиях по всему миру участвуют более полумиллиарда шахматистов, из которых свыше 200 миллионов – представительницы прекрасной половины человечества. То есть, несмотря на свой неолимпийский статус, этот вид спорта является одним из самых популярных в мире – с точки зрения и географии распространения, и количества занимающихся.
Еще в феврале нынешнего года Садуакасова с индивидуальным коэффициентом 2462 была в рейтинге 22-й, а летом и в начале осени занимала места в конце второй десятки – начале третьей. Но в октябре она отлично выступила на открытом супертурнире FIDE Grand Swiss. В 11 партиях с мужчинами-гроссмейстерами, половина которых входит в первую сотню мужского рейтинга FIDE, Динара набрала 5,5 очка, тем самым добившись 50-процентного показателя. Благодаря этому результату она впервые довела свой индивидуальный коэффициент до важной отметки 2500 и поднялась сразу на 11-ю позицию женского рейтинга. А после декабрьского турнира в Исландии, где наша шахматистка снова сражалась за доской с мужчинами, ее коэффициент вырос до 2518, что и позволило ей стать 9-й в мире.
Сплошные разочарования
Провальным выдался уходящий год для казахстанских штангистов. Еще недавно они были главными в нашей стране добытчиками медалей Олимпиад (большинство которых, правда, потом пришлось вернуть из-за допингового скандала) и мировых первенств, а теперь даже вчерашние лидеры национальной сборной катастрофически много проигрывают основным конкурентам. И если неудачу на ЧМ-2018 тренерский штаб пытался оправдать годичным простоем из-за санкций, наложенных международной федерацией (IWF), то результаты, показанные в 2019-м, только подтверждают наличие серьезнейшего кризиса, в котором оказалась отечественная тяжелая атлетика.
Например, некогда непобедимый Илья Ильин на чемпионате Азии стал 5-м, а на мировом первенстве – лишь 13-м. Приняв участие в нескольких турнирах, он ни на одном из них не смог поднять в сумме больше 365 кг, хотя его личный рекорд практически в этой же весовой категории (раньше до 94 кг, сейчас до 96 кг) почти на полцентнера выше. И примерно столько же Ильин проигрывал сильнейшим в своем весе.
Аналогичная ситуация и с действующим олимпийским чемпионом Ниджатом Рахимовым, бронзовым призером ОИ-2016 Денисом Улановым: недавние «звезды» теперь показывают результаты на уровне заурядных середнячков. Титулованная Зульфия Чиншанло и на мировом первенстве, и на континентальном стала 4-й, но в обоих случаях набирала слишком маленькую для себя сумму.
По итогам ЧМ единственную медаль, серебряную, нашей стране принес дебютант взрослой сборной Игорь Сон. Впрочем, он выступал в неолимпийской категории до 55 кг, а чтобы претендовать на что-то серьезное в следующем весе (до 61 кг), ему надо поднимать в сумме на 25-30 килограммов больше. А для «мухачей» это очень много…
Возрождение надежд
Сейчас уже мало кто помнит об этом, но одним из тех видов спорта, в которых были завоеваны первые в истории независимого Казахстана медали чемпионатов мира, стала стрельба из лука. И до начала 21-го века наши лучники достойно представляли страну на крупнейших международных соревнованиях. Но потом наступил затяжной спад. Первые признаки выхода из кризиса появились два года назад. А в нынешнем сезоне мужская команда добилась по-настоящему большого успеха: на мировом первенстве она (за нее выступали Денис Ганькин, Санжар Мусаев и Ильфат Абдуллин), разгромив со счетом 6:0 серебряных призеров последней Олимпиады американцев, пробилась в четвертьфинал и заняла итоговое 6-е место. Таким образом, она стала одной из восьми команд, добившихся права поехать на летние Игры 2020-го полным составом. Последний раз подобный успех случился двадцать лет назад. Теперь у наших лучников есть все шансы побороться за медали Олимпиады.
Еще более громкие достижения были в прошлом веке у казахстанских гимнастов – достаточно вспомнить олимпийские победы таких «звезд», как Нелли Ким, Валерий Люкин… Но и в этом красивом виде спорта у нас затем случился провал. А потому первый за последние десять лет выход в финал личного многоборья на мировом первенстве не может не обнадеживать. Этого результата добился 20-летний Милад Карими, который одновременно завоевал путевку на Олимпиаду. Кстати, наша команда, сформированная из пяти 19-21-летних гимнастов, была самой молодой на ЧМ. А значит, эти ребята еще будут прогрессировать.
Скандал на весь мир
Главным антигероем отечественного спорта в 2019-м можно назвать Алексея Полторанина. На протяжении всех предыдущих лет он входил в мировую элиту лыжных гонок и в первую тройку лучших специалистов классического хода. Накануне ЧМ в австрийском Зеефельде ему прочили роль одного из главных фаворитов на дистанции 15 км «классикой», которую Алексей на этапах Кубка мира выигрывал восемь раз. Но когда казахстанские болельщики 27 февраля сели у экранов телевизоров, они не обнаружили его среди участников гонки. А спустя несколько часов во многих мировых СМИ появилась информация о том, что Полторанин вместе с лыжниками из Эстонии и Австрии задержан полицией на «месте преступления»: все указывало на использование ими так называемого кровяного допинга – переливание себе собственной же крови, хранившейся три-четыре недели. Также сообщалось, что казахстанец признал свою вину и что, по его словам, он еще с 2014-го прибегал к манипуляциям с кровью.
Впрочем, чуть позже сам Алексей сказал, что дал признательные показания под давлением обстоятельств: «Я находился в одиночной камере в холодном подвале, с минимумом удобств. В тот момент я думал, что отдам что угодно, лишь бы выйти на свободу и вернуться к семье». Он также заявил, что никогда не применял допинг: «Единственный раз – на этом чемпионате мира у меня был соблазн использовать запрещенный метод, но, слава богу, этого не произошло, чему я очень рад».
Международная федерация лыжного спорта вынесла свой окончательный вердикт по этому делу лишь спустя девять месяцев, 29 ноября, накануне старта нового зимнего сезона: все фигуранты, включая Полторанина, дисквалифицированы на четыре года. Когда истечет этот срок, Алексею исполнится 36 лет. Так что, скорее всего, можно говорить о завершении его спортивной карьеры.
Что такое «не везет»
На протяжении уже нескольких олимпийских циклов мужская команда шпажистов Казахстана борется за то, чтобы завоевать путевку на летние Игры. Задача эта очень непростая, ведь нужно попасть в «топ-8» мирового рейтинга. Перед ОИ-2016 наша дружина стала как раз таки 8-й, но тогда злую шутку с ней сыграла норма регламента о том, что каждому континенту должна достаться хотя бы одна квота, и потому 8-я лицензия перешла к команде из зоны Северной и Южной Америки, занявшей 11-е место в рейтинге.
А в нынешнем отборочном цикле казахстанских шпажистов преследует невезение другого рода. Например, очень важное значение для них имел июньский чемпионат Азии. Во-первых, на нем можно было набрать много очков в зачет олимпийского квалификационного рейтинга. Во-вторых, этот турнир давал возможность в случае успеха получить преимущество над другими азиатскими командами – главными соперниками в борьбе за единственную чисто континентальную квоту. Благополучно пройдя начальные стадии, наши ребята в полуфинале встретились с корейцами, серебряными призерами трех из четырех последних чемпионатов мира. В девятом, заключительном, раунде Вадим Шарлаимов, бившийся с действующим олимпийским чемпионом в личном первенстве Сан-Юн Парком, вывел казахстанскую команду с «минус четыре» на равный счет – 43:43. Было назначено дополнительное время до «золотого» укола, и тут удача от нас отвернулась. Обидное поражение обернулось потерей двух десятков рейтинговых очков, которые достались одному из главных конкурентов.
Похожая история случилась спустя месяц на ключевой стадии уже чемпионата мира, в 1/8 финала. В противостоянии с россиянами, на тот момент лидерами мирового рейтинга, уже упомянутый Шарлаимов, которому опять выпало сражаться в последнем раунде, повторил свой подвиг, отыграв шесть очков – с 36:42 до 44:44. Но снова решающий укол нанес соперник. И вместо того, чтобы продолжить борьбу за медали, нашей команде пришлось довольствоваться участием в споре за 9-16 места. В итоге она замкнула «топ-10». Кстати, стоит отметить успех казахстанских шпажистов в личном турнире. Впервые на чемпионатах мира сразу двое из них попали в десятку сильнейших: Руслан Курбанов занял 8-е место, Дмитрий Алексанин – 10-е (среди 226 участников). Они же вместе с Шарлаимовым и Эльмиром Алимжановым участвовали и в командном первенстве. Теперь борьба за олимпийские путевки продолжится на этапах Кубка мира, которые состоятся уже в новом году.