Отток наших граждан за рубеж, – пожалуй, одна из самых болезненных тенденций последних лет. Однако вместо того, чтобы начать действовать, мы продолжаем спокойно наблюдать за ней как бы со стороны, смакуя возможные причины и бесконечно ища виновных. Хотя именно всеобщую инертность, за которой не видно будущего, многие из покидающих страну называют в числе главных причин переезда. Что нужно предпринять государству и общественным институтам, чтобы остановить или хотя бы снизить уровень эмиграции? А может, вовсе не стоит вмешиваться?
Арман Кудабай, блогер, преподаватель вуза: «Кажется, мы заигрались»
– Как бы ни старались наши официальные власти и отдельные общественные деятели представить все эти иммиграционные процессы в чисто экономическом свете, надо ясно понимать, что на самом деле все обстоит гораздо сложнее…
Решение сменить страну проживания и отказаться от всего привычного – далеко не самое легкое в жизни любого человека. И даже если на такой шаг его провоцируют социально-экономические проблемы, то они явно не являются единственными или основными. Ведь живут же сотни миллионов людей в менее «удобных» условиях, но при этом даже не думают покидать родные места.
Да, на переезд обычно толкает целый комплекс проблем, но «спусковым крючком» становится лишь одна. И нам надо ее наконец-то признать. Чтобы ответить на ваш вопрос, достаточно взглянуть на статистику, а точнее на то, кто уезжает и куда уезжает.
Согласно официальным данным, наши граждане переезжают в Европу, США и по большей части в Россию. Заметьте, не в Турцию, не в ОАЭ (где они, как правило, отдыхают), а в РФ. Причем последняя волна переселений как бы невзначай совпадает с известными событиями… Иначе говоря, «спусковым крючком» вполне могло послужить отсутствие безопасности и гарантий. Возникает резонный вопрос: а не отошли ли мы слишком далеко от некогда успешной концепции «казахстанское общество» (многонациональное), чтобы прийти к концепции «казахское общество» (мононациональное)? Не заигрались ли мы со всякими доганами, уятменами и салафитами?
Причем отличительная черта новой волны от всех предыдущих заключается в ее значительной молодежной составляющей. По сути, уезжают завтрашние ученые и менеджеры, а сегодня успешные выпускники вузов, владеющие языками, независимые и самостоятельные. Кому-то выход из ситуации видится в банальных запретах и ограничениях, связанных с выездом на учебу, как, к примеру, было в начале года с экзаменаторами из российских вузов. Мол, закрыть выезд – и точка! Но решит ли это проблему?
Не лучше ли нашим «экзаменаторам» самим поездить по регионам и близлежащим странам в поисках талантливой молодежи? Почему бы казахстанским вузам не заняться повышением качества образования до российского или даже китайского уровня? Какой смысл повышать цены на обучение (сейчас они почти такие же, как в зарубежных вузах), если его содержание остается прежним, если не хуже?… Думаю, я ответил на ваш вопрос.
Руслан Тусупбеков, эксперт по международному праву: «Остановить их невозможно»
– Думаю, что остановить эмиграцию невозможно. Во-первых, это вполне естественный процесс перетока людских ресурсов между странами, прекратить который можно только с помощью «железного занавеса». Подобные примеры в истории уже были, но, как мы помним, ни к чему хорошему это не привело.
Во-вторых, уезжают в основном этнические русские, и едут они на свою историческую родину. Остановить их не получится. Дело в том, что после развала СССР и обретения 15 республиками независимости начался естественный процесс строительства национальных государств. Под этим имеется в виду возрождение государственных языков, становление национальной элиты и прочее. Однако не все русские хотят жить в новых условиях и интегрироваться в эти процессы, учить язык и т.д. Это их право, и мы должны с пониманием относиться к таким настроениям.
Разумеется, я говорю не только о «наших» русских. Это относится ко всем постсоветским республикам. Да что там суверенные государства – русские уезжают даже из национальных окраин самой России! К примеру, в Ингушетии их доля сейчас составляет менее одного процента населения. В Якутии она за последние тридцать лет сократилась с 53-х до 33-х процентов. То есть, мы сейчас наблюдаем, как в России сужаются границы обитания самого русского этноса. Причин тому много, но это уже тема отдельного разговора.
В-третьих, нас должен беспокоить отъезд коренного населения, а сальдо миграции по казахам пока положительное. Вот когда оно будет отрицательным, тогда и нужно бить тревогу. А пока, как я уже сказал, у нас с этим все нормально.
В-четвертых, отток казахстанцев не носит характер массового бегства. Последнее, как правило, происходит тогда, когда налицо признаки языкового, этнического, расового геноцида. Ничего подобного у нас не было, нет и не будет. Уровень толерантности и терпимости в нашем обществе предельно высокий. Казахи продолжают оставаться мировыми лидерами в этом вопросе.
В-пятых, не думаю, что отъезд граждан напрямую связан с экономическими и социальными проблемами в стране. Да, зависимость, конечно, есть, но не такая сильная, как кажется некоторым. Эмиграция, повторюсь, носит ярко выраженный этнический характер – в основном уезжают представители европейских наций. В целом, думаю, государство никак не сможет повлиять на этот процесс ни в сторону сокращения, ни в сторону увеличения, потому как он вполне естественный, если можно так выразиться. «Голосуют ногами», «за колбасой» и прочее – не про наш случай. Причины лежат гораздо глубже – это распад СССР, резкое сокращение «русского мира», демографические тенденции, рост национального самосознания народов бывшего СССР и многое другое.
Казбек Бейсебаев, блогер, бывший дипломат: «Они не верят в будущее»
– Несмотря на имеющиеся в Казахстане проблемы, экономическое положение у нас по сравнению с другими странами достаточно хорошее. Каких-то конфликтов не наблюдается, с безопасностью все в порядке. Свои социальные обязательства государство в целом выполняет. То есть, каких-то особых причин и вообще смысла покидать страну нет. Тем не менее, проблема миграции существует, и ее недавно признал сам глава государства, когда выступил за то, «чтобы все оставались в Казахстане».
Думаю, главная причина – это неверие в будущее и соответственно беспокойство за детей. У нас, как известно, гарантом Конституции является президент – он регулярно выступает за соблюдение прав всех казахстанцев. И это особенно важно для граждан нетитульных наций. Достаточно вспомнить, как глава государства вмешивался в ситуации с перегибами в языковой политике. Ему не раз удавалось успокоить людей и снять напряжение.
Однако недавно спикер сената в своем интервью «Би-Би-Си» допустил высказывание, что лидер нации, возможно, не примет участие в следующих президентских выборах. Учитывая, что это заявление прозвучало на достаточно высоком уровне, некоторая часть наших граждан заговорила о закате эпохи стабильности, которую они связывают исключительно с Нурсултаном Назарбаевым.
Плюс ко всему граждане видят нарастающие проблемы в экономике страны и то, как власти продолжают транжирить бюджетные средства через различные госпрограммы. Они понимают, что деньги в том же Национальном фонде рано или поздно закончатся. То есть, их опасения по поводу стабильности в стране подтверждаются конкретными фактами, и неудивительно, что желающих сменить страну проживания становится все больше. Остановить данный процесс можно, только гарантировав политическую стабильность и экономический рост. Но эти вопросы пока остаются открытыми.
Марат Утебаев, кандидат исторических наук, профессор Российской академии естествознания: «Мы теряем молодежь»
– На мой взгляд, усилившаяся в последнее время эмиграция граждан за рубеж, особенно из северных регионов, связана в основном с ухудшением социально-экономической и финансовой ситуации в стране. Проще говоря, с тем, что условия жизни становятся все хуже и хуже. Понятно, что в этом потоке уезжающих мы теряем в том числе квалифицированные кадры и молодежь. А потому правительство должно на основе тщательного и глубокого анализа оперативно заняться системным решением этих проблем. От него требуются более эффективная реализация социально-экономических программ в регионах, разработка и доведение до ума необходимых законов, да и просто слаженная работа всех министерств и ведомств.
Целесообразно начать с создания постоянных драйверов и точек роста во всех регионах страны, причем упор следует делать на социальную сферу. В этом контексте стоит обратить пристальное внимание на параметры минимальной заработной платы в нашей стране. В нынешнем году она составила всего 28 тысяч 284 тенге (70 евро) и была признана самой низкой в Евразийском экономическом союзе.
Мало того, мы отстаем от кризисной Украины, Азербайджана, Молдовы, а также стран Восточной Европы и Юго-Восточной Азии. К примеру, в России, куда уезжает большинство наших граждан, минимальный размер оплаты труда (МРОТ) составляет 11 тысяч 163 рубля (151 евро), или 60,5 тысячи тенге…
Кроме того, нужно срочно пересмотреть базовый должностной оклад (БДО) учителей, врачей и других работников бюджетной сферы. Этот показатель не менялся более семи лет и сейчас составляет всего 17 тысяч 697 тенге (44 евро)… Я не думаю, что повышение МРОТ и БДО потребует огромных финансовых затрат из государственного бюджета. Зато оно даст быстрый эффект и сыграет огромную роль в стабилизации социальной сферы, соответственно снизив уровень миграции населения за рубеж.
В последнее время общественность также поднимает вопрос о создании в Казахстане аналога материнского капитала (как в России) с целью стимулирования рождаемости, да и в целом повышения минимальных социальных стандартов жизни. Думаю, к решению данного вопроса должна подключиться партия «Нур Отан» как ведущая политическая сила страны, обладающая крупнейшей фракцией в парламенте и влияющая на стратегию кабинета министров.
Более того, к широкому обсуждению данной темы нужно активно привлекать все институты гражданского общества, СМИ и социальные сети. Такое повышенное внимание к социальным проблемам способно ускорить их решение и, следовательно, ослабить миграционные настроения среди населения. К тому же при условии совершенствования социальных стандартов и критериев качества жизни в Казахстане мы сможем повысить конкурентоспособность страны в глобальном контексте, в том числе по индексу и классификации Всемирного экономического форума.