8286 8-02-2019, 07:00

Депутаты мажилиса превращаются в «хайпожоров»?

Похоже, досрочные парламентские выборы - не домыслы, а надвигающаяся с неизбежностью реальность. На такой вывод наталкивает то обстоятельство, что некоторые мажилисмены начали активно «разминать косточки». Скорее всего, это продиктовано стремлением в «час икс» оказаться среди тех счастливчиков, кому удастся заскочить в приближающийся на всех парах поезд, который с комфортом доставит их из этого созыва в следующий.

Наблюдать за депутатами нижней палаты парламента становится интереснее день ото дня. После непродолжительных новогодних каникул они чуть ли не поголовно стали «играть» на публику, чем прежде не особо баловали простой люд. И хотя такого рода «зрелища» зачастую тянут, самое большее, на уровень доморощенной самодеятельности, эти представления, судя по «кассовым сборам», не теряют своей «художественной ценности». Отчасти потому, что мажилисмены активно меняются ролями – трагики пробуют себя в амплуа комиков, мимы превращаются в мастеров разговорного жанра, а вчерашние герои уходят на второй план.

Хайпуем, сегодня мы с тобой хайпуем…

Судите сами. Те мажилисмены, которые всегда стояли на страже здравого смысла, вдруг обрели небывалую легкость. Того и гляди, накопленный ими за годы работы имиджевый капитал вот-вот лопнет, как мыльный пузырь…

Артур Платонов, находясь под впечатлением от трагедии в российском Магнитогорске, где от взрыва бытового газа обрушился целый подъезд и погибли люди, обратил взор на казахстанскую действительность. Он вдруг «вспомнил», что в прошлом году в результате взрыва газового баллона под Астаной лишилась жилья семья с маленькими детьми. «Несоблюдение СНИПов и грубейшие нарушения правил эксплуатации приводят к регулярным чрезвычайным происшествиям, гибели наших граждан, риску для их здоровья, потере и ущербу их собственности», - грозно заявил мажилисмен с парламентской трибуны, подкрепив свои выводы безжалостной статистикой: «За 2018-й год зарегистрировано 80 чрезвычайных ситуаций в сфере газоснабжения. Почти половина из них – взрывы газобалонных установок. В целом по стране, в сравнении с 2017-м годом, число взрывов газовых баллонов увеличилось: в Алматы на 60 процентов, в Костанайской области – в 3 раза, в Кызылординской области – в 5 раз, в Павлодарской и Туркестанской областях – в 2 раза». Во избежание, как выразился депутат, «дальнейших угроз для жизни и здоровья людей, а также повторения трагедий», он потребовал от правительства принятия системных и комплексных мер в этой сфере, обозначив «коридор», в рамках которого кабмин должен двигаться: «Не решен вопрос по созданию газотехнических инспекций на местах. Фактически отсутствует система учета и профилактики газового оборудования, контроля его качества». Но топить господина Платонова в бурных овациях никто не стал. И неудивительно, почему.

Если бы мажилисмен вышел с таким заявлением сразу после упомянутой им прошлогодней трагедии, то был бы совершенно другой коленкор. Хотя, возможно, он просто копил в депутатском загашнике факты, чтобы рано или поздно выстрелить ими наверняка, а то обстоятельство, что курок был взведен после ЧП в России – банальное совпадение. Поэтому закроем глаза на «скорость» его реакции. Но неужели он не в курсе того, что еще с осени прошлого года его коллеги корпят над соответствующим правительственным законопроектом? Имеется в виду проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам жилищно-коммунального хозяйства», который, как следует из ответа премьер-министра, в случае его одобрения народными избранниками решит в том числе и озвученные мажилисменом проблемы.

Вот и гадай, то ли мажилисмены обитают в каком-то своем мире, не пересекающемся ни с тем, в котором живет народ, ни с тем, где заседает правительство, то ли подобного рода депутатские запросы - банальный «хайп» с единственной целью продемонстрировать информационную активность. И подобного рода подозрения возникают не только в отношении Артура Платонова.

«Из тени в свет» неожиданно перелетел Куаныш Султанов. Раньше его деятельность обычно сводилась к участию в разного рода праздничных мероприятиях. А тут он выступил с целым депутатским запросом. Да еще каким! Впечатлившись успешным завершением гуманитарной операции «Жусан» по возвращении из Сирии в Казахстан наших соотечественников (вывезенных в «логово террора», как заявляется, «обманным путем»), он предложил отметить это остросюжетным художественно-документальным фильмом, снятым за счет госзаказа: «Такие спецоперации подвластны лишь сильным и влиятельным государствам, обладающим обученными профессионалами и соответствующим техническим и вооруженным потенциалом. Это особое событие, заслуживающее достойного внимания государства и общества. Мы убедились в высоком профессионализме наших спецслужб и боеготовности оборонного арсенала, что, безусловно, окажет позитивное влияние на патриотическое и духовное воспитание молодежи».

Правда, казахстанцев инициатива мажилисмена не вдохновила. Может быть, потому, что несколькими месяцами ранее тот же Куаныш Султанов высказывал озабоченность судьбой молодых талантливых специалистов кино, которые, по его мнению, будут вынуждены выполнять навязанный собственником заказ в случае приватизации «Казахфильма»?

Жаль, что шальная пуля не уберегла от попадания в эту «когорту» и одного из самых ярких депутатов нижней палаты - Магеррама Магеррамова. Он вроде бы не нуждается в повышении интереса к своей персоне, поскольку всегда демонстрирует стабильную активность и необходимую для восприятия большинством населения «приземленность». Но, видимо, не зря говорят, что и на старуху бывает проруха, и выбиться из привычной стилистики может каждый.

Прогнозируя в ближайшем будущем аншлаги на стадионе «Астана-Арена», где своим мастерством жителей и гостей столицы будут радовать звезды мирового футбола, депутат выразил озабоченность «главными» проблемами – засильем на такого рода мероприятиях стражей порядка, плотные ряды которых мешают просмотру матчей, и давкой на подходах к спортивной арене. Уверенный в том, что нам нужно перенимать европейский опыт, мажилисмен отправил соответствующий запрос министру культуры и спорта и главе МВД. Отреагировали на претензии пока только Арыстанбек Мухамедиулы да рядовые казахстанцы. Первый сообщил, что доступ на стадион открыт за два часа до начала матча, пропускная способность турникетов – тысяча человек в минуту, а следовательно, девушки и дети могут не беспокоиться, что будут затоптаны толпой фанатов, особенно если попробуют занять место на трибунах гораздо раньше, чем в последние секунды перед стартовым свистком. А простые граждане высказали подозрение, что, видимо, депутаты уже все дела в стране переделали и все проблемы перерешали, раз тратят свое «драгоценное» время на такие вопросы. Что же касается Калмуханбета Касымова, то он держит паузу. Видимо, пытается подобрать слова…

Аффект резонанса

Немалая часть депутатов пытается не поднять «волну», а красиво на ней прокатиться, так или иначе реагируя на резонансные события. Но ключевое тут все-таки – так или иначе. С одной стороны, они вроде бы в тренде, а с другой, сами нарываются на банальность о том, что иногда лучше жевать, чем говорить. Взять, к примеру, недавние события в Караганде. Переждав, когда накал страстей начнет спадать, некоторые мажилисмены все-таки попытались ухватиться за шлейф поднятого ажиотажа. Правда, непонятно, с какой целью. Например, Наринэ Микаелян обратилась к министру информации и коммуникаций Даурену Абаеву с запросом, в котором изложила странную просьбу: «… мы должны как зеницу ока сохранять единство и мир в нашей стране. Несомненно, здесь необходимо особо отметить роль и ответственность СМИ. По этой причине прошу МИК взять на системный особый контроль данный вопрос»…

Читала ли депутат на самом деле публикации именно в СМИ, прежде чем обращаться с таким запросом, или перепутала их с социальными сетями, - это осталось за кадром. Министр, конечно, ответил мажилисвумен, дав понять, что никаких серьезных нарушений в освещении карагандинских событий не обнаружено, но вопросы к госпоже Микаелян остались. Журналисты попытались найти на них ответы, попросив ее объяснить, чего она все-таки хотела, но вышло еще хуже: «Мое обращение к министерству информации и коммуникации носит напоминающий характер»…

Аналогичная ситуация и с резонансными ДТП, всколыхнувшими страну. Пусть и не сразу, но депутаты обратили на них внимание. Отталкиваясь от аварии в Алматы с участием водителя Mercedes Gelandewagen (в результате которой три человека погибли и еще один серьезно пострадал) и смертельного наезда в Кызылорде, (когда выяснилось, что автомобилем-убийцей управлял подросток), в набат стал бить Павел Казанцев. «При анализе статистики ДТП не только по случаям, на которые обратила внимание казахстанская общественность, обращают на себя внимание более серьезные и системные проблемы, - заявил он. - За 2018 год в ДТП погибло более двух тысяч человек, получили увечья 20445 человек. В мирное время гибнут люди, как в военное время». По мнению мажилисмена, пришло время «комплексно рассмотреть сложившееся положение дел и ужесточить требования к обучающим организациям, сдаче экзаменов и процедурам получения водительских удостоверений, пересмотреть подходы к организации перевозок пассажиров, в том числе, что очень важно, с обучением водителей контраварийному вождению». С таким запросом он обратился к министру внутренних дел.

И все вроде бы верно говорит депутат, но почему кажется, что он не совсем в теме? Может, потому, что ужесточать законодательство просто некуда. Осталось только виновников ДТП расстреливать на месте. Принятый в 2014 году Закон «О безопасности дорожного движения» и без того считается «драконовским», как и размеры штрафов для нарушителей ПДД. Но даже это, как показывает статистика, не останавливает никого – ни любителей садиться за руль подшофе, ни тех, кто ставит под угрозу чужие жизни ради быстрой и эффектной езды. Что касается получения водительских прав, то и тут тоже все ужесточено под завязку. Экзамены принимают в спецЦОНах под бдительным оком видеокамер. И эти меры, как утверждают в МВД, дают неплохой результат, о чем свидетельствует хотя бы то, что после их внедрения количество аварий с участием новичков сократилось чуть ли не наполовину.

По логике, депутат, делающий подобного рода запросы, должен хорошо ориентироваться в действующем законодательстве. Возможно, Павел Казанцев, говоря «А», подразумевал «Б» - то, что при желании даже самые жесткие законы у нас можно обойти? Но и в этом случае не складывается. Пытаться искоренить мздоимство в отдельно взятой системе организации безопасности дорожного движения в условиях, когда коррупцией заражены все другие сферы нашей жизни, могут, наверное, только идеалисты. А таковых в депутатском корпусе замечено не было.

«Герой месяца»

Впрочем, нельзя не отметить и грамотный подход отдельных народных избранников к формированию собственного имиджа в «переходный период». Тут пальма первенства принадлежит Азату Перуашеву, которому удается грамотно балансировать на грани. Руководитель фракции «Ак жола» сумел уйти от образа депутата, долгое время ассоциировавшегося с туалетами (без которых он когда-то предлагал строить доступное жилье) и теперь небезуспешно примеряет на себя образ национального героя.

Славу, вышедшую далеко за рамки наших пенатов, ему принесло предложение «называть вещи своими именами: черное – черным, белое – белым, а казахов – казахами» и вернуть стране название «Казахская Республика». Разгоревшаяся по этому поводу в обществе дискуссия, несмотря на противоречивое отношение к депутатской инициативе, не только затмила собой всю остальную работу мажилиса, но и начала формировать над головой депутата «нимб». Уже на полном серьезе высказывается мнение, что заявление Перуашева и состоявшаяся через несколько дней после этого премьера документального фильма Жанболата Мамая о необходимости признания голода 1930-х геноцидом – звенья одной цепи.

Замахивался ли изначально Азат Перуашев на такой успех, сказать сложно. Но как бы то ни было, следует признать, что он пока единственный из мажилисменов, кому удается, будоража общество, извлекать из шумихи тот капитал, за счет которого можно будет смазать рельсы потенциальной предвыборной гонки.

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии