ВОСКРЕСЕНЬЕ, 22 СЕНТЯБРЯ 2019 ГОДА
3695 22-08-2019, 16:04

Местное самоуправление в Казахстане стало реальностью


Централизованную систему госуправления Казахстан получил в наследство от Советского Союза. И если в первые годы независимости она оправдывала себя, помогая «строить и жить» новой, по сути, стране, укрепляя и защищая ее суверенитет, то впоследствии стали проявляться ее слабые места, которые стали своего рода камнем преткновения, мешающим полноценно развиваться. Его устранением планомерно и системно занимается сейчас государство.

Без лишнего ажиотажа

Довольно часто можно услышать распространенное заблуждение: мол, Казахстан в вопросах местного самоуправления топчется на месте и тянет резину. Действительно, мы не спешим. Но отнюдь не потому, что представители власти, как видится некоторым, отчаянно сопротивляются внедрению демократических методов управления на местах. Кажущееся многим со стороны промедление – это на самом деле четко выверенная стратегия, имеющая целью избежание возможных перекосов и разного рода дестабилизаций как в стране в целом, так и в каждом конкретно взятом регионе в частности. В вопросах местного самоуправления государство, образно говоря, движется по минному полю. Одно неверное движение может привести к самым непредсказуемым последствиям.

Что же касается конкретных шагов, то тем, кто забыл, а то и вовсе не знает, стоит напомнить: курс на развитие и внедрение местного самоуправления Казахстаном был взят еще в середине 1990-х годов. В частности, это отражено в тексте Конституции, принятой в 1995-м. А спустя два года в своем послании народу «Казахстан–2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» одним из основных принципов стратегии формирования системы госуправления первый президент страны назвал именно децентрализацию государственных функций. «Децентрализация власти и передача полномочий на более низкие уровни, непосредственно соприкасающиеся с объектами их усилий, столь очевидны, что центральные и иные государственные органы в последующем будут вынуждены постоянно доказывать на деле свою нужность и полезность», - говорил он тогда.

В 2001 году в Казахстане был принят Закон «О местном государственном управлении и самоуправлении». Это позволило сформировать необходимую правовую базу, очертить методы и принципы формирования системы местного самоуправления. А в 2007-м в Конституцию были внесены поправки, которые законодательно закрепили возможность делегирования органам местных сообществ государственных функций. Спустя еще пять лет президент страны утвердил Концепцию развития местного самоуправления в Республике Казахстан, реализация которой рассчитана до 2020 года. По сути, именно этот документ сегодня является своего рода путеводителем в плане формирования полноценной системы самоуправления на местах.

Концепция предусматривает два основных направления. Первое заключался в расширении и усилении потенциала действующей системы на нижних уровнях управления, второе – в непосредственном развитии местного самоуправления, что, собственно, и наблюдают казахстанцы в течение последних пяти лет. За этот временной отрезок наша страна не просто значительно продвинулась вперед, а, можно сказать, совершила грандиозный скачок в данной сфере.

На пути к самостоятельности

Прежде основные претензии людей, скептически настроенных к реализации принципов демократического управления на местах, сводились к тому, что у органов местного управления отсутствовал самостоятельный бюджет, а финансирование тех или иных нужд села, района, города областного значения приходилось согласовывать с вышестоящими органами. Такое положение дел действительно препятствовало полноценному внедрению в Казахстане принципов местного самоуправления. Но за последние годы ситуация кардинально изменилась.

Одной из ключевых задач, поставленных в упомянутой выше Концепции, стало расширение финансовой и экономической самостоятельности нижнего уровня управления в решении вопросов местного значения. «Для обеспечения эффективного функционирования местного самоуправления и жизнеобеспечения населения местные органы самоуправления постепенно будут наделены соответствующим объемом материально-финансовых ресурсов», - говорится в тексте документа. В частности, согласно Концепции, акимам аулов (сел), поселков, городов районного значения предоставлено право формирования собственных источников финансовых поступлений. Это доходы от оказания платных услуг, добровольные и целевые сборы, взносы благотворительных фондов и спонсоров, сборы за торговлю в специально установленных местах, штрафы за нарушение правил благоустройства, за повреждение объектов инфраструктуры и зеленых насаждений, за торговлю в неустановленных местах и т.д. Кроме того, им передана часть районной коммунальной собственности (клубы, библиотеки, детские сады и др.) с целью их эффективного использования, удовлетворения запросов и нужд местного населения, а также получения дополнительных доходов. И это еще не все.

В июне 2017 года был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития местного самоуправления». Им предусмотрено внедрение самостоятельного бюджета, образование института коммунальной собственности объектов местного самоуправления, а также расширение полномочий органов местного самоуправления в бюджетном процессе и управлении коммунальной собственностью.

Этот закон кардинальным образом трансформировал существовавшую до его принятия бюджетную систему. Бюджет местного самоуправления на уровне города районного значения, села, поселка, сельского округа с 2018 года был определен как четвертый уровень государственного бюджета в административных территориальных единицах с численностью населения свыше двух тысяч человек. Со следующего года такой бюджет будет внедрен повсеместно. Он формируется за счет ряда налоговых поступлений (индивидуальный подоходный налог с доходов, не облагаемых у источников выплаты; налог на имущество физических лиц; налог на транспорт с физических и юридических лиц; земельный налог с физических и юридических лиц на земли населенных пунктов; плата за размещение наружной рекламы в полосе отвода автомобильных дорог, проходящих через территории этих населенных пунктов. Также предусмотрены неналоговые поступления. Это доходы от имущественного найма (аренды) государственного имущества; добровольные сборы с физических и юридических лиц; штрафы, взимаемые за административные правонарушения; трансферты из районного бюджета.

Бюджет местного самоуправления подлежит утверждению районным маслихатом по итогам обсуждения, которое проводится на собрании местного сообщества, а его исполнение возлагается на аппарат акима села. «Таким образом, - комментируют сотрудники Министерства национальной экономики, - предусмотрены механизмы, позволяющие планировать расходы бюджета с учетом интересов местного сообщества». Прежде всего, речь идет о решении насущных проблем жителей того или иного населенного пункта в сфере дошкольного воспитания и обучения, о благоустройстве и озеленении населенных пунктов, о строительстве, ремонте и содержании автодорог, об организации водоснабжения и т.д.

И этот законопроект уже начинает играть ключевую роль. Например, только за первые четыре месяца его действия в одной только Алматинской области удалось сформировать бюджет местного самоуправления в размере почти двух миллиардов тенге.

Надо отметить, что процесс формирования основ местного самоуправления не стоит на месте и постоянно обрастает новыми деталями. Например, еще одним, можно сказать, революционным шагом в плане привлечения населения к принятию решений на местах стало внедрение так называемого бюджета участия (партисипативного бюджета). Это когда каждый гражданин имеет право предложить представителям власти собственный проект развития района, города, аула и после одобрения экспертов получить из бюджета финансирование на его реализацию. Фактически бюджет участия – это местный бюджет, разработанный при непосредственном участии жителей того или иного населенного пункта.

Весной нынешнего года пилотный проект бюджетного участия был осуществлен в столичном районе Сарыарка. За время его действия местное сообщество реализовало 23 проекта. В основном они касались обустройства дворовых территорий, детских площадок, организации дворовых клубов. А буквально на днях бюджет участия стартовал в южной столице. Каждый из восьми районов города на реализацию гражданских инициатив получит из бюджета по 500 миллионов тенге.

Жители и экспертное общество только приветствуют такие инициативы власти. Как неоднократно заявлял Адиль Нурмаков (Urban Forum Kazakhstan), «бюджет участия может стать мощным толчком к тому, чтобы дать жителям практические знания о бюджете, вовлечь их в принятие решений о распределении части средств, сформированных из их налогов, вручить им инструмент продвижения собственных инициатив и осуществления общественного контроля за изменениями в среде проживания». «Все это в совокупности поможет наращивать социальный капитал, т.е. отношения, основанные на ответственности и доверии», - резюмирует он.

 

Комментарии