3891 6-10-2017, 00:10

Как депутаты народные интересы защищают

Депутаты нижней палаты парламента давненько не показывали «клыки». За редким исключением, они на протяжении последних созывов продолжали играть роль «пугливых зайчиков», как метко выразился экс-мажилисмен Амангельды Таспихов. Но в новом политическом сезоне парламентарии явно решили сменить «амплуа».

Чем это вызвано, остается только гадать – то ли во время летних каникул на радиоактивном солнышке перегрелись, то ли налицо симптомы осеннего обострения, то ли обитатели мажилиса решили начать модернизацию сознания с себя... Но, скорее всего, причиной столь кардинальной смены имиджа стали месседжи лидера нации.

Выступая в начале сентября на открытии новой сессии парламента, глава государства сделал несколько заявлений, которые вполне могли зажечь глаголом депутатские сердца. «Я откровенно вам скажу: беда наша заключается в том, что инициатива от ветвей власти очень слабая. Обязательно надо говорить, переставлять ноги…», – заявил президент, а чуть позднее добавил: «Граждане не всегда информированы, не знают свои права и обязанности, вытекающие из законов. Принимая особо чувствительные законы, мы не советуемся с обществом, с народом, не разъясняем, для чего они принимаются, имеем эксцессы, которые у нас были. Поэтому особое внимание следует уделить разъяснительной работе – как депутатам, так и членам правительства, акимам областей. Казахстанцы имеют полное право быть в курсе всех законодательных новаций и наших решений». Поэтому вполне объяснимо, что депутаты рьяно взялись за дело.

В наступившем политическом сезоне они, как говорится, в тренде. Живо реагируют на ситуации, вызвавшие в обществе переполох, будируют в парламенте вопросы, поднятые казахстанцами в соцсетях, выступают с инициативами, которые затем нередко получают благодарную ответную реакцию. Но не будем голословными.

С начала осенней сессии депутаты возмущались часто и по делу. Больше всего тем, что происходит в системе образования. А особенно бессмыслицей в новых учебниках отечественного производства и фортелями вокруг ЕНТ. Что касается учебников, то громче всех подавала свой голос Ирина Смирнова. Она даже адресовала премьер-министру запрос относительно качества школьных учебников и деятельности центра, занимающегося их разработкой. «Министерство образования и науки каждый год рапортует об огромной работе по усовершенствованию школьных учебников. Проходят заседания, проводятся симпозиумы, работают авторские коллективы. Средства осваиваются в полном объеме. Однако это никак не влияет на качество учебников: их продолжают заслуженно критиковать за концептуальные, фактологические, орфографические, стилистические ошибки, за содержание, за полиграфическое исполнение. А также за вес и размеры, наносящие вред здоровью ребенка», – отметила депутат.

А по ЕНТ прошлись многие мажилисмены. В частности, члены фракции партии «Ак жол» заявили, что существующая система распределения грантов стимулирует «утечку мозгов» из страны, а Дания Еспаева предложила рассмотреть возможность введения на выбор абитуриентов, помимо ЕНТ, альтернативных вариантов поступления в вузы через систему вступительных экзаменов.

Глубинный пласт социальных проблем, которые ежедневно испытывают на себе дети с ограниченными возможностями, поднял депутат от КНПК Магеррам Магеррамов. Их список он изложил в своем запросе на имя министра здравоохранения Елжана Биртанова. И, видимо, чтобы высокопоставленный чиновник проникся ситуацией, «народный коммунист» призвал его хоть на денек пересесть из своего автомобиля в инвалидную коляску и проехаться в ней по городу, на общественном транспорте, попробовать забраться на пандусы. «И это не желание пошутить, это проблемы, которые есть в реальности у детей-инвалидов из-за тяжелых, громоздких инвалидных колясок образца прошлого века, которые выдают им структурные подразделения вашего ведомства», – уточнил Магеррамов.

Вообще, надо признать, что мало кто из мажилисменов «церемонится» с министрами. Их действия все чаще вызывают непонимание со стороны депутатского корпуса. Вот не удержался и Жексенбай Дуйсебаев. Возмущение его вызвало то, что первые руководители госорганов пытаются законодательно снять с себя прямую ответственность за неосвоение бюджетных средств. «В Налоговом кодексе есть одна статья, в которой четко прописано, что если не освоены бюджетные деньги или госпрограмма не принесла должных результатов, то ответственность за это несет первый руководитель. И вот сегодня вы приносите закон, в котором написано, что отвечать за неосвоение средств будет тот, кого назначат в министерстве. Как это понять? Получается, руководство никакой ответственности больше не несет?» – негодовал депутат.

Впрочем, справедливости ради надо сказать, что выводили депутатов из себя не только животрепещущие для общества и государства проблемы и явления. Похоже, душевная организация некоторых мажилисменов настолько тонка и ранима, что их впору закутывать в вату. Например, Анар Жаилганову вогнали в ступор однотипные фасады домов индивидуальной жилищной застройки, которые возводятся в рамках госпрограмм во всех городах страны, что делает их похожими друг на друга, лишая индивидуальности. Ахмета Мурадова за живое задели неудобная платформа на железнодорожной станции «Курорт Боровое», а также недостаточное, на его взгляд, время для высадки пассажиров. Сакена Каныбекова в самое сердце ранили выражения «союзное государство» и «территория союза», которые в своем выступлении осмелился допустить вице-министр национальной экономики Айбатыр Жумагулов.

Но как бы ни старались некоторые депутаты отобрать лавры главной «звезды» парламента у заместителя председателя нижней палаты Владимира Божко, им вряд ли это когда-нибудь удастся. Владимир Карпович, как и раньше, за словом в карман не лезет и вносит в новый образ мажилиса нотку эксцентричности и безрассудства. То он миграцию сельской молодежи пытается остановить, то призывает взять за одно место и заставить учащенно дышать тех, кто обманывает государство, то... Только вот получается все время одно и то же – как выразился сам господин Божко, «цирк с конями».

Если говорить об инициативах депутатов, то они касаются не только уже имеющихся хронических проблем, но и потенциально возможных.

Например, Маулен Ашимбаев предложил ужесточить ответственность за вовлечение детей в деятельность сомнительных религиозных структур. Аманжан Жамалов потребовал взять под контроль операции с криптовалютой. «Никто не знает, кто в Казахстане и сколько покупает криптовалюты, куда и на какие цели она уходит», – заявил он и пояснил причины своей обеспокоенности: «Курс биткоинов формируется чисто в спекулятивном режиме. Население, которое ее покупает для того, чтобы быстро разбогатеть, сильно рискует, и люди не смогут рассчитывать на защиту в случае потери денег. Законодательство такие сделки не регулирует».

Лидер партии «Ак жол» Азат Перуашев поднял проблему незаконного вывода капитала в оффшорные зоны. «Незаконно выведенные из страны средства, как правило, имеют коррупционное происхождение, – заявил он. – Например, госкомпания приобретает медицинское оборудование по цене в четыре раза дороже казахстанской цены с оплатой через Маршалловы острова, о чем говорилось в одном из отчетов Счетного комитета. Эти деньги теряются для нашей страны, не инвестируются в экономику, не создают продукцию и рабочие места». Масштабы таких потерь, по словам депутата, сопоставимы с годовым ВВП всей республики. Азат Перуашев потребовал от госорганов раскрыть карты и поделиться конкретными результатами, касающимися возвращения в страну незаконно выведенных средств, а не услаждать слух «неизменно оптимистичными ответами о проводимой работе».

Адекватную реакцию на общественно значимые события и инициативы депутаты для полноты эффекта усилили раздачей «сладких конфеток». В частности, они озвучили намерение на 50 процентов снизить размеры административных штрафов при условии их оплаты в недельный срок.

Впрочем, самая народная инициатива принадлежит лидеру КНПК Тургуну Сыздыкову. Он сделал то, на что вряд ли бы решились многие его коллеги по парламенту, несмотря на «осеннее обострение», вызванное желанием «переобуться». Главный коммунист страны выступил против чиновников, которые пытаются выставить профессиональными жалобщиками, склочниками и психически нездоровыми людьми тех, кто в поисках правды обивает высокие кабинеты, тем самым нарушая «застойную комфортность должностных лиц, которые должны были бы найти оптимальное решение по их обращениям». Причем выступил он не просто так, а привел конкретные примеры с указанием конкретных фамилий. И теперь те же комитеты по этике при министерствах и ведомствах могут инициировать служебные расследования. Правда, если захотят. Депутат же обратился к премьер-министру и генпрокурору, попросив их рассмотреть вопрос о совершенствовании работы государственных структур с письмами и обращениями граждан и назвав это важным шагом на пути к модернизации общественного сознания.

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии

Author кто-то
Редактировать / Удалить/ Цитировать
06-окт-2017, 17:54

На мосту около мкр Самал, Рамстор в Астане сегодня утром видел графический рисунок человека в балаклаве, бросающего коктейль Молотова. И надписть: "Одно решение - сопротивление. Точка". Что это, призыв к русскому миру? Всякие провокационные и оскорбительные надписи на автобусных остановках напрягают. Здесь поле деятельности для КНБ.