3977 30-07-2019, 15:07

Мода на благотворительность

В ноябре 2015 года впервые в истории Казахстана был принят Закон «О благотворительности». В тот же год Ассамблея народа Казахстана получила законодательные полномочия оказывать развитию этой сферы координирующую и иную поддержку. С тех пор в  стране ежегодно реализуется акция «Караван милосердия» в рамках проекта «Большая Страна – Большая Семья». Она объединяет в себе тысячи разнообразных мероприятий, посвященных поддержке социально уязвимых категорий граждан. Сегодня у нас в гостях эксперт ИМЭП при Фонде первого президента Айман Жусупова, с которой мы обсудим итоги этой деятельности и в целом развитие благотворительности в стране.

- Люди по-разному понимают благотворительность. А как эта деятельность должна осуществляться в масштабах страны?

- Развитие благотворительной деятельности в своем корне имеет цель удовлетворить такие, по сути, базовые общественные потребности как развитие солидарности и справедливости. В странах, где благотворительность получает широкое распространение, она выступает как одна из движущих сил общественного развития, причем не только в социальной плоскости, но и в экономической и политической сферах, поскольку привлекает внимание к значимым проблемам населения и предлагает пути их решения.

Очень важным моментом является то, что благотворительная деятельность нужна не только ее получателям, но и тем, кто ее оказывает, ведь она дарит последним ощущение принадлежности к обществу на локальном, национальном и глобальном уровнях. Те, кто занимается благотворительной деятельностью, отмечают, что они больше получают, чем отдают. Для них участие в такого рода проектах - источник радости, пища для размышления.

- К сожалению,  в обществе сложилось мнение, что благотворительностью могут заниматься только состоятельные люди и государства…

- В современном мире благотворительность носит системный характер. Число людей, совершающих пожертвования в некоммерческие организации, значимо растет из года в год. Существует даже общемировой рейтинг благотворительности. И самое интересное, что вопреки общепринятым стереотипам в нем зачастую лидируют не самые богатые страны, которые находятся в тяжелой экономической ситуации. Это говорит о том, что желание помогать не зависит от уровня благосостояния.

Сам рейтинг формируется на основе таких показателей как денежные пожертвования в благотворительные организации, волонтерство и оказание помощи нуждающемуся незнакомому человеку.

- Как можно развивать благотворительность?

- Вполне естественно, что люди, которые делают пожертвования, хотят знать, насколько эффективно используются потраченные средства, какую пользу они несут нуждающимся. Поэтому сегодня большое значение уделяется обеспечению прозрачности в вопросах реализации благотворительной деятельности.

Но есть одна проблема, которая препятствует развитию благотворительности, - это нежелание людей, осуществляющих ее, афишировать свою деятельность. Они считают это излишним хвастовством. Но они должны понимать, что их пример может подвигнуть других людей на добрые дела. Как подчеркивают исследователи, одним из самых мощных инструментов для развития благотворительности являются как раз личные примеры.

- А как обстоит дело с благотворительностью в Казахстане?

- Сегодня в Казахстане, также как и во всем мире, растет число организаций, осуществляющих благотворительную деятельность. Одним из институтов, активно ее реализующих на системной основе с 2015 года, является Ассамблея народа Казахстана.

Благотворительная деятельность АНК направлена на поддержку социально уязвимых слоев населения. В 2018 году 400 тысяч человек получили помощь от Ассамблеи на сумму 2,5 млрд тенге! Эта деятельность осуществляется посредством широкой сети различных структур и общественных объединений. Как известно, в столице и городах республиканского значения действуют более 600 этнокультурных объединений, 3014 советов общественного согласия, 1754 советов матерей и 26 этнокультурных молодежных организаций.

Являясь координатором благотворительной деятельности в стране, АНК организует  работу так называемого Клуба меценатов и благотворительных организаций. При помощи этого клуба в течение 2018 года было проведено 135 благотворительных мероприятий с участием 18 460 человек. По итогам этой работы 78 меценатов были отмечены нагрудным знаком АНК «Жомарт жан», который был специально учрежден Советом Ассамблеи. 

В 2019 году был при Ассамблее открыт Центр благотворительности «Парасат» в столичном Доме дружбы, который будет выступать в качестве ресурсного центра. На его базе будут работать такие структуры как Центр ремесленного творчества, Центр благотворительности, пресс-центр, молодежный коворкинг-центр.           

В целом стоит отметить, что благотворительность как во всем мире, так и в Казахстане осуществляется и со стороны государства, и со стороны различных некоммерческих организаций, гражданского сектора. Это то направление деятельности, где усилия государства и общества должны быть максимально едины, а во главе угла лежать понимание общей ответственности за развитие страны.

Календарь «Каравана милосердия»

В этом году «Караван милосердия» проходит под единым слоганом «Мейірімділікпен бірлікке!». Каждый месяц акции будет посвящен определенному казахскому народному обычаю, посвященному благотворительности.

К примеру, январь проходил под знаком «Сарқыт». Согласно этой традиции, хозяева должны раздавать гостям оставшееся с праздничного дастархана угощение. Это своего рода призыв делиться с нуждающимися, особенно в суровые зимние месяцы, а также бороться с кощунственным отношением к еде.

Февраль был посвящен «Сыбаға». По казахскому обычаю, каждому гостю, даже если это случайный путник, остановившийся на ночлег, хозяева оказывают уважение, внимание, помощь, если это необходимо.

Март – «Шашу». Это очень красивый и веселый обряд. Заключается он в том, что во время большого события, к примеру, свадьбы или сватовства, в виновника торжества бросают сладости (чаще всего конфеты) или деньги. Считается, что «шашу» это добрый знак, который приносит удачу.

Апрель – «Асар». Один из самых древних казахских обычаев, согласно которому люди, собравшись вместе, совершенно безвозмездно выполняют неподъемные для одного человека или одной семьи работы. «Асар» – показатель сплоченности казахского народа, заботы о ближнем. Этот обычай надо широко распространять в наше время.

Май – «Камқор». Эта забота о представителях старшего поколения. Акция направлена на развитие у молодежи чувства патриотизма, уважения к ветеранам ВОВ, сопричастности к проводимой государственной политике мира и согласия, формированию духовных и нравственных ценностей.

Июнь – «Тоқым­қағар». Это обряд провожания молодого человека в дальнюю дорогу. Родственники накрывают дастархан, говорят пожелания в адрес отъезжающих (выпускников школ, студентов) и оказывают им необходимую материальную помощь.

Июль – «Ерулік». Согласно этой традиции аулчане приглашают в гости новоселов, чтобы те смогли быстро адаптироваться в новой среде. Это тоже проявление сплоченности, солидарности, взаимопомощи.

Август – «Жылу». У казахов это слово означает тепло, а сам обряд - проявление  человечности, сочувствия и финансовой поддержки людям, пережившим несчастье или стихийное бедствие (пожар, наводнение и прочее).

Сентябрь – «Көрімдік». Значение обычая не в том, чтобы принять или вручить подарок, а в том, чтобы выразить свои добрые намерения человеку, у которого в жизни произошло хорошее событие.

Октябрь – «Бата». Это духовное пожелание, благословение из уст аксакалов. В этом месяце многие школьники и студенты получат от старших слова напутствия.

Ноябрь - «Бес жақсы». Самым уважаемым людям (батырам, биям и прочим) дарили пять вещей в знак уважения и дружбы. В рамках этой акции планируется отблагодарить добродетелей и меценатов за их помощь нуждающимся людям.

Декабрь - «Кәде». Согласно этой традиции по завершению праздников приглашенным гостям и победителям организованных в их рамках конкурсов и состязаний раздают подарки и призы. В конце года АНК по традиции будет подводить итоги благотворительной деятельности и поздравлять тех людей, которые приняли в ней активное участие.

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии