Кино было и остается не только важнейшим из искусств, но и одним из самых любимых народом. И широкой публике далеко небезразлично, чем живет сегодня "Казахфильм" - наша фабрика грез, а при недостатке информации возникают домыслы, слухи. Есть ли в них доля правды? Что изменилось на киностудии за последние годы? Какие проблемы в нашей отечественной киноиндустрии сегодня первостепенны? Мы беседуем с президентом АО "Казахфильм" Ермеком Аманшаевым.
От сценария до экрана
Незадолго до этого интервью пресс-центр "Казахфильма" разослал СМИ подробную информацию о 10 кинофильмах, которые будут выпущены в прокат в 2012-м. А ведь совсем недавно у нас снимали 3-4 фильма в год. И первый вопрос был адресован Аманшаеву-драматургу:
- Вы как никто другой понимаете, что фильм начинается со сценария. Откуда берутся эти сценарии и кто решает их судьбу? Есть ли сейчас сценарная коллегия? Но даже если она и есть, то окончательное решение по сценарию принимаете, очевидно, вы? Своя рука владыка…
- В одной из газет я прочел, что подобные решения у нас на "Казахфильме" принимаются келейно. Смею разочаровать автора той публикации. Управление такой отраслеобразующей киностудией как "Казахфильм" предполагает грамотное использование механизмов менеджмента. Когда четыре года назад я пришел сюда, тут даже намека на это не было. Руководитель киностудии и впрямь решал все. Принимал сценарии, формировал съемочные группы, запускал фильмы в производство, находил реквизиты, в том числе лошадей, если они требовались для съемок фильма, искал гвозди, краски, транспорт и т.д. По территории киностудии бегали собаки, на въезде вместо шлагбаума висел столетней давности аркан. Запустение было не только в хозяйственном смысле этого слова, но и фильмы снимали по 5-7 лет. Какие-то деньги выделялись, но они кончались, и съемка останавливалась. Через год съемка возобновлялась, пока в очередной раз не кончались деньги. Если на старте главный герой был семилетним ребенком, то к финишу он становился юношей, у которого пробивались усики. Никаких структур по работе с продюсерами не было. Работала одна сценарная коллегия, она рассматривала поступавшие сценарии, но в производство запускались один-два сценария в год.
- А сейчас?
- А сейчас у нас есть дирекция по дистрибьюции и прокату, продюсерский центр, центр развития проектов, сценарно-редакционная коллегия, экспертный совет. Сценарно-редакционная коллегия рассматривает даже идеи и темы на уровне заявок. Затем все это поступает в экспертный совет, куда входят сценаристы, режиссеры, художники, продюсеры. После всего этого сценарий выносится на мое рассмотрение. Разумеется, он проходит и через юридические службы. Раньше, к моему великому удивлению, случалось так, что фильм запускался в производство, а права на него не были определены, юридически фильм как бы зависал в воздухе. Сейчас мы отладили и этот механизм.
- Народ очень ревниво относится к нашему кино, а значит, и к положению дел на "Казахфильме". Всех радует, что произошла техническая переоснастка студии. С вашим приходом в разы увеличилось финансирование нашей киноиндустрии. Но, как известно, пряников никогда не хватает на всех. И среди кинорежиссеров всегда найдутся недовольные - те, кого вы обошли вниманием…
- Я таких не знаю. Все наши ведущие кинорежиссеры заняты работой над новыми фильмами. Кто-то ведет съемки, кто-то завершил их, кто-то к ним приступает. Все отобранные сценарии находят своих продюсеров, с которыми мы заключаем контракты, после чего фильм запускается в производство. Также мы работаем с известными продюсерскими компаниями, имеющими опыт производства фильмов. То есть, как крупная мейджер-компания, постоянно ведем многоплановую работу с продюсерами и с отдельными режиссерами. Сейчас мы поставили задачу попасть в основную конкурсную программу кинофестивалей класса "А". До сих пор ни один казахстанский режиссер в нее не попадал. Да, у нас есть режиссеры, которые неплохо заявили о себе на международных кинофестивалях, таких как "Особый взгляд" в Каннах и Локарно, режиссеров этих знают в Европе, в мире. Дарежан Омирбаев, Ермек Шинарбаев, Амир Каракулов, Ардак Амиркулов и Ермек Турсунов… С ними мы работаем уже как бы напрямую. Они приносят свои проекты, мы их обсуждаем, оцениваем и запускаем в производство. Конечно, имея возможность запустить 10 фильмов в год и реально оценивая свои возможности, мы не будем запускать в производство 29 сценариев - подобная маниловщина недопустима.
Чужие здесь не ходят
- Вообще, на съемки фильма, равно как и на постпродакшн, отпускается более или менее ограниченное время - это не может длиться, как было раньше, по 7 лет. Удается ли вам избежать "долгостроя", проектов, переходящих на следующий год?
- Такое было бы возможно, если бы мы снимали 40-50 фильмов в год. В той рассылке, которую вы получили, есть график выхода фильмов в прокат на 2012-й. По этому поводу у нас была встреча с прокатчиками, так что график релизов согласован всесторонне. Конечно, в производстве фильма самое дорогостоящее - съемочный период, и здесь мы стараемся строго выдерживать график. Да, был случай, когда съемочный период фильма мы продлили на 15 дней.
- А сколько он должен был длиться?
- 62 дня. Вот вы вскользь сказали о том, что у нас произошла "техническая переоснастка студии". Должен отметить, что раньше до 30 процентов средств, выделяемых на производство фильма, уходило за рубеж за неимением своей собственной, как вы выразились, технической оснастки. Да, съемочный период сравнительно недолог, а вот постпродакшн - монтаж, светокоррекция, озвучка, перезапись и т.д. - процесс достаточно длительный, порой и впрямь до нескольких лет. У нас этот срок максимально ужат: полтора-два года, далее - прокат.
- Но "Виртуальная любовь" Амира Каракулова снимается уже четыре года. Недофинансирование? Или палки в колеса вставляют?
- Не четыре, а два года, и связано это с тем, что фильм снимается с использованием сложной компьютерной графики. Раньше действительно финансирование было как тришкин кафтан - на все снимаемые фильмы денег не хватало, приходилось финансы кроить и перекраивать по ходу дела. Сейчас мы над этим голову не ломаем. А фильм Амира очень современный, интересный и по содержанию, и по исполнению. Надеемся, осенью выйдет в прокат. Я посмотрел часть смонтированного материала. Это фильм-чудо.
- Вопрос неудобный, но я вынужден его задать. У нас есть свои прекрасные мастера кино. В таком случае зачем надо было приглашать на съемки фильма "Кара майор, или Возвращение в пункт А" Егора Кончаловского? Что, сами не справились бы?
- Да, он снял у нас на "Казахфильме" одну кинокартину. Кстати, ко второй, "Сердце мое - Астана", которая сейчас выходит на экран, "Казахфильм" никакого отношения не имеет.
- …А еще "Возвращение в пункт А" выдвинуто на "Оскара". Кто выдвинул?
- Во всяком случае, не мы, там работает специальная комиссия, к которой мы отношения не имеем. И потом: чем вам не нравится этот фильм? Вы что - можете предложить этой комиссии другую нашу кинокартину?
- Ну, хотя бы "Келин". Не "Жаным" же…
- "Келин" уже был выдвинут на "Оскара". А "Жаным" - "хабаровский" проект, "Казахфильм" к нему опять же никакого отношения не имеет, и обсуждать этот фильм с моей стороны было бы некорректно. Но вернемся к Егору Кончаловскому. Если бы его приглашение шло в ущерб нашим казахстанским режиссерам, тогда был бы предмет для разговора. Но все наши кинорежиссеры так или иначе задействованы "Казахфильмом". Сатыбалды Наримбетов, Талгат Теменов, Амир Каракулов, Сламбек Таукелов, Ермек Турсунов, Ермек Шинарбаев в настоящее время снимают фильмы, картина Серика Апрымова в производстве, Дарежан Омирбаев только что закончил проект. Мы подтянули и молодежь: Фархад Шарипов, Адильхан Ержанов, Эмир Байгазин, Ахат Ибраев - все, абсолютно все активно задействованы. Так что на один из нескольких десятков проектов мы и пригласили Егора Кончаловского, и я не вижу в том особой беды.
- У нас масса частных студий. Как вы строите свои взаимоотношения с ними?
- На деловой творческой основе. Гульнара Сарсенова, Алия Увальжанова, Ахан Сатаев и другие - мы рады сотрудничать со всеми. Для нас крайне важно, чтобы наше уникальное оборудование не простаивало, было постоянно задействовано.
Как зажечь звезду?
- Собираясь к вам на интервью, я подумал: сегодня у нас нет киноактеров масштаба Нурмухана Жантурина, Бикен Римовой. Асанали Ашимову пошел восьмой десяток, Нуржуману Ихтымбаеву - 70, Жаманкулову - 65. Кто станет вровень с ними, кому в кино передать эстафету?
- Не думаю, что надо петь жоктау. Я хорошо знаю тех, кто в последние годы пришел в кино, и поэтому абсолютно не согласен с такой постановкой вопроса. Да, Нуржуману 70, но сегодня он один из самых востребованных киноактеров. А Булат Абдильманов? Очень сильный актер, сыграл главную роль в фильме "Жеруйык". Успешно снимается Толеубек Аралбаев - глядя на него, я вспоминаю Ануара Молдабекова. А Берик Айтжанов? Да, молод, но он очень зримо набирает актерскую мощь. Ербулат Тогузаков - он только что снялся в главной роли в фильме "Шал" Ермека Турсунова. Толепберген Байсакалов - очень харизматичный актер. В последние годы начал набирать обороты молодой талантливый актер Ануар Нурпеисов. Неплохо работает Димаш Ахимов - колоритная фигура! Могу назвать еще десяток имен. Кымбат Тлеуова, Асель Сагатова, Венера Нигматулина, Жанна Куанышева. Надеюсь, в нынешнем году этот ряд могут дополнить молодые актеры из фильма "Мын бала"... Не все так безнадежно, как может показаться на первый, поверхностный, взгляд. Когда начинают полнокровно работать все механизмы киноиндустрии и кино становится очень востребованным, оно дает созвездие новых ярких имен. Чтобы стать мастером, актеру нужны крепкие роли в добротных фильмах, в которых он мог бы расти и развиваться. Душа радуется, когда я слышу от актеров, что в год они снимаются в трех-четырех фильмах, - для них это большая школа.
- Меня поражает слабость сериалов, выходящих под патронажем "Хабара" и КТК. В чем тут дело?
- Не хочу обсуждать работу моих коллег. Могу сказать лишь вот что. Когда Ахмет Байтурсынов и Мыржакып Дулатов пытались работать в различных жанрах, они делали это не из желания показать свои таланты. Они делали то, чего к тому времени в казахской литературе еще не существовало. Когда в 2008 году я пришел в киностудию, здесь выпускали два-три фильма в год, и мне пришлось внимательно изучать опыт наших ближайших соседей. В России как получилось? В 1996 году был принят федеральный закон о господдержке киноиндустрии. Начался сериальный бум, на базе которого сформировалась группа медиа-звезд. А потом с этими "звездами" стали снимать большое кино. И народ пошел в кинотеатры смотреть это кино. Исходя из такой логики, мы и запустили сериалы "Город мечты", "Астана - любовь моя". Мы стали предтечей сериального движения в Казахстане. Сейчас я понимаю, что мы сделали все правильно. Это даст свои плоды завтра и уже их дает. Появилась новая плеяда актерских имен: Берик Айтжанов, Асель Сагатова, Алия Телеборисова, Нурлан Алимжанов, Ануар Нурпеисов, Макс Акбаров, которые очень популярны в молодежной среде…
Борьба за зрителя
- Когда чуть выше вы произнесли слово "прокатчики", вы наступили на большую мозоль. Это стало притчей во языцех: казахстанские фильмы до нашего зрителя в прокате не доходят. Так ли это?
- Не совсем так. Прокат - частный сектор. И сегмент рынка. В этом смысле у нас одно кинопространство с Россией, Украиной и Белоруссией. В течение года в кинотеатрах Казахстана демонстрируется 220-240 кинокартин. Мы подсчитали, что в 2008-м казахское кино присутствовало в прокате на уровне трех процентов, 73 процента занимало американское кино, 24 - российское. В прошлом году казахское кино присутствовало в прокате уже на уровне 9 процентов. Это огромный скачок. С началом кризиса на рубеже 2008-2009 годов в Голливуде было заявлено, что количество фильмов, находящихся в производстве, на ближайшие два года сократилось наполовину. В России министр культуры объявил, что новых проектов не будет, будут лишь завершены проекты, запущенные в предыдущие годы. Тогда стало ясно, что появится ниша в прокате, которую мы должны заполнить своими фильмами. Что и произошло. Далее, если в год производится два-три фильма, о каком качестве казахского кино может идти речь? Тем не менее в 2008-м количество зрителей казахского кино было 250-300 тысяч. В 2010-м оно перевалило уже за миллион. Сейчас важно удержать этот уровень. Появились новые фильмы, появилась новая группа "звезд", которая работает на кинопроизводство.
- Расскажите о тех проблемах, которые действительно сейчас стоят перед "Казахфильмом" - перед бастионом киноиндустрии страны?
- А вы не хотите задать вопрос по поводу жанрового разнообразия снимаемых нами фильмов?
- Дело в том, что совсем недавно мы опубликовало интервью с Арно Фрилеем, французским кинодеятелем, который выразил восторги по поводу казахской киноиндустрии: здесь можно выбрать себе партнером американца, россиянина, немца, француза и для любых жанров открыта дорога…
- Тогда я скажу вот о чем: у меня есть один проект, который называется "Киноаудитория Казахстана". Мы знаем, сколько лет нашему кинозрителю, какие у него жанровые предпочтения, как зритель наш выбирает нужный ему фильм - по рекламному материалу или просто у кассы. Далее: в какое время он предпочитает ходить в кинотеатр, в какой день недели, с кем он любит смотреть фильмы, какие актеры ему по душе и т.д., и т.п. Недавно я получил сведения украинского агентства о том, что в Интернет-ресурсах нашей страны по упоминаемости второе место занимает киностудия "Казахфильм". Это не случайно: связь с кинозрителем - одно из важнейших направлений в деятельности "Казахфильма". Что еще хочется мне сказать? В народе казахское кино ассоциируется с определенными фильмами: "Меня зовут Кожа", "Ангел в тюбетейке", "Кыз Жибек", "Конец атамана", "Трассибирский экспресс" - все это жанровое кино. С приходом "новой волны" был дан мощный импульс артхаусному кино. Теперь наши усилия направлены на многожанровое кино, не исключая и авторских фильмов. Сейчас мы закончили фильм с Ермеком Турсуновым "Шал", с Дарежаном Омирбаевым завершили фильм "Студент", ленты эти предназначены для кинофестивалей. Наша задача - попасть в основную конкурсную программу кинофестивалей класса "А". Для этого приходится много работать. Мы стараемся наладить контакты с отборщиками фильмов на кинофестивали, чаще приглашать их к нам, чтобы показать им наши картины. В прошлом году к нам приезжал Ральф Шенк, отборщик "Берлинале". У нас побывали арт-директор Венецианского фестиваля Алена Шумакова, представители фестивалей в Локарно, Монреале, Трайбеке. Мы хотим не наобум посылать фильмы, а работать с кинофестивалями адресно. В прошлом году нам наконец-то удалось в рамки кинофестиваля "Евразия" включить специальную программу "Эхо Венецианского фестиваля", где показали несколько фильмов-призеров этого кинофорума.
А в заключение хочу сказать вот что. Все механизмы киноиндустрии должны работать четко и слаженно. Когда прошел первый показ фильма, надо позаботиться о втором и третьем кинопоказе. Принять меры к показу фильма по ТВ. Затем продажа его на DVD. Все это надо учитывать, когда мы говорим о прокате. В России прокатная система четко отлажена. У нас же эти рычаги кинопроката только-только начинают работать, причем благодаря усилиям "Казахфильма". Мы исподволь начали эту работу три года назад, и лишь теперь она начинает давать свои зримые результаты.
- Четыре года вы руководите ведущей киностудией страны. А у вас у самого не было искуса снять фильм?
- Хороший вопрос, я ожидал его от вас. С Нариманом Туребаевым мы написали сценарий, в основу которого легла моя пьеса "Балкон" (она ставилась в нескольких ведущих театрах страны), и отправили его на конкурс в Министерство культуры Российской Федерации. В конкурсе участвовало 320 сценариев, и лишь семь дошли до финала. Нам посчастливилось попасть в эту семерку. Фильм, который будет называться "Параллельные миры", мы сняли по заказу российской кинокомпании. Для этого я взял отпуск, в который как раз и уложился съемочный период. В фильме принимают участие и казахстанцы (Берик Айтжанов, Сауле Рахмедова, Арман Асенов), и россияне (Алена Бабенко в главной роли, Женя Стычкин). Киностудия "Казахфильм" к моей кинокартине никакого отношения не имеет. Это я говорю на всякий случай, чтобы упредить возможные измышления по этому поводу.
- Что ж, все сделано более чем грамотно.