В Казахстане задумались о строительстве арендного жилья для работающей молодежи. С такой инициативой глава государства выступил в прошлом месяце, поручив возводить в городах-миллионниках по тысяче квартир ежегодно. Однако в Министерстве общественного развития решили не дожидаться ввода новостроек в эксплуатацию и сразу же приступить к реализации программы.
На минувшей неделе глава ведомства Дархан Калетаев сообщил хорошую новость: работающие жители Астаны, Алматы и Шымкента в возрасте до 29 лет смогут претендовать на арендное жилье за 10-12 тысяч тенге в месяц. По его словам, с этой целью акиматы уже в нынешнем году начнут закупать объекты «с рынка»! Но это лишь до тех пор, пока не завершится строительство арендных домов. Предпочтение будет отдаваться типовым квартирам площадью до 40-50 квадратных метров. Как уточнил министр, договоры аренды будут заключаться не менее чем на три года с правом продления.
Звучит, конечно, заманчиво, особенно для тех молодых людей, которые вынуждены половину, а то и большую часть своего заработка отдавать за аренду жилья. Вот только откуда взять столько денег? Едва ли в местных бюджетах предусмотрены такие расходы – программа совсем свежая. А речь идет о солидных суммах. Скажем, в Алматы квартира площадью 40-50 кв. м. стоит в среднем 15 миллионов тенге, то есть на покупку хотя бы ста квартир потребуется 1,5 млрд. тенге, двухсот – 3 млрд., пятисот квартир – 7,5 миллиарда... Впрочем, о чем это мы? Скорее всего, дело ограничится десятью, ну, максимум тридцатью квартирами...
Какой тогда смысл в этой затее? Не лучше ли направить все силы и ресурсы на строительство арендного жилья, о чем говорил глава государства, а не отвлекаться на мелочи? Ведь чтобы молодежь (а не только отдельные ее представители) действительно почувствовала «поддержку государства», нужны по-хорошему десятки и даже сотни тысяч таких квартир. К примеру, в той же Алматы и Алматинской области проживают 1,2 млн. трудоспособных молодых граждан, и если провести опрос, то окажется, что чуть ли не каждый из них нуждается в арендном жилье за 10-12 тысяч тенге...
И это лишь поверхностный анализ. Более подробно оценить инициативу министерства мы попросили наших экспертов.
Ерсын Кудияров, директор общественного фонда «Civi»:
«Слишком уж большие коррупционные риски»
- Можно только приветствовать стремление государства помочь работающей молодежи с жильем. Главное сейчас - выработать правильные механизмы. Тот вариант реализации программы, который предлагает Министерство общественного развития, лично у меня вызывает сомнения в плане эффективности - слишком уж большие коррупционные риски он в себе таит.
Как было заявлено, в первый год реализации программы объекты планируется закупать на вторичном рынке и сдавать их арендаторам по 10-12 тысяч тенге в месяц. При этом реальная стоимость аренды таких квартир в типовых домах сегодня составляет в среднем 100 тысяч тенге ежемесячно. Представляете, сколько тут соблазнов злоупотребить служебным положением?! Вполне может оказаться так, что по документам эти квартиры будут числиться за молодыми специалистами, а по факту - пересдаваться кому-то по рыночной цене. Причем мошенничать подобным образом могут как чиновники, так и сами арендаторы. И никакой запрет на субаренду здесь не поможет, поскольку проконтролировать этот процесс сложно. Человек ведь может найти массу способов, чтобы скрыть наличие собственного жилья, и поживиться за счет муниципального. Мы это уже не раз проходили…
И потом непонятно, кем, как и у кого будут закупаться квартиры? В каком количестве и состоянии? Будут ли их ремонтировать и обставлять мебелью? Какие компании привлекут к сотрудничеству? Насколько добросовестно подрядчики будут работать? А главное - по какому принципу будут формироваться очереди на получение такого недорогого арендного жилья? И где гарантия, что в приоритете не окажутся родственники и знакомые чиновников? Вопросов много, и куда ни копни - везде благодатная почва для коррупции…
- Какое решение вы предлагаете?
- В сфере строительства и реализации социального жилья государство показало себя не очень эффективным менеджером. Как известно, большинство таких проектов у нас сопровождалось либо хищениями, либо низким качеством работ. Следовательно, нужно полностью менять сами подходы. На мой взгляд, было бы целесообразно передать эту миссию коммерческим структурам, создав для них максимально благоприятные условия – предоставление земельных участков, налоговые льготы, дешевые кредиты, скидки на приобретение строительных материалов и т.д.
Нужно понимать, что арендное жилье – это «длинные» деньги. Чтобы на протяжении долгих лет получать хорошую прибыль, инвесторам нужно будет качественно строить. Если же в роли заказчика выступит государство, то велика вероятность того, что дома будут строиться для галочки. Иначе говоря, программу нужно поставить на рыночные рельсы, превратить в успешный бизнес – только тогда от нее будет эффект. Но для начала нужно разработать четкий механизм, продумать все до мелочей.
- А почему бы не строить молодежные общежития, как в советское время? Это быстрее, экономичнее, да и охват больше…
- А вы помните, чем обернулось предложение Азата Перуашева заселять нуждающуюся сельскую молодежь в общежития с общими кухнями и туалетами? Реакция общества была крайне негативной. Коль уж мы стремимся к тому, чтобы стать цивилизованным обществом, то и жить хотим в соответствующих условиях. Дома для молодежи должны быть качественными, современными, комфортными.
Считаю, что строительством должны заниматься те, кто умеет это делать - опытные компании-застройщики. Уж что-что, а строительный бизнес в стране процветает и отличается высокой прибыльностью. Государству пора использовать рыночные механизмы. Как регулятор оно должно лишь создавать условия для бизнеса, то есть делать все, чтобы арендное жилье для молодежи стало выгодным для инвестиций со стороны бизнеса.
Чингиз Лепсибаев, президент ОФ Eurasian Expert Council:
«Потом о ней просто забудут»
- Я склонен расценивать данную инициативу, скорее, как попытку оперативно отреагировать на поручение президента, нежели как стремление реально заняться решением проблемы. Если разбирать эту идею подробнее, то можно найти огромное количество несостыковок и рисков, в том числе коррупционных. К примеру, как быть молодой семье, если один из супругов старше 29 лет? И таких нюансов много… Впрочем, дело даже не в инициативе Министерства общественного развития, а в социально-экономической ситуации в стране.
Во всем мире работающие граждане сами решают свои жилищные проблемы – исключение составляют госслужащие и социально уязвимые группы населения, которым помогает государство. В Казахстане в очереди на жилье уже долгие годы стоят несколько сотен тысяч нуждающихся, среди которых дети-сироты, инвалиды, многодетные семьи и т.д. В такой ситуации будет, как минимум, нелогично выдавать квартиры работающей молодежи, которая по сути является экономически наиболее активной частью населения.
С другой стороны, для абсолютного числа молодых людей наличие квартиры - сильнейший фактор социального самочувствия. Но в Алматы и Астане возможности для этого сильно сужаются в силу завышенных цен и высокого миграционного сальдо. В регионах у молодежи, конечно, больше шансов в этом плане. Поэтому глава государства и просил заострить внимание на городах-миллионниках.
- Каким вы видите решение жилищных проблем молодежи?
- На мой взгляд, прежде всего надо повышать ее благосостояние в целом. Здесь можно применить механизмы, которые уже успешно работают за рубежом. Правда, все они требуют крупных инвестиций, но на то оно и социальное предпринимательство, чтобы совмещать социальные цели с коммерческими.
Что касается строительства жилья, то рациональнее всего строить семейные малогабаритные общежития, ведь часто молодым людям просто требуется время, чтобы встать на ноги. Можно также создать фонд доступного арендного жилья с механизмом последующего выкупа. Я вообще считаю, что нам следует активнее раскручивать уже существующие механизмы, а не изобретать каждый раз новые. К примеру, за основу взять программу «7-20-25». Нужно только адаптировать ее под возможности молодежи, дополнительно проработать с банками второго уровня вопросы, касающиеся либерализации условий предоставления займов, провести качественную информационную работу.
- Ну а в целом, как вы считаете, насколько инициатива МОР жизнеспособна?
- Думаю, в ближайшие год-два мы увидим сокращение количества информации о ней. А потом ее просто забудут, как было со многими другими подобными идеями…
Шолпан Айтенова, руководитель общественного фонда Zertteu Recearch Institute:
«Не считаю, что программа породит иждивенчество»
- В бюджете можно высвободить средства на квартиры для работающей молодежи, если сократить до минимума расходы на мероприятия информационно-пропагандистского характера, на проведение всяких форумов и т.д. Акиматы могут пойти разными путями. К примеру, взять кредит у вышестоящего бюджета, чтобы увеличить расходную часть собственного, и направить эти деньги на обеспечение молодежи жильем. Или сократить неэффективные и неработающие программы в рамках существующего бюджета. Первый путь означает дополнительное бремя на республиканский бюджет и карманы налогоплательщиков. Второй - наиболее оптимальный - покажет способности акиматов управлять бюджетными средствами в кризисных условиях.
При этом я не считаю, что реализация программы арендного жилья породит иждивенчество, как многие думают. Наоборот, она даже будет способствовать укреплению социальной стабильности и уверенности в завтрашнем дне, даст импульс к развитию предпринимательских инициатив или саморазвития молодых семей.