11-03-2010, 23:45

Парадоксы большого экрана

Какого кино сегодня у нас нет?

Успехи нашего нынешнего отечественного кино самоочевидны. Происходят подвижки и в области проката: лед тронулся, и наш зритель может теперь видеть то, что снимается и на "Казахфильме", и на частных студиях, которые опять-таки сущностно подключены к "Казахфильму". И все-таки есть, очевидно, проблемы, которые безотлагательно требуют своего решения. Причем, то ли на государственном уровне, то ли силами самих работников нашей киноиндустрии. Чтобы выявить эти проблемы, разобраться в них, мы беседуем с ведущим киноведом Казахстана Гульнарой Абикеевой.

- Большое видится издалека. Находясь внутри ситуации, не всегда и не все заприметишь, - говорит она. - Для меня таким водоразделом стала недавняя поездка на Берлинский кинофестиваль: появилась возможность сравнивать. Так вот до февраля нынешнего года, до поездки в Берлин, я находилась в некоей эйфории. Мне казалось, то, о чем мы всегда мечтали, свершилось, наше кино дошло до зрителя, появилась масса статей в газетах, аналитических материалов в Интернете, специальных телепередач о кино. Это закономерно: все второе полугодие 2009-го одна за другой выходили кинопремьеры. "Заблудившийся", "Прыжок афалины", "Биржан сал", "Секер"…

- Не забудьте о фильме "Байтерек", мы, наконец-то, и о детях вспомнили, для них сняли фильм!

- Все так. И нынешний год мы начали показом фильма "Кто вы, господин КА?", а потом была лента для молодежи "Рывок". И живем мы в преддверии новых премьер. Все это радостно. Тем более что, если в минувшем году первые кинопоказы начались в мае, то нынче уже в январе. 15 фильмов в год - показатель успеха, и в том, конечно, немалая заслуга нового президента АО "Казахфильм" Ермека Аманшаева.

Вот с этим ощущением достигнутых нами успехов я и поехала на кинофестиваль. А дальше произошло вот что. Встречаясь с коллегами, имеющими касательство к другим кинофестивалям, и слушая их восторженные отзывы о том, что у нас снимается много фильмов, я слышала от них вполне естественный вопрос: а что вы нам предложите на наши грядущие фестивали? И этот вопрос поставил меня в тупик. Сейчас, кроме фильма "Секер" Сабита Курманбекова, нечего представлять на кинофестивали. Хорошо, а что из того, что снимается и пока не завершено? И тут у меня возникла растерянность. Я вдруг ощутила: картин много, но все они не фестивального плана. Ожидается "Нереальная любовь.kz" Амира Каракулова, "Ирония любви" продюсера Рената Давлетьярова, "Сказ о розовом зайце" режиссера Фархада Шарипова, "Настоящий полковник" Егора Кончаловского, все они выйдут вот-вот, я, правда, еще не видела окончательные варианты, но, насколько я знаю, все это коммерческое кино, рассчитанное по преимуществу на прокат.

- Минутку! Но Амир Каракулов, как представляется, режиссер именно фестивального плана, ленты его слишком самобытны и выбиваются из общего ряда…

- Безусловно. Он всегда снимал арт-хаусное кино. Однако, в этот раз он решительно заявил, что будет делать коммерческое кино. А мне вновь и вновь задавали все тот же вопрос, и ответить на него мне было нечего. Коммерческое кино не идет на фестивали. Хорошо, говорят мне, а вот Ермек Турсунов снял "Келин", он снимает что-то новое? Нет, отвечаю я. А Дарежан Омирбаев, один из самых ярчайших ваших режиссеров, что он? После "Шуги" прошло уже два года. Он что-то снимает? Нет. А Серик Апрымов, "Охотника" он снял в 2005-м, прошло уже пять лет. И снова мне ответить нечего.

- Мы говорим о работах "казахфильмовских". А независимые студии - может они что-то предложат? Вспомним "Тюльпан", собравший целый букет фестивальных наград, он был снят на независимой студии "Евразия"…

- Да, и Гульнара Сарсенова была названа в Пусане лучшим азиатским продюсером 2008 года. Сейчас студия "Евразия-фильм" занимается съемками телесериала "Астана - любовь моя". Но у нас есть продюсеры, которые стабильно работают в секторе арт-хаусного кино. К примеру, Саин Губдуллин, руководитель независимой студии "Кино". В апреле этого года будет очередное вручение российской кинонаграды "Ника". Так вот, из четырех картин, выдвинутых на "Нику" из стран СНГ и Балтии, две продюсировал Саин Губдуллин - "Песнь южных морей" и "Другой берег". Это что-то да значит! Саин - такой человек, который, вы хоть его убейте, будет снимать как продюсер только арт-хаусное кино, потому что, мне кажется, он осознает, что жизнь коротка, и надо успеть сделать что-то сущностное, по-настоящему художественное. В основном же частные студии ориентированы на прибыль, возврат денег, соответственно, и не ставятся задачи делать искусство.

- И что же они снимают?

- Давайте вспомним. В 2009 году на частных студиях были произведены "Кайрат-чемпион", "Обратная сторона", "Лавэ", "Письма издалека" - жанровые коммерческие фильмы-однодневки. Картина, в которой коммерческая сторона сочеталась с художественной - "Заблудившийся" Акана Сатаева. Да, совсем забыла, в этом году на фестивальных орбитах должна засветиться картина частной студии "Танарис" - "Рай для мамы", которую снял кыргызский режиссер Актан Арым Кубат (если Сергей Азимов, продюсер фильма, завершил ее по техническим параметрам). Тем не менее, мы этот фильм можем зачислить в свой актив. Вот и все. Получается, что есть всего две картины - "Секер", который уже не нов, он вышел в 2009-м, и "Рай для мамы", выход которого намечен на 2010-й.

- Разрешите задать детский вопрос: расшифруйте нам термин "арт-хаусное кино"?

- Это то кино, которое, может быть, не очень легко смотреть. Оно не развлекает тебя острым сюжетом, своей динамикой. Это не жанровое кино и не коммерческое. Это кино, в котором художник ищет ответы на вызовы времени. Это некое авторское послание. В первые годы независимости все кинулись снимать кино, надеясь заработать на этом деньги. Но банки вскоре приостановили финансирование, инвесторы быстро раскусили, что кино - затратное дело, тут скорыми деньгами не пахнет, особенно в те-то годы. И на рубеже тысячелетий произошел резкий количественный спад, и любой фильм, который снимал художник-режиссер, был как некое пожелание высказать наболевшее. Тогда выходило 2-3 картины в год, максимум 4 или 5, но они все были фестивальные. И на тот момент казахское кино, вопреки своему спаду, прославилось в мире как арт-хаусное, фестивальное. Пример тому фильмы Дарежана Омирбаева, глубокие размышления о современности. Что происходит с человеком, когда он отрывается от своих корней, переезжает из аула в город? Как формируется личность в молодости, в момент ее становления, когда он обретает профессию? И т.д. То есть каждая такая картина- это целый этап в жизни человека, и этим Дарежан интересен. Не случайно картины Дарежана сравнивали с работами Брессона. Он затрагивал глубинные, сущностные вопросы человеческого бытия. Я люблю картину Болата Шарипа "Заманай" 1998 года. Это было мощное желание в первые годы независимости рассказать о двух миллионах казахов, которые некогда в силу обстоятельств были вынуждены уйти за границу, и об их желании вернуться на свою историческую родину. Лишь потому, что не было проката, картина как бы потерялась, хотя по своему патриотическому духу она равна фильму "Кыз-Жибек". Все картины Серика Апрымова - мощное художественное послание. Повторяю, арт-хаусное кино не развлекает, не веселит, оно заставляет думать.

- То есть, выходя из кинотеатра, ты не забудешь тотчас то, что видел?

- Вот, именно этим отличается арт-хаусное кино. И на волне подъема киноиндустрии меня крайне смущает отсутствие таких фильмов. Что - у нас нет сейчас мощных рефлексий? Нет настоящих художников? Нет продюсеров, которые готовы поднять большие темы?

На эти размышления меня натолкнуло тот факт, что Гран-при берлинского кинофестиваля получил турецкий фильм "Мед" Семиха Капланоглу. Турецкий киновед Атилла Дорсай вручил мне открытку, где были изображены постеры трех картин: "Мед", который участвовал в главном конкурсе, "Космос" - он был участником второй по значимости программы фестиваля "Панорама", и "Легкая дымка" - программа "Форум". Понимаете, во всех трех программах фестиваля были представлены турецкие фильмы. Я удивилась: откуда такой успех? Пять лет назад ни в одной программе Берлинского фестиваля не было турецких фильмов. Хорошо помню, как в 2007 году в детской программе "Generation" была показана турецкая лента "Летняя книжка", я специально пошла посмотреть, что же там снимают наши коллеги-турки. Что ж, милое, детское кино, наивное и простоватое, подумала я после просмотра. В 2009-м в Берлине уже в программе "Панорама" был показан турецкий фильм "Только мой рассвет", о котором много писали. А в этом году уже участие во всех трех программах и - Гран-при в главной конкурсной! При этом на кинорынке в этом году были представлены еще 32, тридцать два (!) турецких фильма, снятых в 2009-2010 гг. Мне было крайне обидно, потому что если говорить о стартовой площадке за последние 10-15 лет, то у казахского кино фестивальные орбиты были несоизмеримо выше, чем у турецкого. Мы их утратили. На Берлинском фестивале ни в одной программе не было ни одного нашего фильма. Мы как бы выпали из мирового кинопроцесса.

- Кстати, у нас в Казахстане большим успехом пользуются турецкие телесериалы…

- Совершенно верно. Их закупает весь арабский Восток, вся Азия. Это тоже показатель успеха, хотя речь идет о продукции, казалось бы, второсортной... А успех турецкого кино в Берлине меня просто потряс. Я проследила динамику турецкой киноиндустрии. В 2005-м там вышло в прокат 27 фильмов собственного производства, в 2008-м - 50, в прошлом году уже около 100. Представляете!

- А у нас лишь 15?

- Сравнение не совсем корректное. Турция по численности населения вчетверо больше, чем Казахстан, следовательно, там и прокат более емкий. И тем не менее. Причем, никаких льгот для отечественного кинопроизводителя там не было, хотя госпрограмма была утверждена пять лет назад и согласно ей ежегодно государство субсидирует в кино 8-9 млн. долларов.

- Это крупное финансовое вливание?

- Не больше чем у нас государство выделяет на нужды кино. Но не эта сумма является определяющей в кинопроизводстве Турции. Там в кино активно пришел частный бизнес, поскольку кино стало прибыльным. За 2008 год в стране было продано 36 млн. билетов в кино, при стоимости билета 7-10 долларов нетрудно посчитать, каков объем этого рынка. Турки ходят в кинотеатры смотреть свои фильмы. Доля национальных фильмов в турецком кинопрокате в 2008 году составило 55%, а ленты отечественного производства заняли первые пять мест в десятке самых популярных картин. Так было не всегда, ситуация стала такой в последние пять лет. Соответственно, там огромное количество частных студий и продюсеров. Определенная независимость финансирования способствует тому, что турецкое кино в последнее время тяготеет к острой постановке социальных проблем.

- Насколько я понимаю, фестивальное кино - это лицо кинематографа страны. И если мы не поставляем на фестиваль свои фильмы, то у нас лица этого как бы и нет? Или коммерческое кино потеснило высокое киноискусство?

- Но ведь в Турции одно другому не мешает, скорее - напротив. И почему удачная фестивальная судьба того же "Тюльпана" не подвигла наших режиссер повторить его успех?

Взял интервью

Адольф АРЦИШЕВСКИЙ

 

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии