Пришла пора подвести итоги первого сезона нового олимпийского цикла в летних видах спорта. Да, впереди еще чемпионат мира по тяжелой атлетике, который стартует в конце ноября, но к нему казахстанские штангисты как самые злостные нарушители антидопингового законодательства не допущены. Так что его можно не брать в расчет. И различные СМИ, и даже Национальный олимпийский комитет уже начали определять путем голосования лучших спортсменов и тренеров 2017 года.
Мы отстаем уже от Монголии…
Календарь нынешнего года включал в себя чемпионаты мира практически по всем летним видам спорта, за исключением игровых (в них казахстанцам, как говорится, ловить нечего), пулевой стрельбы (проводится раз в четырехлетие) и женского бокса. А именно результаты ЧМ дают наиболее объективную картину межстранового расклада сил и пищу для размышлений относительно перспектив, связанных с предстоящей Олимпиадой-2020, которая пройдет в Токио.
Напомним, на прошлогодних летних Играх в Рио-де-Жанейро казахстанцы завоевали 3 золотые, 5 серебряных и 9 бронзовых наград (в общей сложности 17). Без учета тяжелой атлетики и женского бокса было бы 2,4,5 (11). А суммарный результат, показанный на ЧМ в нынешнем году, оказался хуже – 1,3,5 (9). Сразу оговоримся: здесь не учтены три медали – одна серебряная (в греко-римской борьбе) и две бронзовые (в вольной борьбе и тхэквондо), поскольку они были добыты в неолимпийских весовых категориях. И в дальнейшем, делая сравнения с показателями других стран, мы будем брать в расчет результаты ЧМ только в олимпийских дисциплинах – такой подход представляется наиболее объективным.
В неофициальном командном зачете по итогам последних Олимпийских игр Казахстан расположился на 22-й позиции. При этом наша страна стала 3-й на постсоветском пространстве (после России и Узбекистана) и 5-й в Азии (после Китая, Японии, Южной Кореи и того же Узбекистана). А как обстоят дела теперь?
Если брать республики бывшего СССР, то лидерство России, конечно же, неоспоримо. Узбекистан, в прошлом году неожиданно для всех поднявшийся на второе место, в нынешнем сдал свои позиции. Похуже, чем на Олимпиаде, выступили узбекские боксеры и дзюдоисты, без наград ЧМ остались борцы (правда, они выступали неполным составом, а женская команда не поехала вообще). Как следствие, наши южные соседи на мировых первенствах 2017-го завоевали лишь 1 золотую, 3 серебряные и 3 бронзовые медали (всего 7) – меньше, чем казахстанские спортсмены.
Но при этом нас, помимо России, опередили еще сразу три постсоветские республики: Беларусь – 3,1,3 (7), Украина – 2,6,4 (12) и Азербайджан – 2,2,4 (8). Особо стоит выделить Украину, представители которой заняли больше призовых мест, чем на ОИ-2016. Причем если для казахстанцев медальными стали лишь четыре вида спорта, то для украинцев – восемь, в том числе плавание, легкая атлетика, фехтование, спортивная гимнастика, прыжки в воду и другие. Похоже, после кризиса, вызванного известными событиями, там снова начинается подъем. Прибавляет в последние годы и Азербайджан. Кстати, в актив этой республики можно смело занести и сенсационное «золото» спринтера (бег на 200 метров) Рамиля Гулиева на ЧМ по легкой атлетике – да, сейчас он выступает за Турцию, но вырос и состоялся как сильный спортсмен в Баку.
Таким образом, Казахстан занимает лишь 5-е место среди республик бывшего СССР. Но может опуститься еще ниже. Дело в том, что узбеки вполне способны обогнать нас – у них есть реальные шансы завоевать несколько медалей на предстоящем ЧМ по тяжелой атлетике. Тем более в отсутствие конкурентов из стран, делающих погоду в этом виде спорта, – Китая, Казахстана, России, Азербайджана, Армении, Турции (их сборные дисквалифицированы).
Что касается азиатского расклада, то здесь мы тоже пока 5-е. Помимо «большой тройки» (Китай, Япония и Южная Корея), нас опережает Монголия, которую мы лет десять назад и за конкурента не считали. Представители этой страны завоевали на чемпионатах мира нынешнего года 2 золотые, 1 серебряную и 6 бронзовых медалей (всего 9). Особенно впечатляют успехи монголов в дзюдо. Шесть призовых мест на ЧМ-2017– очень серьезное достижение. Да и единственной медалью Казахстана на этом мировом первенстве мы во многом обязаны Монголии, которая взрастила добывшую ее для нашей страны Отгонцецег Галбадрах.
Медальные виды
Из девяти наград, завоеванных казахстанцами на ЧМ-2017 в олимпийских дисциплинах, шесть, или две трети, пришлись на мужской бокс. Впрочем, тут необходимо сделать оговорку: отныне олимпийских весовых категорий будет не десять, как в Рио-де-Жанейро, а восемь, но пока неизвестно, какие из них подвергнутся секвестру. А, возможно, придется вводить новую градацию.
Если сравнивать с ОИ-2016, то наш «урожай» в этом виде единоборств увеличился на две бронзовые медали (3 вместо 1) при том же количестве золотых (1) и серебряных (2). В общекомандном зачете сборная Казахстана заняла, как и год назад, третье место, пропустив вперед себя тех же узбеков и кубинцев. В целом результат удовлетворительный, хотя, конечно же, при тех условиях, которые созданы в нашей стране для боксеров, можно было бы надеяться на большее. Но не станем повторять то, что мы писали сразу после чемпионата мира в статье «Бокс: а если предъявить сборной Казахстана гамбургский счет?».
На ЧМ по борьбе наши палуаны три раза поднимались на пьедестал почета. Но поскольку «греко-римлянин» Демеу Жадраев (до 71 кг, «серебро») и «вольник» Акжурек Танатаров (до 70 кг, «бронза») стали призерами в неолимпийских весовых категориях, в наш зачет пошла лишь серебряная медаль Мейрамбека Айнагулова (до 59 кг) в греко-римской борьбе. Если вспомнить провал годичной давности, когда в Рио-де-Жанейро мужчины-борцы впервые за все время участия сборных Казахстана в Олимпиадах (а если брать советский период, то впервые за полвека) не смогли завоевать ни одной награды, то даже одно призовое место можно рассматривать как прогресс. Но это тот самый случай, когда падать дальше было уже некуда.
На ОИ-2016 репутацию отечественной школы борьбы отчасти спасли женщины, которые добыли три медали – одну серебряную и две бронзовые. А на ЧМ-2017 они остались без наград. Причем лишь одна из них подобралась более или менее близко к пьедесталу почета. Если в медальном зачете по итогам соревнований во всех трех видах борьбы Казахстан на прошлогодней Олимпиаде занял 12-е место (исключительно благодаря женской команде), то на ЧМ нынешнего года поделил 16-19 места с Эстонией, Словакией и Румынией, пропустив вперед себя шесть стран с постсоветского пространства. Здесь мы опять же учитываем только олимпийские весовые категории.
В дзюдо у нас на ОИ-2016 были две медали – серебряная и бронзовая. И если Галбадрах, демонстрирующая удивительную стабильность, в нынешнем году на чемпионате мира повторила свое тогдашнее достижение, снова завоевав «бронзу», то мужская команда осталась без наград.
Повторила свой прошлогодний результат и Ольга Рыпакова – единственная наша конкурентоспособная спортсменка (если вести речь о самых престижных международных соревнованиях) в легкой атлетике. На мировом первенстве она, как и на Олимпиаде, стала третьей, пропустив вперед себя лишь тех же двух южноамериканок.
А вот для олимпийского чемпиона пловца Дмитрия Баландина чемпионат мира сложился неудачно. На своей коронной дистанции 200 метров брассом (именно ее он выиграл на ОИ-2016) казахстанец не смог пробиться в финальную восьмерку и занял итоговое 10-е место. На 100– и 50-метровке Баландин не добрался даже до полуфиналов, то есть не попал в «топ-16». Тогда как два года назад, на ЧМ-2015, Дмитрий занял в этих трех брассовых дисциплинах соответственно 6-е, 4-е и 9-е места.
Итак, казахстанцы стали призерами ЧМ лишь в четырех видах спорта, причем в трех из них завоевали всего-то по одной медали. Прямо скажем, негусто.
А кто на подходе?
Впрочем, такова специфика отечественного спорта, который страдает очевидной однобокостью и в котором приоритетными считаются единоборства (бокс, борьба, дзюдо) и тяжелая атлетика – они объединены в соответствующую конфедерацию, пользуются большей государственной поддержкой и финансируются лучше, нежели другие олимпийские виды спорта. А в «неприоритетных» и «неударных» приходится полагаться не на системную и планомерную подготовку высококлассных атлетов, как должно быть, а на появление отдельных особо одаренных индивидов, что пусть и редко, но все же случается.
В этих видах спорта наши соотечественники, за исключением неувядаемой Рыпаковой, не смогли занять призовых мест на чемпионатах мира нынешнего года. Но некоторые из них показали обнадеживающие результаты.
Начнем со стрельбы из лука. В мужском командном первенстве казахстанцы (Ойбек Сайдиев, Дмитрий Ганькин и Султан Дузелбаев) заняли на ЧМ-2017 высокое 6-е место. В 1/4 финала они проиграли канадцам из-за роковой ошибки одного из наших ребят в четвертой, решающей, серии. Ранее, в конце мая, наша команда сотворила громкую сенсацию, выиграв первый этап Кубка мира, – в финале она взяла верх над корейцами, триумфаторами четырех из пяти последних Олимпиад. На следующем этапе ей удалось завоевать «серебро». И сегодня в мировом рейтинге она занимает третье место, уступая только сборным Южной Кореи и Франции. Великолепный сезон!
Впервые после 2010-го на ЧМ по спортивной гимнастике (который проводится каждый год, за исключением олимпийских сезонов) представитель Казахстана пробился в финальные соревнования. Этого успеха добился совсем еще юный алматинец Милад Карими, который занял 9-е место в вольных упражнениях. Если бы в финале он получил от судей те же баллы, что и в квалификации, то стал бы в итоге 5-м с отставанием всего в 0,008 балла от 4-го места и в 0,175 от бронзового медалиста. Однако 18-летний гимнаст не совладал с нервами – не хватило опыта. Но у него все еще впереди.
На чемпионате мира по гребле на байдарках и каноэ аналогичный результат показал Сергей Токарницкий, ставший 9-м (то есть он попал в главный финал) в заездах байдарок-одиночек на 200 метров. Этот спортсмен родился и вырос в Украине, но четыре года назад принял казахстанское гражданство. Еще в одной олимпийской дисциплине – гонках каноэ-двоек на 1000 метров – братья Сергей и Тимофей Емельяновы из ЮКО заняли итоговое 11-е место.
Отличился в завершающемся сезоне и велосипедист-шоссейник Алексей Луценко, кстати, родившийся в селе по соседству с Александром Винокуровым. Во время групповой гонки на ЧМ он был очень активен, не раз пытался уехать в отрыв и, в конце концов, оказался в числе тех, кто разыграл медали на финише. 9-е место в компании сильнейших велогонщиков мира – хороший результат. Но все же главным достижением Луценко в 2017-м стала победа на одном из горных этапов супермногодневки «Вуэльта».
Стоит отметить и фехтовальщика Руслана Курбанова. В турнире мужчин-шпажистов на мировом первенстве он добрался до 1/8 финала и занял итоговое 14-е место (среди 215 участников). А месяцем раньше он выиграл «золото» чемпионата Азии, опередив действующего олимпийского чемпиона из Южной Кореи. Сейчас Руслан располагается на 16-й позиции мирового рейтинга.
Все эти атлеты еще молоды и к Олимпиаде-2020 могут прибавить. Очень хочется, чтобы о спортивном потенциале Казахстана мир судил не только по представителям узкого круга «приоритетных» видов спорта. Которые во многих других странах таковыми, то есть приоритетными, вовсе не считаются...