Совсем скоро депутаты уйдут на заслуженный отдых – набираться сил и впечатлений для следующей парламентской сессии. Что уж тут говорить – заслужили. В уходящем политическом сезоне они действительно пахали как рабы на галерах. И не только на благо Отечества. Попало и в карманы самих мажилисменов.
Надо признать, депутаты нижней палаты попытались выложиться на все сто, что вполне логично. Первый акт (а нынешний созыв мажилиса, напомним, отработал в первой сессии всего сто дней) оказался настолько коротким, что времени для разбега просто не оказалось. Зато в ходе второй сессии они раскрылись в полной мере, продемонстрировав не только неутолимую жажду деятельности, но и местами самый натуральный голод по здравому смыслу.
Этот парламентский сезон получился непростым. На депутатскую долю выпала работа над конституционными поправками и поправками в Земельный кодекс, запрещающими продажу земли иностранцам. В этом же ряду – внесение в Уголовный кодекс нормы, предусматривающей лишение гражданства за участие в террористической деятельности. Впрочем, коллективный вклад мажилисменов в улучшение жизнедеятельности страны уже на следующей неделе по достоинству оценят их «начальники». Куда интереснее, как нам кажется, наблюдать за вкладом индивидуальным. Его на этот раз хотя бы можно «пощупать».
Например, на фоне роста количества преступлений, совершаемых против несовершеннолетних, инициатива Артура Платонова, который предложил пожизненно лишать свободы педофилов-рецидивистов, вызвала в обществе бурю положительных эмоций. Да, депутаты приняли закон о принудительной химической кастрации педофилов, силовые органы создали специальную базу, где отображаются данные о преступниках, осужденных по таким статьям. Но все это, считают специалисты, полумеры. Впрочем, пока предложение Платонова не вышло за рамки простой инициативы.
Магеррам Магеррамов поднял в стенах мажилиса вопрос о низких размерах компенсаций за земли и недвижимость, изымаемые под государственные нужды, и даже предложил пересмотреть нормы Закона «О госимуществе». Но, скорее всего, этой инициативе уготована судьба ее предшественницы – забвение. В 2014 году депутаты уже пытались решить данную проблему, но безрезультатно.
Но самым «народным» предложением депутатов стала инициатива, касающаяся досрочного изъятия казахстанцами средств из пенсионного фонда, погрязшего в скандалах и уголовных делах. «Народ может сам управлять своими деньгами. Нужно народу доверять его деньги и давать возможность ему развиваться. Использовать эти деньги и на ипотеку, и на лечение, и на обучение своих детей», – говорила тогда Ирина Смирнова. И многие обыватели стоя аплодировали мажилисменам, считая это разумным выходом из коллапса, в котором оказалась отечественная пенсионная система. Однако и тут дальше разговоров дело не пошло, что доставило населению дополнительных волнений: «А может, в фонде давно уже нет наших денег?».
Вообще, депутатам стоило бы более настойчиво лоббировать свои инициативы или хотя бы объяснять прилюдно, почему их задвигают в долгий ящик, но, похоже, нарушать сложившиеся правила игры им не очень хочется. А то обстоятельство, что в подобной ситуации их деятельность напоминает известную поговорку «вот пуля пролетела – и ага», мажилисменов абсолютно не волнует: за это их не лишают зарплаты.
Кстати, о последней. В уходящем сезоне она у депутатов существенно подросла – на 30-50 процентов, в среднем составив 600-700 тысяч тенге «чистыми» на нос. От такой новости парламентарии ошалели, и у многих из них откровенно начало «сносить крышу». Например, Кудайберген Ержан направил депутатский запрос на имя премьер-министра Бакытжана Сагинтаева с просьбой усилить борьбу с мошкарой в стране. «Причиной обращения стали жалобы, поступающие из регионов о том, что за последние пять лет в Западно-Казахстанской, Павлодарской, Южно-Казахстанской областях особую озабоченность вызывают вопросы борьбы с мошкарой, – заявил он. – Это явление приходится на май-июнь, когда в разгаре сельхозработы, что является преградой для выполнения работ. Места укуса мошкары вызывает сильный зуд у людей, поднимается температура тела, появляются отеки… В целях обеспечения безопасности для здоровья сельских жителей, проживающих в указанных населенных пунктах, чтобы они могли плодотворно работать, было бы целесообразным создать оперативную комиссию с участием ответственных работников центральных, местных органов, а также ученых, занимающихся данным вопросом. Направить их в указанные регионы и принять соответствующие меры».
«Народный коммунист» Айкын Конуров предложил увеличить налогообложение на тех, кто открыто демонстрирует приобретение дорогой недвижимости, дорогого транспорта и предметов роскоши.
Отличился и лидер «Ак жола» Азат Перуашев, предложивший в рамках программы «Нурлы жер» строить для малообеспеченной сельской молодежи жилье без кухонь и туалетов. Свое предложение он сопроводил доскональными математическими расчетами: «Организованное строительство таких общежитий позволит обеспечить жильем намного больше наших соотечественников за те же деньги. Если по программе «Нурлы жер» планируется до 2021 года построить 35 тысяч арендных квартир, то на той же площади в общежитиях смогли бы получить жилье не 35, а 49 тысяч малообеспеченных семей». Однако правительство, в отличие от общественности, которая сразу же окрестила новый вид жилья «перуашками», посчитало такое предложение «преждевременным».
Самой неоднозначной депутатской инициативой в этом сезоне стало, пожалуй, предложение переименовать Астану в «Нурсултан» или «Назарбаев» и «внести в число изложенных в пункте 2 статьи 91 Конституции незыблемых ценностей нашей страны не только государственную независимость, но и статус, принципы и преобразования основателя и лидера Независимого Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева». Разлиться этому елею удалось только в рамках принятой мажилисменами декларации ко Дню независимости, но осадок, как говорится, остался. Да такой, что в социальных сетях депутатов подняли на смех. Они в долгу не остались и высказали народу все, что о нем думают. Выразителем обиды стал Куаныш Султанов: «Можно мнение критиков излагать, но не трогать личности, не оскорблять людей за ту или иную идею, предложение или высказывание. Можно не соглашаться, но ни за что ни про что, не зная человека, говорить о нем что угодно не стоит. Это говорит о том, что, мягко говоря, недостаточно у нас политической культуры», – заявил он.
С аксакалом трудно не согласиться. С культурой, в том числе и политической, в нашем царстве и в самом деле кранты. Но всегда стоит помнить о том, что рыба гниет с головы, и мажилис в этом плане вряд ли можно считать образчиком культуры. Доказательство тому – скандальное видео, на котором Мухтар Тиникеев унижает и избивает бывшего депутата маслихата.
Впоследствии это назвали «семейным разговором» и «шуткой».
Однако эта «шутка» обернулась для самого Тиникеева лишением мандата мажилисмена, а проголосовавшие за его изгнание парламентарии рьяно взялись за пополнение своего культурного багажа. Правда, делать это они предпочитали на YouTube, просматривая вирусные ролики – за таким занятием их и поймали с поличным журналисты.
Подводя итог, стоит сказать о том, что в плюс нынешним мажилисменам можно занести их активность и отвыкание от привычки лебезить перед большими чинами. Тон тут, конечно, задает спикер Нурлан Нигматулин, который любого министра заткнет за пояс. Но и рядовые депутаты не оплошали. Например, Бекболат Тлеухан вызвал министра образования Ерлана Сагадиева на словесную дуэль. А Кенес Абсаттиров выступил против чиновников в дорогих автомобилях, заявив: «отговорки, что машины казахстанского производства недостаточно эффективны при эксплуатации, выглядят неубедительно».