Прогнозы – дело неблагодарное, а политические тем более. И все же хочется знать, что ждет страну и общество в ближайшем будущем. Тем более что в наступающем году, судя по некоторым косвенным признакам, политическая жизнь в Казахстане заметно оживится. Мы попросили известных отечественных экспертов высказать свои соображения на этот счет, адресовав им следующие вопросы:
- Самое ожидаемое, на ваш взгляд, политическое событие 2019 года?
- Положит ли оно начало процессу политических реформ, которых общество явно заждалось, или же все ограничится рамками так называемого транзита власти?
- Можно ли предположить, что кто-то из представителей отечественного политического истеблишмента выйдет в следующем году на первый план?
- Какой вам видится в ближайшей перспективе роль парламента и правительства? Их влияние на внутриполитические процессы возрастет или же останется прежним?
Максим Казначеев, политолог: Прорыва не будет
1. Самым ожидаемым политическим событием 2019 года станет начало нового избирательного цикла. Акорда пока публично не озвучивала, какие именно выборы пройдут досрочно – президентские или парламентские. Пока наблюдается только подготовка общественного мнения к самой возможности проведения досрочных выборов.
У обоих сценарных планов есть свои преимущества:
С одной стороны, президентские выборы состоялись в 2015 году, а потому хронологически необходимо проводить «очередные внеочередные» выборы главы государства. Кроме того, они обладают более существенным мобилизационным и консолидирующим общество потенциалом, что с точки зрения власти может быть важным в условиях текущего экономического кризиса.
С другой стороны, внеочередные выборы в парламент позволят на практике реализовать конституционные инициативы 2017 года, связанные с наделением его большим набором полномочий в вопросах формирования и контроля за деятельностью правительства, повышения ответственности министров перед парламентом за реализацию стратегий развития подконтрольных им ведомств. Что, в свою очередь, даст пусть и небольшой, но все-таки шанс на перезагрузку работы правительства.
При этом внешний фон выборов (как внешнеполитический, так и экономический) будет оставаться неблагоприятным. Геополитическое напряжение будет нарастать, колебания цен на казахстанское сырье останутся слабо предсказуемыми. Мы можем столкнуться как с ростом, так и с резким падением цен на углеводороды: последнее сразу усложнит задачу правительства в плане поддержания социальной стабильности.
С субъективной точки зрения я считаю более перспективным проведение именно парламентской избирательной кампании. Президентские выборы не будут содержать в себе большой интриги, их результат можно прогнозировать уже сегодня. А вот парламентские могут дать детальное представление о текущем внутриэлитном балансе, возможностях групп влияния, стоящих за политическими партиями.
2. Новый избирательный цикл не станет прорывным в смысле ожидаемых политических реформ, равно как и не приведет к транзиту власти. Особенно, если выбор будет сделан в пользу досрочной президентской избирательной кампании. В течение последних двух лет власти предприняли неоднозначные шаги, радикально изменившие принципы функционирования в пространстве публичной политики. Мы стали свидетелями существенного отката в политическом реформировании с точки зрения демократизации институтов представительной власти. В частности:
- введено требование об обязательном 5-летнем стаже госслужбы либо
- пребывании на выборной должности для кандидатов на пост президента страны;
- решено отказаться от введения прямых выборов акимов первичного звена (сел, сельских округов и т.п.);
- принято решение о переходе к выборам депутатов маслихатов по пропорциональной системе с одновременной отменой возможности выдвигать свои кандидатуры самовыдвиженцам.
Поэтому ожидать политических прорывов от нового избирательного цикла не стоит. Предстоящая избирательная кампания обозначит новую конфигурацию сил в элите, новые тактические союзы и, напротив, новые линии разлома между политическими тяжеловесами. Но судьбоносной в плане политического реформирования или транзита власти она не станет.
3. Новые требования к выдвижению кандидатов на президентский пост предполагают участие в возможных выборах главы государства только чиновников высшего ранга либо депутатов парламента. То есть Нурсултан Назарбаев будет побеждать не неизвестных никому общественных деятелей, а соперников из бюрократической элиты.
В случае проведения внеочередных парламентских выборов мы можем увидеть новую конфигурацию влияния внутриэлитных групп. Возможно, с новыми выборами в депутатский корпус придет «свежая» кровь. Будет интересно оценить степень поддержки министров, представляющих различные группы влияния, партийными фракциями нового парламента.
Акорда в 2019 году сохранит курс на омоложение элиты, будет предоставлять возможность работы в публичном пространстве ранее малоизвестным бюрократическим функционерам. В целом это положительная тенденция, однако, не меняющая базовой политической и социальноэкономической стратегии власти.
4. По логике конституционных изменений 2017 года, досрочные выборы в парламент должны будут привести к определенному росту его влияния на социально-экономические процессы. Ведь правительство теперь будет подотчетно одновременно и ему, и президенту. Ответственность министров за реализацию программ социального и экономического развития перед парламентом вводит в казахстанскую политическую практику некоторые элементы прозрачности при выработке отраслевых стратегий развития. Тогда как до сих пор правительство просто представляло законопроекты на утверждение только лишь с указанием на то, что они одобрены президентом. В новых условиях каждый свой шаг в социальной и экономической сферах представители правительства должны будут обосновывать в парламенте.
Но совокупное влияние и парламента, и правительства именно на внутриполитические процессы (государственная идеология, регулирование отношений в межконфессиональной и межэтнической сферах, выборное законодательство, информационная политика и т.д.) возрастет незначительно.
Здесь мы должны учитывать такой фактор, как рост влияния Совета безопасности во внутриполитической жизни страны через придание ему дополнительных политических функций. Усиление Совбеза ведет к очень широкому перераспределению формальных и неформальных статусов в бюрократической элите. В частности, вместе с инициативами по повышению роли парламента в плане контроля над социальноэкономическим блоком правительства все это делает статус будущего второго президента постом без полномочий.
Поэтому усиление одних функций мажилиса и правительства будет параллельно компенсировано усилением других государственных институтов.
Толганай Умбеталиева, политолог, гендиректор Центрально азиатского фонда развития демократии: Искушение властью
1. Наверное, самое ожидаемое – это предстоящие президентские и парламентские выборы. Хотя, согласно установленным в Конституции срокам, они должны состояться в 2020-м, казахстанские реалии и политические традиции позволяют предположить, что эти электоральные
кампании могут пройти в следующем году.
2. К сожалению, нет. Предпосылок к тому, что в стране грядут политические реформы, не просматривается. Возможно, их проведение будет перенесено в повестку уже будущего политического руководства. Впрочем, ныне существующее распределение полномочий вполне может устроить и тех, кто придет к власти в будущем, поэтому нельзя исключать того, что реформы и вовсе могут быть отложены в долгий ящик.
В идеале, конечно, власть должна быть равномерно распределена между всеми субъектами внутри государства, да и общество должно получить свою долю. Более того, общество может само стать инициатором реформ. Ведь, если взглянуть на мировую историю, то в основном так и происходило. И сегодня, если судить по результатам исследований, высказываниям в социальных сетях, казахстанское общество созрело для этого.
Что касается транзита власти, то и в экспертной среде, и в обществе много раз обсуждались его возможные сценарии, кандидатуры возможных преемников. Поэтому не стану повторяться и выделю только один аспект, которому в таких дискуссиях, на мой взгляд, уделяется мало внимания. Это то, какие пути и способы транзита должны отсекаться как неприемлемые. Например, вариант передачи власти по наследству. Если Астана собирается двигаться в сторону прогресса и действительно хочет видеть Казахстан в числе 30 наиболее цивилизованных стран мира, то она должна навсегда отказаться от такого варианта. Члены семьи действующего главы государства не должны участвовать в президентских выборах сразу после его ухода – такое право им может быть предоставлено, скажем, через два срока (десять лет). Какими бы гениальными они ни были, династийная смена власти неприемлема в принципе. Мы были свидетелями того, как другие страны центральноазиатского региона, где уже произошла смена власти, смогли справиться с этим вызовом.
3. Думаю, что выходить на первый план, выделяться никто не захочет, поскольку в наших условиях это сопряжено с определенным риском. Как всем известно, отношение может очень быстро измениться, причем достаточно непредсказуемо. Поэтому поддержку властей предпочтительнее использовать для других целей: например, для продвижения своей программы, своей инициативы, своего человека, либо для того, чтобы самому занять тот или иной пост, получить доступ к тем или иным ресурсам. Судя по действиям представителям казахстанской элиты, они так и поступают.
4. Прежде чем говорить о роли парламента и правительства, следует обратить внимание на сложившуюся в стране избирательную систему, посредством которой и формируется тот же депутатский корпус. Она, скорее, лишает граждан избирательных прав, нежели обеспечивает их. Политическая элита использует довольно изощренные методы отстранения электората от участия в выборах, в результате чего многие граждане добровольно и достаточно демонстративно самоустраняются от них. Тем более что они прекрасно понимают: результаты голосования заранее предопределены. «Неважно как проголосуют, важно как посчитают» – к этому наши люди уже давно привыкли.
Центральная избирательная комиссия никак не реагирует на многочисленные сигналы о нарушениях в ходе выборов, хотя они подкрепляются убедительными доказательствами. Что еще больше отвращает граждан от участия в голосовании. Не исключаю, что это тоже делается намеренно.
А если парламент избирается в подобных условиях, то о какой его самостоятельной роли в политической жизни страны может идти речь? Поэтому сегодня в первую очередь нужно сформировать в стране прозрачную, справедливую и пользующуюся доверием у граждан избирательную систему.
Эдуард Полетаев, политолог: Выборы для стабильности
В Казахстане политическая жизнь носит эволюционный характер, и в политическом календаре на 2019 год громких и масштабных событий не предусмотрено. Хотя я бы выделил ожидаемое проведение в Астане юбилейного саммита ЕАЭС, посвященного 5-летию подписания Договора о ЕАЭС и 25-летию идее Нурсултана Назарбаева о евразийской интеграции. С учетом хотя бы статусности мероприятия на нем можно услышать какие-то значимые заявления.
Однако во второй половине 2018-го в публичном поле появилось немало предположений, связанных с возможными внеочередными выборами. Сначала говорили, что это будут досрочные выборы в мажилис и маслихаты, затем об этом забыли и начали рассуждать о досрочных выборах президента. Согласно календарю, их проведение в ближайшее время представляется более вероятным (очередные выборы в мажилис должны состояться только в 2021 году).
Такие предположения возникли не на пустом месте – звенели звоночки. Среди них принятие Закона «О Совете безопасности РК», внесение изменений в Закон «О выборах в РК» (среди которых запрет на самовыдвижение: кандидат может идти только от партий или общественных объединений), перестановки в системе исполнительной власти, социальная направленность Послания главы государства, меры по снижению и сдерживанию цен и тарифов, повышение минимальных заработных плат и т.п.
С этой точки зрения намеки вроде бы понятны. Фактор выборов всегда делает власти более осторожными, вынуждает их воздерживаться от каких-то радикальных и непопулярных шагов. И социальные инициативы с этой точки зрения хорошо ложатся в электоральную канву. Однако в то же время 2018 год характеризовался ужесточением налогового администрирования, а с 1 января 2020-го планируется введение всеобщего декларирования – это довольно-таки существенное событие для карманов казахстанских граждан, и ему надо уделить особое внимание, чтобы не возникли всякие перекосы, недопонимание и нарушения законов.
Важным фактором, влияющим на электоральное поведение, всегда было и остается состояние экономики на момент выборов. А также сформировавшийся естественный оптимизм избирателя, голосующего по принципу «лишь бы не было войны». Зондирование на предмет ожидаемого электорального поведения избирателей идет постоянно.
В общем, нельзя забывать, что согласно политической реальности и Конституции (статья 41), внеочередные президентские выборы назначаются только решением главы государства. А Нурсултан Назарбаев – искушенный политик, и его ходы просчитать непросто. Хотя еще в марте 2017-го на встрече с представителями СМИ он говорил о том, что перспективы его дальнейшего избрания зависят от времени и степени доверия народа.
Впрочем, по отношению к любому времени можно констатировать, что в целом в Казахстане сформировано необходимое качество институциональной структуры электоральных кампаний. При том что подготовка и проведение их – это большая ответственность, достаточно сложное и многостороннее мероприятие, тем более если выборы внеочередные и для организации всего процесса необходимо время. Практика показала (а проведение внеочередных выборов стало у нас чуть ли не традицией), что каких-то системных сложностей в организационном плане не возникает.
Можно вспомнить, например, аргументы, связанные с внеочередными выборами главы государства в 2015 году, – технические (необходимо было разнести по времени выборы президента и депутатов мажилиса) и идеологические (сложные процессы в мировой экономике, геополитическая неопределенность, необходимость сплочения граждан страны в данных условиях).
Инициатива досрочных выборов тогда исходила от АНК. А какие аргументы могут быть озвучены теперь? Непонятно. Во всяком случае, явно они не видны. На евразийском пространстве в 2018-м были два примера проведения досрочных президентских выборов – в Азербайджане и Турции, но там внутрии внешнеполитическая конъюнктура была совсем иной, чем в Казахстане.
Пока я бы не торопился говорить о транзите власти. Да и планы относительно возможных досрочных выборов всегда могут быть скорректированы. Зато ясно, что внешние обстоятельства для страны становятся достаточно сложными. Глобализм переживает кризис. Цена на нефть сейчас ниже той, что заложена в трехлетний бюджет РК на 2019-2021 гг., хотя, возможно, и вернется к прежним значениям. В конце концов, в Казахстане электоральную динамику всегда можно было определить как перетекание конкретных моделей «выборы» и «стабильность» в одну единую модель «выборы для дальнейшей стабильности». Именно обеспечение последней есть главный постулат актуальной политической жизни страны, к чему надо стремиться.