Начал работу новый созыв мажилиса, который отныне является многопартийным. Депутаты разобрались с комитетами, создали три фракции - от КНПК, "Ак жола" и "Нур Отана" и начали осваивать нелегкую науку законотворчества. В минувшую среду они провели свое первое пленарное заседание, которое получилось не таким бойким, как можно было ожидать, но, как говорится, лиха беда начало. 12 законопроектов мажилисмены уже приняли в производство.
За день до пленарки состоялись заседания во всех комитетах, в эти же дни был проведен ликбез для новичков: новоявленных депутатов учили пользоваться кнопкой для голосования и объясняли им азы парламентской этики. Что же касается повестки пленарного заседания, то она была насыщенной. Законодательный портфель палаты упакован пакетами законопроектов, разработчиками которых является правительство, - вот их-то и "разбрасывали" по комитетам. Они касаются вопросов государственности, развития Таможенного союза, различных отраслей экономики. Спикер Нурлан Нигматулин, подбадривая коллег, заявил, что мажилис подобрался работоспособный и сумеет создать законодательную основу для успешного достижения целей, поставленных главой государства.
Регламент первого пленарного заседания, на удивление журналистов, был соблюден в точности. Началось оно с традиционных депутатских запросов, в основе которых - наказы избирателей. Особенно запомнился запрос депутата от коммунистов Владислава Косарева, что называется, на злобу дня. Он обратил внимание премьер-министра Карима Масимова на проблемы сель¬ского хозяйства:
- Производство зерна ведется обособленно от животноводства, которое сосредоточено, главным образом, в подворьях сельских жителей. Тех самых, которые поставляют на внутренний рынок более 90 процентов молока и молочных продуктов, 80 процентов мяса, половину общего объема яиц. Зерновые компании не только не несут ответственность за поставку населению молочных и других продуктов питания - они продают крестьянам корма и услуги с той же накруткой, как и при внешнеторговых операциях. И сельчане вынуждены покупать у агрофирм сено, фураж и другие услуги по таким ценам. Если не решить этот вопрос, то цены на продукты будут неумолимо расти, и казахстанский товар окажется много дороже того, что поставляют нам коллеги по Таможенному союзу, - выразил беспокойство депутат.
Очень кстати оказался и запрос экс-сенатора, а ныне мажилисмена Куаныша Султанова о качестве подготовки и проведения экспертизы законодательных документов. Проблема, конечно, "бородатая", ее не раз поднимали депутаты предыдущего созыва, но воз, как говорится, и ныне там:
- Деньги на проведение экспертизы законопроектов выделяются немалые, а эффект небольшой. Вот и в текущем году в бюджете предусмотрено 2 млрд. 335 млн. тенге на проведение экспертиз законопроектов. Эти средства составляют 30% от объема финансирования всей деятельности парламента. Но почему же качество экспертиз такое низкое? Частные организации, победившие в тендере на проведение экспертизы, поручают ее по субподряду специалистам вузов, выплачивают им 30-70 тыс. тенге, а все остальное обращают в свой доход. А одна экспертиза стоит от одного до шести миллионов тенге.
Как результат, кроме громких имен авторитетных ученых, в такой экспертизе ничего больше нет. Это стало распространенным фактом, на который почему-то даже в самом парламенте закрывают глаза.
- Законопроекты, которые поступают в парламент, противоречат Конституции и другим законам. И депутатам приходится вносить в них многочисленные поправки для приведения их в соответствие с действующим законодательством. Нужна ли нам такая экспертиза? - недоумевает Куаныш Султанов и просит премьер-министра ответить на вопрос: какие меры принимаются правительством, чтобы исключить подобные коллизии? Проверяет ли правительство закономерность и правильность этих экспертиз, и кто несет за это ответственность?
Согласно регламенту, ответ должен быть дан в течение месяца.
Мила БОГДАНОВА,
Астана