2287 13-09-2017, 11:33

Казахстан теряет статус борцовской державы

Чемпионат мира среди кадетов, завершившийся в воскресенье на родине олимпийского движения, в Афинах, подвел черту под главными международными соревнованиями 2017 года в спортивной борьбе. Поскольку этот вид спорта, наряду с любительским боксом, относится в нашей стране к числу наиболее популярных, приоритетных и «медаленосных», было бы грех не воспользоваться поводом для подведения итогов.

 

С медалями напряженка

За последние десять лет на взрослых чемпионатах мира и Олимпиадах национальная сборная Казахстана (если брать в совокупности результаты во всех трех разновидностях борьбы – вольной, греко-римской и женской) ни разу не поднималась выше 12-го места в медальном зачете. А, бывало, даже опускалась в третью десятку. На высшую ступень пьедестала почета наш соотечественник последний раз поднимался в уже далеком 1999-м, и совсем скоро, через два года, мы можем отметить 20-летний юбилей этого события. Иначе говоря, 20-летие без «золота» на ОИ и ЧМ. Для страны, где борьба считается чуть ли не национальным видом спорта и где в советские годы выросло немало «звезд» мирового уровня (только за одно десятилетие, с 1971-го по 1980-й, казахстанцы в составе сборной СССР завоевали пять золотых медалей на Олимпиадах и одиннадцать – на чемпионатах мира!), это почти катастрофа.

Но обратимся непосредственно к итогам ЧМ-2017, который в третьей декаде августа принимала столица Франции. Наши спортсмены вернулись оттуда с двумя серебряными и одной бронзовой наградами. Вроде бы они сделали небольшой шаг вперед по сравнению с прошлогодней Олимпиадой, когда у них было одно «серебро» и две «бронзы». Но тут необходимо учесть одно важное обстоятельство: если в Рио-де-Жанейро разыгрывалось 18 комплектов наград (по 6 в каждом виде борьбы), то в Париже – 24 (по 8). И два наших борца стали призерами как раз-таки в неолимпийских дисциплинах – это «греко-римлянин» Демеу Жадраев («серебро», до 71 кг) и «вольник» Акжурек Танатаров («бронза», до 70 кг). А если брать в учет только олимпийские весовые категории, то у нас останется всего-навсего одна медаль – «серебро» Мейрамбека Айнагулова в греко-римской борьбе (до 59 кг), при том что в этих весах выступали в общей сложности ни много ни мало 17 казахстанцев. Результат, как вы понимаете, слабенький.

В медальном зачете по итогам ЧМ Казахстан поделил 15-16 места с Польшей. Это хуже, чем было в Рио-де-Жанейро, где наши борцы вместе с белорусами расположились на 12-13-й позициях. Впрочем, международная федерация спортивной борьбы (раньше FILA, сейчас UWW) в последнее время отдает предпочтение другому виду командного зачета – так называемому очковому. Это когда за каждое место в отдельных весовых категориях начисляются баллы: за первое – десять, за второе – девять, … за десятое – одно. И потом они суммируются. А при такой системе ранжирования Казахстан располагается выше – на 9-й позиции.

 

Берем количеством, но не качеством

Можно долго спорить по поводу того, какой вид командного зачета является более объективным. Например, как оценить результат сборной России? Впервые за четверть века она осталась без «золота» ЧМ, после 1-го места в медальном зачете ОИ-2016 опустилась аж на 14-е, но при этом в очковом опередила всех, включая Японию с ее шестью спортсменами, поднявшимися на высшую ступень пьедестала почета. Вот такой удивительный парадокс.

Почему для UWW так важен очковый зачет? Дело в том, что таким образом международная федерация пытается стимулировать страны к тому, чтобы они заявляли как можно больше участников.

Популярность спортивной борьбы в мире за последние годы заметно упала, а в 2013-м она вообще оказалась под угрозой исключения из программы летних Игр, что еще больше усилило сомнения национальных олимпийских комитетов в целесообразности ее культивирования. То, что этот вид спорта оказался в затяжном кризисе, подтверждают следующие цифры. Хотя борцам, в отличие, скажем, от боксеров, для участия в ЧМ не нужно проходить через сито отборочных соревнований, только 73 страны прислали своих атлетов в Париж. Из них лишь 23 были представлены хотя бы в половине весовых категорий. А теперь сравните с дзюдо (ближайшим «родственником» борьбы), олимпийская история которого куда короче – чуть больше полувека. На ЧМ-2017 в Будапешт своих посланцев отправили 126 стран, или почти вдвое больше, из них 38 заявили спортсменов, как минимум, в половине весовых категорий. И, наконец, если на ЧМ по борьбе в каждом весе выступало в среднем 28 участников, то на ЧМ по дзюдо – 52. Словом, по уровню международной конкуренции спортивная борьба намного отстала. И UWW пытается любыми способами вернуть утраченное.

То, что по итогам очкового зачета Казахстан попал-таки в «топ-10», во многом и объясняется не столько качественными показателями (высокими результатами), сколько количественными. От нашей страны в Париже выступали 23 борца – не было только супертяжа в команде «греко-римлян» (оба основных кандидата на эту вакансию получили травмы). Пропустив вперед себя Монголию, Армению, Кубу, Сербию, Италию в медальном зачете, мы опередили их в очковом, и, прежде всего, потому, что каждая из этих стран заявила на ЧМ от 5 до 16 спортсменов – намного меньше, чем наша. А если считать такой показатель, как среднее количество зачетных баллов, набранных одним борцом, то Казахстан не попадет даже в первую двадцатку.

Особенно разочаровали результаты в женской борьбе. Помните, как год назад на Олимпиаде мы радовались за наших девушек? Тогда в Рио-де-Жанейро от Казахстана поехали четыре спортсменки, и три из них вернулись с медалями, тогда как мужчины остались вообще без наград. А в Париже ни одна из восьми не смогла добраться до пьедестала почета. Мало того, почти все они проиграли либо уже в первых (большинство постигла именно такая участь), либо во вторых своих схватках и не участвовали даже в утешительном раунде. Единственное исключение составила Эльмира Сыздыкова (до 69 кг), уступившая в поединке за «бронзу».

 

Тревожное будущее

Но, может, печальное сегодня казахстанской борьбы сменится прекрасным завтра? К сожалению, сколько-нибудь веских оснований для оптимизма нет. На такой вывод наталкивают результаты чемпионата мира среди юниоров (то есть ближайшего резерва национальных команд), который прошел месяц назад в финском Тампере.

Уровень конкуренции там был еще ниже, чем в Париже – 533 борца из 57 стран, в среднем по 22 в каждой весовой категории. Лишь шесть сборных, и в том числе казахстанская, выступали полными составами – по 24 спортсмена (по 8 в вольной, греко-римской и женской борьбе). И при этом наши соотечественники не завоевали ни одной медали (!). Мало того, даже в очковом зачете они расположились неприлично низко.

Например, восемь «греко-римлян» набрали в общей сложности жалкие три очка: один борец в своем весе занял 9-е место, один – 10-е, а остальные шестеро не попали даже в первые десятки. Как следствие, в командном зачете Казахстан стал 25-м среди 43-х стран-участниц соревнований в этом виде борьбы. Дальше падать уже некуда. Ненамного лучше обстояли дела у наших «вольников» (15-е место из 39) и девушек (17-е из 37).

А теперь сравните. Кыргызстан, наш маленький сосед, делегировал в Тампере 17 борцов, на семь меньше, чем Казахстан. Но они завоевали шесть медалей – одну золотую, три серебряные, две бронзовые. И, судя по фамилиям, все это доморощенные спортсмены. В одной только греко-римской борьбе до финальных схваток добрались сразу три кыргыза. Трех наград удостоились узбеки, выступавшие вообще наполовину усеченным составом. Представители еще одной тюркской страны, Азербайджана, увезли семь медалей, включая одну золотую.

Но ведь из трех этих стран только последняя может сравниться с Казахстаном по объемам государственных финансовых вложений в развитие борьбы. А тот же Кыргызстан в этом плане значительно уступает нам. Возникает резонный вопрос: почему там вырастают конкурентоспособные палуаны, а у нас – нет?

И, наконец, об итогах завершившегося на днях в столице Греции ЧМ среди кадетов (самая младшая, после взрослых и юниоров, возрастная группа, охваченная чемпионатами мира). В Афинах наши юные борцы без медалей не остались – в их активе одна серебряная и три бронзовые («золото» опять уплыло мимо). Но кадеты оспаривали больше комплектов наград, нежели юниоры, – 30 (в сумме 120 медалей – по четыре в каждом весе), а значит, вероятность попасть в число призеров была выше. Кроме того, на фоне результатов других сборных, которые тоже, как и казахстанская, выступали полными составами (а таких было меньше, чем пальцев на одной руке), наш медальный урожай выглядит очень скудным: Япония – 15 наград (в том числе 9 золотых), Россия – 19 (4), Украина – 10 (3). Значительно превзошел нас и ряд стран, которые были представлены не во всех весовых категориях: Азербайджан – 10 (3), Иран – 10 (3), США – 9 (5), Индия – 9 (2). Словом, и тут нам особо радоваться нечему…

 

Вместо резюме

В Казахстане этот вид спорта не имеет себе равных в плане общего количества активных приверженцев. Ну, может быть, только футбол в состоянии составить ему конкуренцию («игра миллионов» – особая статья). Если верить данным, которые как-то озвучил заместитель главы профильного министерства Сакен Мусайбеков, борьбой в нашей стране занимаются порядка 30 тысяч человек, тогда как, например, боксом – около 20 тысяч. Следует полагать, что он имел в виду организованно занимающихся, то есть тех, кто ходит в секции, ДЮСШ, числится в центрах олимпийской подготовки, в спортинтернатах, в различных сборных. На их содержание, на зарплаты тренерам государство тратит очень большие деньги. Кроме того, борьба в Казахстане имеет богатые традиции, с квалифицированными специалистами проблем тоже вроде бы нет. Так в чем же дело?

Думается, причины лежат на поверхности – это, прежде всего, слабый менеджмент на всех уровнях подготовки борцов, засилье случайных людей на ключевых должностях, протекционизм, граничащий с коррупцией, когда функционеры, принимающие решения, откровенно игнорируют принципы честной спортивной конкуренции… То есть причины не столько объективные, сколько субъективные, напрямую связанные с так называемым человеческим фактором. Например, не раз говорил об этом в своих интервью, в том числе и нашему изданию, серебряный призер Олимпиады-2000 Ислам Байрамуков.

Надо просто навести элементарный порядок…

Комментарии