Одна из особенностей нового политического сезона: депутаты мажилиса отказываются одновременно и от внешних эффектов, и от могильной тишины в пользу конструктивного диалога, а от неосторожных заявлений их теперь удерживают миллионы глаз, в прямом эфире наблюдающие за законотворческим процессом.
Первые сто дней после своего избрания весной нынешнего года нижняя палата парламента напоминала территорию абсурда, а ее обитатели разделились на два лагеря – «трезвенников» и «буйно помешанных». Пока одни мажилисмены пытались остудить пыл госорганов, которые пытались протащить законодательные новшества, способные лишь осложнить жизнь простых казахстанцев, другие устраивали на этой мякине пиар-акции для себя любимых с метанием молний в журналистов, как всегда, виноватых во всех смертных грехах. Такой диссонанс в работе мажилиса не мог не вызвать вопросов со стороны как удивленного зрителя, то есть нас с вами, обывателей, так и со стороны «научного консилиума» в лице политологов.
Похоже, нестандартность ситуации не укрылась и от зоркого взгляда президента, который незадолго до начала парламентских каникул нашел способ лечения такой «болезни», направив в нижнюю палату Нурлана Нигматулина. Это знаковое кадровое решение вкупе с намерением раздеть догола мажилис, выставив интимные игрища депутатов с законодательными нормами на всеобщее обозрение, уже приносит положительные плоды, о чем можно уверенно говорить по итогам первых пятнадцати дней осенней сессии.
Нурлан Нигматулин переформатировал работу мажилиса так, что теперь может быть услышанным даже мнение меньшинства. Лидер «Ак жола» Азат Перуашев не преминул сделать по этому поводу заявление: «Я хотел бы выразить признательность Нурлану Зайруллаевичу за поручение в этой связи, которое он дал сразу же после избрания спикером нашей палаты. Это реальный большой шаг в развитии демократии, укреплении парламентаризма в нашей стране».
Обнажить же процесс принятия депутатами решений - инициатива непосредственно главы государства. На совместном заседании палат, состоявшемся 1 сентября, он так обосновал необходимость большей открытости законодателей: «Парламент – это главный орган народного представительства, поэтому его деятельность должна быть максимально прозрачной для общества».
Физически прозрачность депутатской работы выражается в онлайн-транслировании заседаний обеих палат и в привлечении на стадии подготовки законопроектов общественных экспертов, представителей непарламентских партий, неправительственного сектора, СМИ. И, надо признать, жизнь «в аквариуме» пошла обладателям депутатских значков на пользу – такого стремления к защите народных интересов с их стороны не наблюдалось уже давно.
Всего за две недели осенней сессии они подняли массу социально значимых вопросов. Например, Загипа Балиева, одновременно являющаяся уполномоченным по правам ребенка в Казахстане, высказалась за ужесточение наказания для педофилов вплоть до смертной казни. Как всегда, на передовой оказался Мухтар Тиникеев – он потребовал снизить непомерно высокие штрафы за нарушение правил дорожного движения, которые вдвое, а то и втрое превышают по размерам те, что действуют в соседних с Казахстаном странах. Плюс предложил отменить штрафы за отдельные виды нарушений (вроде забрызганных номеров в слякотную погоду), в совершении которых вина водителей неочевидна. А под конец своего спича депутат и вовсе катком проехался по полицейским, потребовав убрать с дорог тех из них, кто «перед обедом стоит, кушать хочет».
Добровольное же участие мажилисменов в войне, которую казахстанцы объявили поликлиникам смешанного типа, и вовсе вызвало овации электората. Теперь ответ за отсутствие педиатров и детских поликлиник предстоит держать Тамаре Дуйсеновой, министру здравоохранения и социального развития. Министрам образования и обороны придется отчитаться перед коммунистами за дорогостоящую форму для занятий по начальной военной подготовке – родители приобретают ее по цене 30 тысяч тенге за комплект. Магеррам Магеррамов выступил с инициативой увеличить пособия «чернобыльцам» и снизить для них пенсионный возраст до 60 лет. Аманжан Жамалов поднял проблемы таможенного администрирования, которые давно являются поводом для жалоб со стороны предпринимательства и оборачиваются серьезным недобором поступлений в доходную часть бюджета. Депутат также предложил рассмотреть возможность внесения изменений в Таможенный кодекс.
Но, к сожалению, новый формат работы мажилиса все же не исключает побочных эффектов и не способен остановить депутатов, рьяно берущихся за дело усложнения жизни казахстанцев. Новый политический сезон принес очередную порцию запретов и ограничений. На этот раз в роли регулировщика, открывшего зеленый свет новым карательным мерам, выступил Омархан Оксикбаев, который предал анафеме любителей подымить за рулем. «Когда водитель отвлекается, чтобы закурить, у него снижается уровень внимания, замедляется реакция. В процессе курения сигарета может упасть, и сам процесс курения оказывает определенное воздействие на мозг», - изрек он и добавил: «Мы ввели запрет на разговоры по телефону, а это (курение за рулем – прим. авт.) еще хуже, чем разговоры по телефону, потому что двойное отвлечение…».
Впрочем, Оксикбаева не поддержали ни коллеги, ни независимые эксперты, присутствовавшие на заседании мажилиса. Они разглядели в данном предложении высокую коррупциоемкость и назвали его откровенно бредовым. Если следовать логике депутата, то нужно запретить также чихать, сморкаться, плеваться, есть, пить (это все тоже отвлекает водителя), заниматься сексом во время управления авто и т.д. Неудивительно, что электорат ответил на предложение депутата емко, но веско: «Скоро запретят выпускать газы наедине». Было бы смешно, если бы не было так грустно.
Депутаты, позволяющие себе подобные инициативы, фактически отвлекают весь парламент от главного – от решения задач, поставленных президентом. Напомним, на открытии осеннего сезона глава государства говорил о том, что «вторая сессия парламента начинает работу в ответственный исторический момент. Это и юбилей независимости, и второй этап реализации плана нации. Необходимо принять множество законов, нужных для развития страны, среди них есть безотлагательные законы, которые необходимо принять в кратчайшие сроки». А еще президент напомнил депутатам: «Мы в прошлом году в спешке приняли некоторые законы некачественно, помните об этом».
Но, как показывает практика, об этом помнят далеко не все народные избранники. Может, руководителей парламента хватит еще на одну придумку с целью избавиться от «депутатовредителей» или хотя бы направить их энергию в мирное русло? Не секрет, что большинство законов, принятых парламентариями - всего лишь бумаготворчество. Для реальной жизни они попросту непригодны, чего не скрывают и сами мажилисмены. Та же Загипа Балиева недавно указала на это, в частности, заявив, что законы, защищающие женщин от бытового насилия, в Казахстане не работают. Вот бы направить усилия депутатов на «исправительные работы»…